№2-А88/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2017 года с. Красное
Становлянский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Бредихина Д.В., при секретаре Ковыловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО Сбербанк в лице Липецкого филиала, Министерству сельского хозяйства РФ в лице Управления сельского хозяйства по <адрес> о включении в реестр заемщиков,
У С Т А Н О В И Л:
На основании выписки из похозяйственной книги №, выданной администрацией сельского поселения Яблонский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 ведет личное подсобное хозяйство. В своем хозяйстве занимается выращиванием сельскохозяйственных кормов, имеет в собственности 30 га. земли, несколько тракторов с прицепным оборудованием и другое движимое и недвижимое имущество, указанное в выписки из похозяйственной книги.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как сельскохозяйственный товаропроизводитель, ведущий личное подсобное хозяйство, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г., обратился за получением льготного кредита под 5% на сумму 800000 руб. на срок 5 лет, необходимого ему для развития личного подсобного хозяйства, в Липецкое региональное отделение Сбербанка России, с которым Минсельхоз РФ заключил соглашение по данному льготному кредитованию.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО Сбербанк отказал ФИО1 в льготном кредитовании, указав на то, что кредитование клиентов, занимающихся личным подсобным хозяйством, в рамках Постановления Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г. не производится. Для получения кредита по льготным процентным ставкам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г., требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и опыт работы в данном статусе не менее 12 месяцев.
Считая данное решение незаконным и необоснованным, ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО Сбербанк в лице Липецкого филиала и Министерству сельского хозяйства РФ в лице Управления сельского хозяйства по <адрес> о признании за ним как, сельскохозяйственным производителем, ведущим личное подсобное хозяйство, право на получение кредита по льготной процентной ставке 5%, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г., и включении его в реестр потенциальных заемщиков на получение данного кредита. В обоснование своих доводов указывает, что отказ Банка в кредитовании по льготной процентной ставке грубо нарушает его права как сельскохозяйственного производителя, ведущего личное подсобное хозяйство, на получение мер государственной поддержки. Указывает, что по заявлению Банк проверяет потенциального заемщика на соответствие требованиям и целевому назначению кредита, включает его в реестр потенциальных заемщиков и направляет реестр в Минсельхоз России. Окончательное решение о включении или не включении потенциального заемщика в реестр заемщиков принимает Минсельхоз РФ, и при положительном решении Банк выдает кредит заемщику. Считает, что он соответствует всем требованиям, предъявляемым к потенциальным заемщикам, и должен быть включен Банком в реестр заемщиков, получивших положительное решение о льготном кредитовании.
Определением суда от 27.04.2017 г. производство по делу в отношении соответчика Министерства сельского хозяйства РФ в лице Управления сельского хозяйства по <адрес> по иску ФИО1 о включении в реестр заемщиков, получивших положительное решение о льготном кредитовании, прекращено по заявлению истца, в связи с его отказом от иска в этой части.
Определением суда от 27.04.2017 г. в качестве третьего лица на стороне ответчика, судом привлечено Министерство сельского хозяйства РФ.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал по тем же основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 иск не признал, указал, что на предъявление данного иска к ПАО Сбербанк о включении в реестр заемщиков, получивших положительное решение о льготном кредитовании, у заявителя ФИО1 отсутствовали материальные и процессуальные права, поскольку Банк с ним никакого договора кредитования не заключал, следовательно, считает он, Закон «О защите прав потребителей» к данным правоотношениям не применим. Кроме того, указывает представитель, на момент обращения ФИО1 в ПАО Сбербанк им были не представлены документы, подтверждающие его право на получение льготного кредита в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Кредитование сельскохозяйственных производителей, деятельность которых вытекает из ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется Банком в соответствии с Альбомом кредитных продуктов, представляемых физическим лицам № 2139-1 от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с приложением 3.4. указанного Альбома, физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство, ПАО Сбербанк может предоставит потребительский кредит в сумме от 15000 руб. до 700000 руб. под 20% годовых сроком от 24 до 60 месяцев с обеспечением либо без обеспечения обязательства. Истец ФИО1 с таким заявлением к Банку не обращался и отказа в этом не получал, доказательств нарушения его прав потребителя не представил. В таком случае, считает представитель, кредитный договор не является публичным договором и к нему не применимы положения ст. 426, 445 ГК РФ, а именно, обязанность Банка заключать с ФИО1 кредитный договор на льготных условиях.
Привлеченное судом в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерство сельского хозяйства РФ о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще и своевременно, в письменном заявлении, поданном в суд, просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, указывая, что решение о включении в реестр потенциальных заемщиков на получение льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита находится в ведении уполномоченного Банка, как и ведение реестра заемщиков.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 1 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528, настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке (далее соответственно - субсидии, заемщик).
Субсидии предоставляются по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
В целях реализации Постановления № 1528 издан Приказ Минсельхоза России от 24.01.2017 г. № 25 «Об утверждении порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков и исключения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, из реестра заемщиков, а также форм документов, предусмотренных Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016г. N1528», которым регламентируется порядок включения в реестр заемщиков, получивших положительное решение о льготном кредитовании.
Согласно п. 2.1 раздела II Приказа № реестр потенциальных заемщиков оформляется уполномоченным банком в соответствии с формой, утвержденной приложением № к приказу.
Согласно п. 2.2 раздела II Приказа № реестр потенциальных заемщиков направляется уполномоченным банком в Минсельхоз России вместе с сопроводительным письмом, содержащим информацию о том, что заемщики, включенные в реестр потенциальных заемщиков, соответствуют требованиям Правил, согласны с условиями кредитования в соответствии с решением уполномоченного органа уполномоченного банка и на включение в реестр потенциальных заемщиков, а также о готовности уполномоченного банка заключить кредитный договор (соглашение) с заемщиком и о наличии положительного решения о кредитовании данных заемщиков, принятого уполномоченным органом уполномоченного банка.
В соответствии с п. 5 Правил заемщик самостоятельно выбирает уполномоченный банк для получения льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита. Уполномоченный банк рассматривает возможность предоставления льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в уполномоченном банке.
На основании п. 7 Правил заемщик, претендующий на получение льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита, представляет в уполномоченный банк документы в соответствии с требованиями уполномоченного банка.
Проверка соответствия заемщиков требованиям, указанным в пункте 4 настоящих Правил, проводится уполномоченным банком.
Согласно Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 24 января 2017г. N24
«Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов» в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» утвержден перечень направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов согласно приложению N1 к настоящему приказу и перечень направлений целевого использования льготных инвестиционных кредитов согласно приложению N2 к настоящему приказу.
Согласно п. 5 приложения № к приказу Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено направление целевого использования льготных краткосрочных кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с ДД.ММ.ГГГГ на срок до 1 года, на:
5.1 на цели развития подотрасли растениеводства на: приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе материалов для теплиц; уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур.
5.2. на цели развития подотрасли животноводства на: приобретение запасных частей и материалов для ремонта животноводческих помещений, кормов, ветеринарных препаратов, молодняка сельскохозяйственных животных; уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственных животных.
Согласно п. 2 приложения № к приказу Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено направление целевого использования льготных инвестиционных кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с ДД.ММ.ГГГГ на срок до 5 лет, на цели развития подотраслей животноводства и переработки продукции животноводства на:
приобретение сельскохозяйственных животных (за исключением свиней и бройлеров), оборудования для животноводства (за исключением оборудования для свиноводства и бройлерного производства) и переработки сельскохозяйственной продукции, газового оборудования и подключение к газовым сетям; ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений (за исключением помещений для свиней и кур).
Как установлено судом по материалам дела, согласно выписки из похозяйственной книги №, выданной администрацией сельского поселения Яблонский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 ведет личное подсобное хозяйство. В своем хозяйстве занимается выращиванием сельскохозяйственных кормов, имеет в собственности 30 га. земли, несколько тракторов с прицепным оборудованием и другое движимое и недвижимое имущество, указанное в выписки из похозяйственной книги.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003года N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Статьей 1 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.
Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В статье 2 данного Закона дается понятие личного подсобного хозяйства, что это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Согласно ст. 7 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям: стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, судом установлено, что на личное подсобное хозяйство ФИО1 распространяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г., о получении льготного кредита для развития личного подсобного хозяйства в Липецком региональном отделении Сбербанка России, с которым Минсельхоз РФ заключил соглашение по данному льготному кредитованию, следовательно, истец имеет право на получение такого кредита и включение его в реестр потенциальных заемщиков.
Доводы в этой части представителей ответчика о том, что истец не имеет права на получение льготного кредита, т.к. это не предусмотрено законом, поскольку он не является индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом, а также не имеет материального и процессуального права по этим основаниям обращаться с данными требованиями к Банку, основаны на неверном толковании закона и являются несостоятельными.
Других доказательств в обосновании своих возражений в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком и его представителями суду не представлено.
При таких данных, суд считает, что заявленный иск ФИО1 является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, полежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать право ФИО1, как сельскохозяйственного производителя, на получение кредита по льготной процентной ставке 5% в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1528 от 29.12.2016 г.
Включить ФИО1 в реестр потенциальных заемщиков на получение кредита, как сельскохозяйственного производителя, по льготной процентной ставке 5% в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ПАО «Сбербанк» государственную пошлину в доход бюджета Краснинского муниципального района <адрес> в размере – 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий облсуд через Становлянский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.В. Бредихин