ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-АМ-25/20120 от 22.04.2020 Мегино-кангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-АМ-25/20120

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

Именем Российской Федерации

село Амга 22 апреля 2020 года

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.М., при секретаре судебного заседания Борисовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ) к ФИО1 о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ ( затрат по тушению лесного пожара ) для последующего перечисления в федеральный бюджет,

у с т а н о в и л :

Истец – Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ) обратился с иском к ФИО1 о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ ( затрат по тушению лесного пожара) для последующего перечисления в федеральный бюджет, в размере 823.984 рублей 87 копеек. В обоснование исковых требований истец указывает о том, что постановлением б/н о назначении административного наказания Амгинской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ) от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5.000 рублей. Постановление вступило в законную силу. ФИО1 штраф в размере 5.000 рублей оплатил ДД.ММ.ГГГГ. Тушение пожара осуществлялось силами ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов». Просит взыскать с ответчика расходы по тушению лесного пожара в размере 823.984 рублей 87 копеек, которые состоят из следующих сумм: 64.373 рублей 47 копеек - оплата труда работников ГБУ Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» в количестве 8 человек; 747.444 рублей 63 копеек – расходы по оплате за авиационные услуги ООО «Авиационное предприятие «РегионАвиа» и АО «АК «Полярные авиалинии» по тушению пожара; 5.521 рублей 32 копеек – расходы по оплате за услуги спутниковой связи, предоставленной АО «ГлобалТел»; 1.639 рублей 66 копеек – расходы на ГСМ; 960 рублей расходы на приобретение запасных частей (аккумуляторной батареи); 4.045 рублей 79 копеек – расходы на продукты питания для работников, участвовавших при тушении лесного пожара, на денежную компенсацию на питание летчика-наблюдателя.

Истец – Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ), ответчик ФИО1 извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства. В ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО2 заявил об отсутствии со стороны истца при рассмотрении искового заявления возражений по вопросу применения судом статьи 1083 ГК РФ и уменьшения суммы с учетом материального, семейного положения ответчика, просил рассмотреть дело в их отсутствие, в случае неявки ответчика в порядке заочного производства.

Ответчик представителя в суд не направил, об отложении судебного разбирательства не просил. Судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика в заочном порядке.

В подготовительном судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования не признал и пояснил, что виновным себя не признает, работает <адрес> Республики Саха (Якутия), в день пожара его не было на месте, где произошел пожар, потом попросили его расписаться в акте о лесном пожаре, он подписал, иждивенцев не имеет.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков, под которыми понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 ГК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.

Применяя ст. 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (п. 11 постановления). В п. 12 постановления указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующим в проведении государственной политики в области лесных отношений Республики Саха (Якутия).

ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" является специализированным государственным бюджетным учреждением по охране лесов от пожаров, одним из основных видов деятельности которого является обеспечение средствами предупреждения и тушение лесных пожаров.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений".

Согласно разделу V Порядка расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.

В судебном заседании установлено, что постановлением б/н о назначении административного наказания Амгинской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ) от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5.000 рублей. Постановление вступило в законную силу. ФИО1 штраф в размере 5.000 рублей оплатил ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Принимая во внимание то, что вступившим в законную силу постановлением установлена вина ФИО1 в неосторожном обращении с огнем, вызвавшем возникновение лесного пожара А в квартале 370, выдел 29 Амгинского участкового лесничества и причинение крупного ущерба, а обратного ответчиком не предоставлено, ответчик ФИО1 должен возместить расходы, связанные с тушением лесного пожара.

Согласно акта о лесном пожаре А от ДД.ММ.ГГГГ, тушение пожара начато ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 20 минут, пожар ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут. Пройденная огнем площадь составляет 2,5 га.

Согласно расчета взыскиваемой суммы – затрат по тушению лесного пожара 1А от ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате труда с НДФЛ 8 работников ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» составляют 64.373 рубля 47 копеек, расходы по авиационным услугам – 747.444 рублей 63 копеек, ррасходы за услуги спутниковой связи – 5.521 рублей 32 копеек, расходы на ГСМ – 1.639 рублей 66 копеек, расходы на запчасти – 960 рублей, расходы на продукты питания – 4.045 рублей 79 копеек. Руководителем работ по тушению лесного пожара А назначен инструктор ППГ ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» ФИО3. В тушении лесного пожара участвовали 5 работников АПС ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов»: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, 2 летчика-наблюдателя ФИО8, ФИО9, водитель ФИО10 Вышеуказанное обстоятельство подтверждается постановлением б/н о назначении административного наказания Амгинской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ) от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, актом о лесном пожаре А от ДД.ММ.ГГГГ, приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ начальника ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов», пояснительной запиской к тушению пожара руководителя лесного пожара инструктора ППГ ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» ФИО3, летчика-наблюдателя ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» ФИО11, справкой о затратах по тушению лесного пожара, табелями учета рабочего времени, расчетно-платежными ведомостями, участвовавших в тушении лесного пожара, расчетом взыскиваемой суммы по иску – вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ (затрат по тушению), ведомостью на оплату за совершенные прыжки работниками АПС Амгинского оперативного отделения ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Главы РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ, уставом ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», справкой руководителя ГКУ РС(Я) «Амгинское лесничество» ФИО12, схемой пожаров А, сведением о ликвидации лесного пожара, ведомостями налета на пожар А, производственным заданием А01, приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» «Об установлении повышающего коэффициента за стаж работы по выслуге лет за май 2019 года», протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» «О премировании работников за май 2019 года», приходным ордером на приемку материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ, авансовыми отчетами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13, авансовым отчетом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, накладной от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение продуктов, актом о списании материальных запасов от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостью за май месяц 2019 года выдачи продуктов питания работникам Амгинского авиаотделения, выполняющим работы по тушению пожара, приказом -П «Об утверждении норм питания на одного работника, занятого на тушении лесных пожаров в 2019 году» от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостями на возмещение расходов на питание работникам, выполняющим работы по тушению лесного пожара, приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» «О денежной компенсации стоимости продуктов питания летчиков-наблюдателей в 2019 году», чеками на автобензин, ГСМ АО «Саханефтегазсбыт», актами о списании материальных запасов (ГСМ, масел), актом о списании ГСМ, бензина АИ-92, масла от ДД.ММ.ГГГГ, ведомостями учета выдачи ГСМ, путевыми листами автобуса необщего пользования, приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ Республики Саха ( Якутия ) «Якутская база авиационной охраны лесов» «О нормах расхода ГСМ на работу мотосредств», чеками на приобретение батареек для GPS навигаторов, актами о списании материальных запасов, списком затрат авиаотделений на спутниковые мобильные телефоны оператора ГлобалТел в разрезе лесных пожаров лесничеств по авиаотделениям в разговорном трафике за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, счетом фактурой от ДД.ММ.ГГГГ АО «Глобал Тел», актом сдачи-приемки оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ АО «ГлобалТел», счетом АО «ГлобалТел», выпиской из журнала регистрации исходящих вызовов от ДД.ММ.ГГГГ, счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ на авиационные услуги по проведению лесоавиационных работ, заявкой на полет «З», от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом о выполнении заявки на полет от ДД.ММ.ГГГГ, бортовым журналом летчика-наблюдателя от ДД.ММ.ГГГГ, списками пассажиров, актом о выполнении работах по авиационному обслуживанию от ДД.ММ.ГГГГ, счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ на авиационные услуги, актом от ДД.ММ.ГГГГ на авиационные услуги, заявкой на полет -Р на ДД.ММ.ГГГГ, отчетом о выполнении заявки на полет от ДД.ММ.ГГГГ-Р, выписками из бортового журнала летчика-наблюдателя от ДД.ММ.ГГГГ, выполнениями полета, справкой о массе багажа и груза и его свойствах предлагаемого к перевозке внутри фюзеляжа, на внешей подвеске, актом о выполненных работах по авиационному обслуживанию от ДД.ММ.ГГГГ, информацией о заключенном контракте (его изменении) от ДД.ММ.ГГГГ, информацией о возвращении заказчиком банковской гарантии гаранту или об уведомлении, направленном заказчиком гаранту, об освобождении от обязательств по банковской гарантии. При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что расходы истца по тушению лесного пожара А полностью подтверждаются представленными истцом материалами, требования истца о взыскании расходов в размере 823.984 рублей 87 копеек являются законными и обоснованными. Расчет истца ответчиком не оспаривается.

Статья 53.4 Лесного кодекса РФ устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушения лесного пожара: обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государтственной власти Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относятся: расходы на оплату труда работников учреждений, включая налоги на обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; транспортные расходы (авиационные услуги); расходы на услуги связи; материальные расходы (ГСМ, запасные части, продукты питания).

Из указанного следует, что возмещению подлежат расходы, связанные с осуществлением принятых работ по тушению лесного пожара, т.е. вышеуказанные работы, подтвержденные документально. Истцом суду представлены доказательства, подтверждающих проведение данных работ. При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.

Суд при определении суммы, подлежащей взысканию с ответчика, считает необходимым применение положений пункта 3 статьи 1083 ГК РФ. Так, ущерб ответчиком причинен в результате неосторожных действий, ответчик постоянного места работы не имеет, не состоит на учете в Центре занятости, иждивенцев не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-197,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ) к ФИО1 о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ ( затрат по тушению лесного пожара) для последующего перечисления в федеральный бюджет, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха ( Якутия ) в возмещение вреда 250.000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части иска отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: Афанасьева Т.М.

Мотивированное решение суда изготовлено 24.04.2020 года