ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А54/12 от 10.02.2012 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10.02.2012 г. с.Доброе

Липецкий районный суд в составе:

председательствующего судьи Черникова С.Н.

при секретаре: Сенчищевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 14.12.2011 г. №52 «О назначении выборов главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области»,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Совету депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области о признании решения от 14.12.2011 г. №52 «О назначении выборов главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области» недействительным мотивируя тем, что он является главой администрации сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района на основании Постановления Борисовской муниципальной избирательной комиссии Добровского района Липецкой области № 16/7 от З декабря 2007 года «О результатах выборов главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области».

14 декабря 2011 года Советом депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области было принято решение №52 «О назначении выборов главы сельского поселения Брисовский сельсовет Добровсокого муниципального района Липецкой области». Согласно данному решению выборы главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского района назначены на 04 марта 2012 года, однако оно незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями) срок, на который избираются органы местного самоуправления, а также срок полномочий данных органов устанавливается уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее 2-х и более 5 лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления является втрое воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случае предусмотренным п,8 ст.81.1 настоящего федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.

Согласно п.8 ст.81.1 указанного Федерального закона в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с п,3,4,5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований во второе воскресенье марта, либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов.

Согласно ст.4 Закона Липецкой области от 2 июня 2006 г. №299-03 «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» (с последующими изменениями) в случае, если глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, выборы главы муниципального образования являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение срока полномочий главы муниципального образования.

В силу ч.1 ст.9 указанного закона Липецкой области, срок на который избирается глава муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с положениями настоящей статьи и не может быть менее двух и более пяти лет. Срок, на который избирается глава муниципального образования, исчисляется со дня избрания главы муниципального образования.

Согласно ч.1 ст. 9 Закона Липецкой области от 2 июня 2006 года №299- 03 днем окончания срока, на который избирается глава муниципального образования, является второе воскресенье марта года, в котором истекает установленный уставом муниципального образования срок полномочий указанного главы муниципального образования, за исключением случаев, указанных в частях 3,4,5 настоящей статьи.

В силу ч.3 ст.9 указанного Закона Липецкой области, если после вступления в силу настоящего Закона выборы главы муниципального образования в соответствии со ст.81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проводятся в иной, чем второе воскресенье марта, день, уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что днем окончания срока, на который избирается глава муниципального образования, является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий главы муниципального образования, за исключением случаев, указанных в частях 4 (истечение срока полномочий главы муниципального образования в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва) и 5 (совпадение второго воскресенья марта или второго воскресенья октября года, в котором истекает срок полномочий главы муниципального образования, с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявление второго воскресенья марта или второе воскресенье октября в установленном порядке рабочим днем) настоящей статьи.

В силу п.2 ст.34 Устава сельского поселения Борисвский сельсовет Добровского муниципального района, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района №21 от 04.08.2010 г. (с последующими изменениями), глава сельского поселения избирается гражданами, проживающими на территории сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Срок полномочий главы сельского поселения составляет 5 лет.

Согласно п.5 ст.18 Устава сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района днями голосования на муниципальных выборах являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий Совета депутатов сельского поселения, главы сельского поселения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным Законодательством.

Таким образом, принятие Советом депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет решения о назначении выборов главы сельского поселения на 04 марта 2012 года противоречит требованиям вышеуказанных норм Федерального закона от 12 июня 2002 г.№67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Липецкой области от 2 июня 2006 года №299-03 «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» и не обеспечивает соблюдение срока моих полномочий действующего главы муниципального образования, поскольку Уставом сельского поселения Борисовский сельсовет предусмотрено проведение муниципальных выборов во второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий главы сельского поселения.

В судебном заседании ФИО1 требования полностью поддержал и просил их удовлетворить, приведя доводы изложенные в иске.

Председатель Совета депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области ФИО2 действующая как председатель Совета депутатов, так и кандидат на должность главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области, просила отказать в удовлетворении требований, поскольку заявление является необоснованным, так как оспариваемое решение принято в рамках действующего законодательства.

Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований ФИО3, являющийся кандидатом на должность главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области, в судебном заседании просил удовлетворить требования ФИО1 и признать незаконным оспариваемое решение, так как оно нарушает права ФИО1 на 5-ти летний срок его полномочий в должности главы сельского поселения.

Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований ФИО4, являющаяся кандидатом на должность главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не прибыла, надлежащим образом уведомлена о времени, месте и дате рассмотрения дела, обратилась к суду с заявлением с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие и отказать в удовлетворении требований ФИО1.

Прокурор Лунева О.Ф. просила суд отклонить заявленные требования, поскольку они не основаны на нормах закона.

Суд, изучив материалы дела, доводы заявителя, мнения заинтересованных лиц и прокурора приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ст.261 ГПК РФ Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В силу п.3 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 20 октября 2011 г.)Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Пункты 4-6 вышеуказанной указанной статьи закона говорят о том, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Согласно п. 8 ст.81.1 вышеуказанного закона, в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.

В соответствии с п. 1-5, п. 7 ст. 81.1 указанного федерального закона

Если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 ноября по 31 декабря после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 января по 31 марта после 15 августа 2005 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье марта года, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

Если реализация положений пункта 1 или 2 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования на нескольких выборах, в том числе выборах в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах. Если реализация положений пункта 3 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования на нескольких выборах, в том числе выборах в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны были быть проведены.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года.

Выборы в представительные органы первого созыва и выборы глав вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальных образований, а также выборы в органы местного самоуправления, срок полномочий которых был продлен или сокращен в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона, проводятся в сроки, определенные законами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Пункт 10 ст.81.1 Закона указывает на то, что если выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводились в соответствии с пунктом 5 статьи 10 настоящего Федерального закона в иной, чем второе воскресенье марта, день, последующие выборы проводятся в ближайший ко дню истечения срока полномочий этого органа, установленный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день, на который могут назначаться выборы, а если таким днем является второе воскресенье октября года проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, - в день голосования на указанных выборах. Срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации соответственно продлевается или сокращается.

Пункт 5 ст.10 Закона говорит о том, что Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

Пункт 6 ст.82 Закона указывает на то, что допускается законом субъекта Российской Федерации не более чем на шесть месяцев продление или сокращение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Не допускается продление или сокращение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в результате которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов.

При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, срок полномочий которого продлен или сокращен в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, положения статьи 81.1 настоящего Федерального закона не применяются.

Из материалов дела следует, что Постановлением №16/7 от 03.12.2007 г. Борисовской муниципальной избирательной комиссии Добровского района Липецкой области выборы главы сельского поселения Борисовского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области были признаны действительными и избранным главой сельского поселения признан ФИО1 / л.д.10/.

Согласно п.5 ст.18 Устава сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области, принятый решением Совета депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет №21 от 04.08.2010 г., днями голосования на муниципальных выборах являются второе воскресение марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий Совета депутатов сельского поселения, главы сельского поселения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством / л.д.27/.

В силу п.2 ст.34 Устава сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района, глава сельского поселения избирается гражданами, проживающими на территории сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Полномочия главы сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы сельского поселения, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Срок полномочий избранного в 2007 г. главы администрации сельского поселения Борисовского сельсовета ФИО1 истекает в 2012 году.

Решением Совета депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 14.12.2011 г. №52 назначены выборы главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области на воскресенье 4 марта 2012 года / л.д.9/.

Согласно сведениям Борисовской муниципальной избирательной комиссии Добровского района на момент рассмотрения дела, зарегистрированными кандидатами на должность главы сельского поселения Борисовский сельсовет на выборах 4 марта 20102 г. являются: ФИО3, ФИО2 и ФИО4 / л.д.100/.

Таким образом, назначение и проведение выборов главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области на воскресенье 4 марта 2012 года ни как не влияет на права ФИО1, поскольку он не является кандидатом на эту должность.

Тот факт, что срок полномочий ФИО1 4 марта 2012 г. будет составлять 4 года и 3 месяца, а не 5 лет не является основанием для назначения выборов на второе воскресенье октября года, в силу вышеизложенных норм закона.

Кроме этого, ФИО1 в 2007 г. был избран на досрочных выборах, а досрочные выборы также не отнесены Федеральным законом к основаниям, по которым возможно назначение выборов на второе воскресенье октября 2012 г.

Более того, Уставом сельского поселения определено, что днями голосования на муниципальных выборах являются второе воскресенье марта и только в исключительных случаях, которые прямо предусмотрены Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ в иные дни, чем второе воскресенье марта.

В данном случае, перечисленные выше обстоятельства не являются исключительными в соответствии с Федеральным законом для назначения выборов на второе воскресенье октября 2012 г.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что принятое решение Советом депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 14.12.2011 г. №52 «О назначении выборов главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области на 4 марта 2012 г.» принято в соответствии с законом, в рамках своих полномочий и не нарушает права и законные интересы ФИО1, что говорит о том, что его жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению.

Его доводы о том, что оспариваемое решение нарушает его право на исполнение своих обязанностей в должности главы сельского поселения в течение пятилетнего срока, основаны на неправильном толковании закона, так как в 2007 году он был обязан знать о сокращенном сроке своих полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 14.12.2011 г. №52 «О назначении выборов главы сельского поселения Борисовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.Н. Черников

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2012 г.

Председательствующий: С.Н. Черников