ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-АМ-211/18 от 13.09.2018 Мегино-кангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-АМ - 211/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года село Амга

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Будурусовой С.П., при секретаре судебного заседания Парфеновой М.П., с участием заместителя прокурора Амгинского района Муксунова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Амгинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха(Якутия) о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Амгинского района Маякулов П.В.в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха(Якутия) о возложении обязанности принять нормативно-правовые акты, регулирующие муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, мотивируя их отсутствием, и тем, что 24 мая 2017 года прокуратурой района в адрес главы МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства о принятии нормативно-правовых актов об установлении порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, но ответчиком нарушения не устранены.

Ответчик – администрация МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха(Якутия) представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. И.о.главы МО «Алтанский наслег» ФИО1 просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв, в котором указал о принятии Положения «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в муниципальном образовании «Алтанский наслег» Амгинского улуса(района)». Судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха(Якутия).

Выслушав доводы прокурора, и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По результатам проведенной прокуратурой Амгинского района проверкой выявлено, что администрацией МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха(Якутия) не приняты нормативно-правовые акты, регулирующие муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, что является нарушением действующего федерального законодательства.

В соответствии со статьей 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исполнительно-распорядительный орган муниципального образования осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования. В соответствии со статьей 13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся среди прочего, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (пункт 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ), установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (пункт 1.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 26-ФЗ). Аналогичные положения закреплены в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Законом Республики Саха (Якутия) от 26.10.2016 1743-З N 1043-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)» введена статья 10.2, в которой указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Из материалов дела следует, что в настоящее время в МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха(Якутия) отсутствуют нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, что подтверждено копией представления от 24 мая 2017 года, письмом зам. главы МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) от 05 июля 2017 года. Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком по делу доказательств в порядке статьи 56 ГПК РФ, опровергающих доводы прокурора, в суд не представлено. Представленное суду положение «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в МО «Алтанский наслег» Амгинского улуса(района)» регулирует в целом отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности. При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие регулирования вопросов осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, нарушает права неопределенного круга лиц. Нарушения закона подлежат устранению принятием ответчиком мер по разработке и принятию нормативно-правовых актов, регулирующих муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, для чего необходимо время, не менее трех месяцев.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Амгинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Алтанский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха(Якутия) принять меры по принятию нормативно-правовых актов, регулирующих муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в 3-месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в Верховный Суд Республики Саха(Якутия).

Судья п/п Будурусова С.П.