ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-АМ-47/19 от 19.03.2019 Мегино-кангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-АМ-47/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Амга 19 марта 2019 года

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.М. единолично, при секретаре судебного заседания Парфеновой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Анисимова З. Р. в интересах Дарамаева Г.А., Дарамаевой А.Д. к администрации МО «Амгино-Нахаринский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха ( Якутия ) о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в связи с паводком в мае 2018 года, включении в список на право получения выплат, установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Саха(Якутия) и федерального бюджета,

у с т а н о в и л :

Представитель Анисимов З.Р. в интересах истцов обратился с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что истцы постоянно проживают по адресу: <адрес> Республики Саха ( Якутия ), <адрес>. Жилое помещение, в котором проживают истцы, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Амгино-Нахаринский наслег» в мае 2018 года, однако истцы не признаны пострадавшими.

Истцы Дарамаев Г.А.,Дарамаева А.Д. извещены надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие истцов.

Представитель ответчика – администрации МО «Амгино-Нахаринский наслег» Амгинского улуса (района ) Республики Саха ( Якутия ) Александров З.С. признал исковые требования и пояснил, что истцы построили в селе Ефремово жилой дом, просит вынести решение об оказании материальной помощи истцам для восстановления имущества.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, истцы Дарамаев Г.А.,Дарамаева А.Д. являются гражданами Российской Федерации, имеет регистрацию по адресу: <адрес>.

Из акта обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка реки Амга с 08 мая 2018 года следует, что в результате паводка поврежден жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, пострадавшей указана семья Дарамаева Г.А. в составе 2 человек. По заключению комиссии имущество утрачено полностью. На заявление истца Дарамаева Г.А. о включении его и члена семьи в список пострадавших на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с паводком отказано ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Амгино-Нахаринский наслег» до 08 мая 2018 года.

Распоряжением №25 главы МО «Амгино-Нахаринский наслег» МР «Амгинский улус ( район)» Республики Саха ( Якутия ) от 07.05.2018 года на территории МО «Амгино-Нахаринский наслег» введен режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением главы МР «Амгинский улус ( район)» Республики Саха ( Якутия ) от 08.05.2018 года № 698 на территории Амгинского района с 08 мая 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации в связи с весенними паводковыми водами реки Амга.

Распоряжением Главы Республики Саха ( Якутия ) от 12.05.2018 года №2538 на территории Амгинского района с 12 мая 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера в связи с весенними паводковыми водами реки Амга.

Протоколом совместного заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении ЧС межрегионального и федерального характера и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха ( Якутия ) №1 от 14 мая 2018 года чрезвычайная ситуация, обусловленная прохождением паводка на территории Республики Саха (Якутия), с 14 мая 2018 года признана как чрезвычайная ситуация федерального характера.

Согласно справки администрации МО «Амгино-Нахаринский наслег» Амгинского улуса ( района) от 13.09.2018 года Дарамаева А.Д. фактически проживает по адресу: <адрес>. Из выписки из Единого госреестра недвижимости следует, что в совместной собственности истцов имеется жилой дом по вышеуказанному адресу. Наличие жилого помещения не может явиться основанием для установления факта постоянного проживания в данном жилом помещении и возникновения в связи с этим прав на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации № 110 от 15.02.2014 года и Правительства Республики Саха ( Якутия ) № 297 от 30.08.2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу статьи 1 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 данного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На момент возникновения чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110. Согласно указанным Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (пункт 2), в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека(подпункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека)(подпункт «д»). Из приложения №9 к Правилам следует, что при обращении о включении в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи гражданин указывает о том, что жилое помещение, в котором проживают он и члены семьи, оказался и пострадал в зоне чрезвычайной ситуации. При оформлении документов и выделении пострадавшим материальной помощи органы власти руководствуются методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденными МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) регулируется Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642. Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) бюджетные ассигнования резервного фонда используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера следующих непредвиденных мероприятий, включая, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. рублей на человека(пункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 10 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тыс. рублей на человека)(пункт «д»).

Согласно пункту 6 Положения о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642, бюджетные ассигнования из резервного фонда для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляются гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера, в том числе гражданам, проходящим военную службу по призыву, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях любого вида и типа (далее - пострадавший гражданин). Таким образом, выплаты из средств резервных фондов Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в целях оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости предоставляются гражданам при условии постоянного проживания в жилом помещении, расположенном в населенных пунктах подтопленных (затопленных) территорий и утраты полностью или частично имущества первой необходимости. При отсутствии регистрации по месту жительства на момент возникновения чрезвычайной ситуации факт постоянного проживания истца может быть установлен в судебном порядке. В связи с тем, что истцами доказательств постоянного ( преимущественного ) проживания в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с весенним паводком в мае 2018 года на территории Республики Саха ( Якутия ) и в частности на территории МО «Амгино-Нахаринский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ) не представлено, оснований для удовлетворения заявления об установлении факта проживания в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, суд не находит. Следовательно, все исковые требования, связанные с установлением данного юридического факта, также не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований представителя Анисимова З. Р. в интересах ФИО1, Дарамаевой А.Д. к администрации МО «Амгино-Нахаринский наслег» Амгинского улуса (района) Республики Саха ( Якутия ) о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в связи с паводком в мае 2018 года, включении в список на право получения выплат, установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: Афанасьева Т.М.