ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-АВ-70/20 от 10.11.2020 Усть-янского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-АВ-70/2020

УИД 14RS0031-02-2020-000105-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Белая Гора 10 ноября 2020 года

Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего, судьи Круподери И.В. единолично,

при секретаре судебного заседания Хростовской А.Г.,

с участием истца, прокурора Абыйского района Мухоплева В.А.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – представителя Муниципального бюджетного учреждения «Социально-культурный центр п.Белая Гора» Муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора» ФИО6

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Главы Администрации Муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора» ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Абыйского района, в интересах Российской Федерации к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» об обязании выполнить необходимые действия по установке в здании Муниципального бюджетного учреждения «Социально-культурный центр п.Белая Гора» Муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора» приборов учета используемой воды и введение установленных приборов учета в эксплуатацию,

установил:

Заместитель прокурора Абыйского района обратился в суд с заявлением, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов Российской Федерации к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее ГУП ЖКХ) об обязании выполнить необходимые действия по установке в здании Муниципального бюджетного учреждения «Социально-культурный центр п.Белая Гора» Муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора» (далее МБУ СКЦ) приборов учета используемой воды и введение установленных приборов учета в эксплуатацию.

Из заявления следует, что прокуратурой Абыйского района проведена проверка исполнения федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Проведенной проверкой установлено, что в здании МБУ СКЦ имеется потребность в установке приборов учета используемой воды (горячего). Приборы учета воды в здании учреждения до настоящего времени не установлены. ГУП ЖКХ РС (Я) является сетевой организацией, к сетям которой непосредственно присоединены вышеуказанные адреса, им осуществляется обеспечение указанных зданий горячим и холодным водоснабжением и отоплением, однако здания не оснащены приборами учета используемой воды. Частью 12 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусмотрена обязанность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов организациями, осуществляющими снабжение такими ресурсами в случае, когда в установленный законом срок такая обязанность не выполнена собственниками зданий, сооружений. При этом, вышеуказанным законом предусмотрен механизм возмещения понесенных ресурсоснабжающими организациями расходов по установке приборов учета за счет собственников, которые должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. Непринятие мер по установке индивидуальных приборов учета, безучетное потребление природных, энергетических ресурсов нарушает права и интересы Российской Федерации в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

В судебном заседании прокурор Абыйского района заявленные требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам указанным в исковом заявлении. Дополнил, что на период рассмотрения иска, данных об устранении выявленных нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в адрес прокуратуры не поступало.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Глава Администрации МО ГП «п.Белая Гора» ФИО7 исковые требования прокуратуры поддержал, с отзывом представителя ответчика на согласился. Показал, что в 2017 году пытались установить приборы учета в МБУ СКЦ, но впоследствии в связи с недоговоренностью с ГУП ЖКХ, приборы учета были сняты. Здание МБУ СКЦ является собственностью МО ГП «п.Белая Гора» и находится в МБУ СКЦ в оперативном управлении. Полагает, что приборы учета подлежат установке в относительно теплый период.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МБУ СКЦ ФИО8 согласилась с мнением ФИО1 МО ГП ФИО7

В судебном заседании свидетель ФИО9 показала, что является <данные изъяты>). В её обязанности входит контроль и регистрация приборов учета представляемых ресурсов ГУП ЖКХ РС (Я). В МБУ СКЦ не установлены приборы учета водоснабжения по заключенным договорам: холодного и горячего.

В судебном заседании представитель ответчика ГУП ЖКХ РС (Я) отсутствовал, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В адрес суда направил письменный отзыв. В порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

В письменном отзыве не соглашаясь с требованиями прокурора, указал, что здание МБУ СКЦ является собственностью МО ГП «п.Белая Гора» и согласно ч.3 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления до 1 января 2011 года обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, находящихся в муниципальной собственности приборами учета используемой воды. Выполнение мероприятий законом возложено на собственника объекта недвижимости, поэтому по настоящему делу надлежащим ответчиком будет Администрация МО ГП «п.Белая Гора».

Также установка приборов учета носит договорной характер и в отсутствие заявок от собственников, приборы учета не могут быть установлены.

В случае обязания установить приборы учета, просит учесть финансовое состояние предприятия, которое зависит на 86% от бюджета Республики Саха (Якутия). В настоящее время предприятие испытывает острый дефицит денежных средств, также повлияли негативные события с распространением новой короновирусной инфекции, которые повлекли снижение уровня сборов платежей, штрафов и пени. Еще необходимо учитывать объем работ по выделению финансовых средств, наличие технической возможности на установку приборов учета, закупку приборов, их доставку с г.Якутск в п.Белая Гора, установка приборов учета. Полагает, что 3 месячного срока для установки приборов является недостаточно, разумный срок – 1 год со дня вступления в силу решения суда. Просит в удовлетворении иска отказать, учесть фактические обстоятельства дела.

Заслушав стороны, огласив письменный отзыв представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересах Российской Федерации.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ № 261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ, до 1 января 2011 года органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ №262-ФЗ, действия по оснащению указанных зданий приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем собственники возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, закреплены в Приказе Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. N 149.

Таким образом, обязанность по установлению приборов учета возложена на собственников объектов на срок до 1 января 2011 года. После указанного срока обязанность по установке приборов учета лежит на ресурсоснабжающей организации в силу требований закона.

В суде установлено, что административное здание, расположенное по адресу: адрес, является собственностью МО ГП «п.Белая Гора» и находится в МБУ СКЦ в оперативном управлении.

По данным основаниям судом не принимаются утверждения представителя ответчика о том, что приборы учета должна ставить Администрация МО ГП «п.Белая Гора» которая является собственником здания МБУ СКЦ..

Между ГУП ЖКХ и МБУ СКЦ заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды №..., согласно которому ГУП ЖКХ, как ресурсоснабжающая организация обязуется подавать МБУ СКЦ через присоединенную сеть горячее водоснабжение. Данный договор подписан сторонами.

Также между ГУП ЖКХ и МБУ СКЦ заключен договор холодного водоснабжения №..., согласно которому ГУП ЖКХ, как ресурсоснабжающая организация обязуется подавать МБУ СКЦ через присоединенную сеть холодную воду. Данный договор подписан сторонами.

Согласно сведений <данные изъяты>» ГУП ЖКХ РС (Я) по состоянию на дата приборами учета горячего, холодного водоснабжения здание МБУ СКЦ, не оснащено.

ГУП ЖКХ РС (Я) является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории Абыйского района Республики Саха (Якутия), которая, согласно договоров поставки горячей и холодной воды, обязуется подавать через присоединенную сеть горячее и холодное водоснабжение.

Как установлено в суде, на момент рассмотрения дела, приборы учета используемой воды в здании МБУ СКЦ собственником не установлены, таким образом, согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ, действия по оснащению здания приборами учета должна совершить ресурсоснабжающая организация, которой является ГУП ЖКХ РС (Я).

Иск к ГУП ЖКХ Прокуратурой Абыйского района, в соответствии с ч. 2 ст. 29 ГПК РФ, подано по месту нахождения Абыйского филиала ГУП ЖКХ РС (Я), расположенного по адресу: РС (Я), адрес.

При этом отсутствие финансовых средств, не является основанием для освобождения от соблюдения исполнения требований законодательства.

Поскольку обязанность по установке приборов учета, в случае неисполнения собственниками зданий этой обязанности в установленный ФЗ №261-ФЗ срок, возложена на ресурсоснабжающие организации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает, что 3-месячный срок, заявленный для установления приборов учета, является не достаточным, так как в данный период времени ноябрь – февраль месяцы, на территории Абыйского района Республики Саха (Якутия), который относится к сухопутной территории Арктической зоны РФ, согласно п.6 Указа Президента РФ № 220 от 13 мая 2019 года, устанавливается низкий отрицательный температурный режим и временная остановка присоединенных сетей водоснабжения, может сказаться на нормальной жизнедеятельности МБУ СКЦ. Вследствие чего суд полагает установить 6 месячный срок для установки приборов учета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования заместителя прокурора адрес РС (Я) удовлетворить.

Обязать Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда выполнить все необходимые действия по установке в здании Муниципального бюджетного учреждения «Социально-культурный центр п.Белая Гора» Муниципального образования городское поселение «п.Белая Гора», расположенном по адресу: адрес, приборов учета используемой воды и введения установленных приборов учета в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Усть-Янский районный суд РС (Я).

Председательствующий И.В. Круподеря

Резолютивная часть решения изготовлена 10 ноября 2020 года

Мотивированное решение составлено 11 ноября 2020 года.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья И.В. Круподеря