ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А93/20 от 20.04.2020 Задонского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-А93/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2020 года с.Хлевное

Задонский районный суд Липецкой области в составе судьи Дувановой А.В., при секретаре Копенкиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Хлевенского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное о понуждении устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне при содержании противорадиационного укрытия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хлевенского района Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное о понуждении устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне при содержании противорадиационного укрытия. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне при содержании противорадиационного укрытия в деятельности МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное. Как показала проверка на территории Хлевенского муниципального района имеется 1 противорадиационное укрытие (ПРУ), расположенное по адресу: <...>, которое с 11.04.2012 принадлежит на праве оперативного управления МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное (свидетельство о государственной регистрации права 48 АГ № 090737). Вопреки требованиям законодательства о необходимости поддержания ПРУ в состоянии готовности к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное допущено бездействие при содержании и эксплуатации ПРУ, о чем свидетельствуют данные, содержащиеся в паспорте ЗС ГО, а также в акте инвентаризации, оценки содержания и использования ПРУ.

Так, в помещении ПРУ не забетонирован пол, отсутствует гидроизоляция, вентиляция и фильтровентеляционное оборудование, санитарные узлы и теплоснабжение, в связи с чем, по результатам комиссионного обследования, проведенного 11.08.2018, сооружение к приему укрываемых не готово, требует капитального ремонта. Кроме того, ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ПРУ не назначены, необходимая проектно-сметная документация для проведения ремонтных работ не разрабатывалась. В случае возникновения чрезвычайной ситуации неготовность ПРУ к приему укрываемых приведет к многочисленным жертвам среди населения Хлевенского района, при этом определить круг лиц, которые могут пострадать в указанном случае, не представляется возможным.

Прокурор просит обязать МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное провести капитальный ремонт ПРУ, расположенного по адресу: <...>, обеспечив надлежащее функционирование ЗС ГО в соответствии с требованиями Свода правил СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77. Защитные сооружения гражданской обороны». Актуализированная редакция СНиП II-11-77* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 февраля 2014 г. № 59/пр) (с изменениями и дополнениями).

В письменном заключении помощник прокурора Яковлева Ю.В. поддержала исковые требования и в целях предотвращения причинения вреда, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций просила обязать МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное провести капитальный ремонт ПРУ, расположенного по адресу: <...>, обеспечив надлежащее функционирование ЗС ГО в соответствии с требованиями Свода правил СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77. Защитные сооружения гражданской обороны». Актуализированная редакция СНиП II-11-77* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 февраля 2014 г. № 59/пр).

Представитель ответчика начальник отдела образования администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также предоставить срок для исполнения решения в 1 год.

Представитель администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В силу ст. 1 ФЗ № 28-ФЗ:

- гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с п. 1.2 Правил их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны– убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В силу п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

В силу п. 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время утвержден Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 г. № 575.

Согласно п.п. 2, 3 Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.

Кроме того, требования к защитным сооружения гражданской обороны определены в Своде правил СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77. Защитные сооружения гражданской обороны». Актуализированная редакция СНиП II-11-77* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 февраля 2014 г. № 59/пр) (с изменениями и дополнениями).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Хлевенского района района проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне при содержании противорадиационного укрытия в деятельности МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное.

Как показала проверка на территории Хлевенского муниципального района имеется 1 противорадиационное укрытие (ПРУ), расположенное по адресу: <...>, которое с 11.04.2012 принадлежит на праве оперативного управления МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное (свидетельство о государственной регистрации права 48 АГ № 090737).

Вопреки требованиям законодательства о необходимости поддержания ПРУ в состоянии готовности к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное допущено бездействие при содержании и эксплуатации ПРУ, о чем свидетельствуют данные, содержащиеся в паспорте ЗС ГО, а также в акте инвентаризации, оценки содержания и использования ПРУ.

Так, в помещении ПРУ не забетонирован пол, отсутствует гидроизоляция, вентиляция и фильтровентеляционное оборудование, санитарные узлы и теплоснабжение, в связи с чем, по результатам комиссионного обследования, проведенного 11.08.2018, сооружение к приему укрываемых не готово, требует капитального ремонта.

Кроме того, ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования ПРУ не назначены, необходимая проектно-сметная документация для проведения ремонтных работ не разрабатывалась.

По мнению прокурора, в случае возникновения чрезвычайной ситуации неготовность ПРУ к приему укрываемых приведет к многочисленным жертвам среди населения Хлевенского района, при этом определить круг лиц, которые могут пострадать в указанном случае, не представляется возможным.

В целях предотвращения причинения вреда, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в силу ст. 45 ГПК РФ.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Хлевное провести капитальный ремонт противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <...>, обеспечив надлежащее функционирование ЗС ГО в соответствии с требованиями Свода правил СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77. Защитные сооружения гражданской обороны». Актуализированная редакция СНиП II-11-77* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 февраля 2014 г. № 59/пр) (с изменениями и дополнениями) в срок 1 год с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Дуванова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2020 года.