ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-Б243/2022 от 21.06.2022 Тербунского районного суда (Липецкая область)

производство №2-Б243/2022

дело (УИД) 48RS0017-03-2022-000252-51

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» июня 2022 года с. Долгоруково

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Павловой Е.Н.,

при секретаре Тюниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Долгоруково гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Липецкой области к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения условий получения гранта,

УСТАНОВИЛ:

Управление сельского хозяйства Липецкой области обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба, указав, что индивидуальным предпринимателем - главой КФХ ФИО1 и Управлением сельского хозяйства Липецкой области в целях реализации Закона Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете годов (, Порядка предоставления грантов на софинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (, утвержденным постановлением главы администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках реализации Государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области г. , заключено соглашение

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ФИО1, открытый в филиале «БИЗНЕС» ПАО «СОВКОМБАНК», из областного бюджета Липецкой области были перечислены денежные средства гранта на софинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие

Согласно Выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ИП глава КФХ ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением условия предоставления гранта, предусмотренного Законом об областном бюджете, а также обязательства, предусмотренного соглашением.

До настоящего времени полученные и потраченные ФИО1 денежные средства гранта ею не возвращены.

Решением Тербунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 в пользу управления сельского хозяйства Липецкой Ьасти в счет возмещения ущерба от преступления взыскана денежная сумма в змере

Денежная сумма в размере

Таким образом, сумма ущерба, подлежащая взысканию с ответчика, ставляет

В этой связи, управление сельского хозяйства Липецкой области просило суд взыскать с ФИО1 в возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате нарушения условий получения гранта в форме субсидий в размере

Представитель Управления сельского хозяйства Липецкой области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, ей выдали субсидию в размере на развитие КФХ. На эти деньги она приобрела , занималось сбором молока у населения. Свою деятельность прекратила примерно в , а официально оформила прекращение деятельности ДД.ММ.ГГГГ. Признала, что своими действиями она нарушила условия предоставления субсидий.

Согласно части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 ГПК РФ).

Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (части 1, 2 статьи 173 ГПК РФ).

В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку отсутствуют доказательства противоречия такого признания закону или нарушения им прав и законных интересов других лиц.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу положений статей 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Порядок предоставления грантов на софинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского ( (далее - гранты) в 2017 году в пределах средств, предусмотренных на эти цели в от ДД.ММ.ГГГГ N 20-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Гранты предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на сельской территории Липецкой области (далее - получатель гранта).

Помимо условий, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, условиями предоставления грантов являются:

- получатель гранта не должен получать средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами области на цели, указанные в настоящем пункте, в текущем финансовом году;

- глава крестьянского (фермерского) хозяйства не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является;

- глава крестьянского (фермерского) хозяйства ранее не являлся получателем:

а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм;

- срок деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на дату подачи заявки не превышает 24 месяца со дня его регистрации;

- глава крестьянского (фермерского) хозяйства имеет сельскохозяйственное образование, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства не менее трех лет;

- получатель гранта подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

- получатель гранта имеет бизнес-план по созданию и развитию хозяйства (увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции) по следующим направлениям деятельности (отрасли): выращивание зерновых и зернобобовых культур, картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур, масличных культур, сахарной свеклы; овощеводство; выращивание грибов и грибницы (мицелия); выращивание плодовых и ягодных культур; разведение крупного рогатого скота, овец, коз, сельскохозяйственной птицы, пчел, кроликов; рыбоводство;

- получатель гранта имеет план расходов с указанием затрат, указанных в абзацах двадцать четвертом - тридцатом настоящего пункта;

- получатель гранта обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости затрат, указанных в плане расходов, которые на дату подачи заявки находятся на расчетном счете крестьянского (фермерского) хозяйства;

- получатель гранта обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства;

- получатель гранта обязуется создать в текущем году не менее одного нового постоянного рабочего места (исключая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) на каждый 1,0 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места, и обязуется их сохранить в течение не менее 5 лет после получения гранта;

- получатель гранта обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта;

- глава и члены крестьянского (фермерского) хозяйства соглашаются на передачу и обработку их персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- отбор крестьянского (фермерского) хозяйства для получения гранта на конкурсной основе в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации области;

- заключение соглашения с главным распорядителем бюджетных средств о предоставлении гранта;

- предоставление отчетности об использовании средств гранта, выполнении показателей в порядке и по формам, утвержденным в соглашении о предоставлении гранта;

- достижение показателей результативности гранта, указанных в соглашении о предоставлении гранта.

Гранты предоставляются по следующим направлениям затрат:

приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

разработка проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;

строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре;

приобретение сельскохозяйственных животных;

приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 8 ст. 12 Порядка, главные распорядители средств областного бюджета и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае выявления нарушений целей и (или) условий и порядка предоставления субсидий, субсидия подлежит возврату в бюджет в полном объеме.

Объем субсидий, подлежащих возврату в областной бюджет в случае не достижения показателей результативности, установленных в соглашении о предоставлении субсидий, определяется соглашением о предоставлении субсидий.

Главный распорядитель средств областного бюджета, орган государственного финансового контроля в 10-дневный срок со дня принятия решения по результатам проверки направляет в адрес получателя субсидии требование (предписание) о возврате полученных денежных средств в доход областного бюджета. Получатели субсидий возвращают в доход областного бюджета полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения соответствующего требования главного распорядителя средств областного бюджета, предписания органа государственного финансового контроля. При отказе от добровольного возврата указанных средств главные распорядители средств областного бюджета, орган государственного финансового контроля обеспечивают их принудительное взыскание и перечисление в доход областного бюджета.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Законом Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период (далее - Закон об областном бюджете), Порядком предоставления грантов на софинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в 2017 году, утвержденным постановлением главы администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации Государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия », утвержденной постановлением администрации Липецкой области . , ответчику был предоставлен грант в форме субсидий на госфинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие фестьянского (фермерского) хозяйства в 2017 году. ДД.ММ.ГГГГ между управлением сельского хозяйства Липецкой области и ИП глава КФХ ФИО1 было включено соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидий на софинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере

Сумма гранта была полностью перечислена на лицевой счет ответчика, открытый в филиал «» , что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ИП глава КФХ ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением условия предоставления гранта, предусмотренного Законом об областном бюджете, а также обязательства, предусмотренного соглашением.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении им деятельности КФХ, тогда как одним из условий (обязательств) по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ является осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено требование о возврате средств гранта в 10-дневный срок со дня получения настоящего требования, однако до настоящего времени средства гранта ответчиком не возвращены.

ДД.ММ.ГГГГ решением Тербунского районного суда с ФИО1 в пользу Управления сельского хозяйства Липецкой области в счет возмещения ущерба от преступления взыскана денежная сумма в размере

Денежная сумма в размере

Таким образом, сумма ущерба, подлежащая взысканию с ответчика, составляет

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком в судебное заседание не были представлены доказательства, опровергающие доводы истца, ответчик признала исковые требования в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд находит требования Управления сельского хозяйства Липецкой области законными и обоснованными.

В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку иск Управления сельского хозяйства Липецкой области удовлетворен, с ответчика подлежит взысканию в бюджет Долгоруковского муниципального района Липецкой области государственная пошлина в размере

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 807, 810, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, 55, 56, 195-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

исковые требования Управления сельского хозяйства Липецкой области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления сельского хозяйства Липецкой области в возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения условий предоставления гранта в форме субсидий на софинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размер .

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Долгоруковского муниципального района Липецкой области в размере .Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Н.Павлова