Дело №-Б116/2020 г.
УИД 48RS0017-03-2030-000116-39
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» апреля 2020 год с. Долгоруково
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.Н.,
при секретаре Тюниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Долгоруковского района Липецкой области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанностей в сфере обращения с отходами, образующимися в результате осуществления предпринимательской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Долгоруковского района Липецкой области (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Тербунский районный суд Липецкой области с исковым заявлением к ИП ФИО1 о возложении обязанностей в сфере обращения с отходами, образующимися в результате осуществления предпринимательской деятельности.
Исковые требования прокурора, аргументированы тем, что прокуратурой Долгоруковского района Липецкой области (далее - прокуратура) проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обращения с твердыми коммунальными отходами, и по результатам этой проверки выявлена индивидуальный предприниматель ФИО1, осуществляющая предпринимательскую деятельность: розничную продажу пищевых продуктов, напитков, табачных изделий в магазине «Продукты» по адресу: <адрес> ИП ФИО1 при осуществлении указанной деятельности производит размещение ТКО, что является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, однако паспорт отходов у ИП ФИО1 отсутствует. Региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории <адрес> с 01.01.2019 года, является ООО «ТЭКО-Серсис»», однако ИП ФИО1 договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО «ТЭКО-Серсис» не заключила.
Основываясь на вышеизложенном, прокурор просит суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу <адрес>.
Представитель истца помощник прокурора Карпова В.Е. поддержала требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела по правилам гл. 22 ГПК РФ в заочном порядке.
Ответчик ИП ФИО1, будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не направила, в связи с чем неявка указанного участника процессе признается судом неуважительной.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ТЭКО-Сервис», будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 167 ГПК РФ, проводит со согласия стороны истца в заочном порядке при имеющейся явке сторон в общем порядке, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Рассмотрев представленные материалы гражданского дела, дав им оценку на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре РФ» в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Положениями ст. ст. 1, 2 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» введено понятие «окружающей среды», под которой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов природная среда - совокупность компонентов природной сред природных и природно-антропогенных объектов, при этом компонентами природной среды признается земля, недра, почвы, поверхностные и подзема воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Правилами ст. 8, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что: 1) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредно воздействия на человека; 2) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 11 определено, что индивидуальны предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Нормой ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы и V класс - практически неопасные отходы.
Положениями ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что: 1) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; 2) на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт; 3) паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности; 4) порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
Положениями ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что: 1) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ; 2) договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора; 3) региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности; 4) региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ч. 4 ст. 24.7 установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТЭКО-Сервис» приступил к работе в качестве регионального оператора в Елецкой зоне <адрес> в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, куда входит <адрес>, а соответственно все индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками ТКО, в силу требований ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязаны заключить с ООО «ТЭКО-Сервис» договоры на оказание услуг ТКО.
ЕГРИП содержит сведения об индивидуальном предпринимателе ФИО1, зарегистрированной в этом реестре ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП №), при этом основным видом деятельности ИП ФИО1 является «торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в неспециализированных магазинах».
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в образующимися в результате деятельности ИП ФИО1 в магазине «Продукты, расположенном по адресу: <адрес> из чего следует, что не заключен с региональным оператором ООО «ТЭКО-Сервис» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ИП ФИО1 сведений об организации ею исследования отходов, образующихся в результате осуществления его предпринимательской деятельности, не представила, равно как и не представила данных о заключении ею договора с ООО «ТЭКО-Сервис» по оказанию услуг по обращению с ТКО, а это свидетельствует об осуществлении ИП ФИО1 индивидуальной предпринимательской деятельности с нарушением требований ст. ст. 4.1, 14, 15, 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Несоблюдение ИП ФИО1 указанных требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» позволяет суду в целях защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду возложить на ИП ФИО2 обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу <адрес>.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Долгоруковского района Липецкой области, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 - удовлетворить в полном объеме.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу <адрес>.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в Тербунский районный суд заявление об отмене данного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н.Павлова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>