ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-Ч-126/19 от 16.05.2019 Ядринского районного суда (Чувашская Республика)

Дело /2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Заочное

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ядринский районный суд ФИО2 Республики в составе председательствующего судьи Иванова О.В., при секретаре ФИО5,

рассмотрев исковое заявление Министерства юстиции и имущественных отношений ФИО2 Республики к ФИО1, ФИО4 о признании договора купли-продажи недействительным,

установил:

Истец обратился в суд с настоящим иском к ФИО1, ФИО4 о признании договора купли-продажи недействительным. Иск мотивирован тем, что ФИО1 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ осуществила продажу ФИО4 земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером , общей площадью 2022 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2 Республика, <адрес>, Хозанкинское сельское поселение.

На основании вышеизложенного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номепром:

Оборот земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории ФИО2 Республики, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Законом ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в ФИО2 Республике.

Согласно подп.3 ст.1 Закона - ФЗ к принципам оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, относится преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Частью 2 статьи 8 Закона - ФЗ предусмотрено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

В силу пункта 3 статьи 8 Закона - ФЗ в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, в муниципальное образование.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона - ФЗ сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Согласно выписке из ЕГР недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером: на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО4 Согласно п.п.3-5 договора от ДД.ММ.ГГГГ до подписания договора денежные средства уплачены ФИО4 в полном объеме, земельный участок передан без составления передаточного акта.

Вместе с тем, ФИО1, собираясь продать принадлежащий ей на праве собственности земельный участок общей площадью 2022 кв.м. с кадастровым номером 21:15:100201:200, расположенный по адресу: ФИО2 Республика, <адрес>, Хозанкинское сельское поселение, обязана была до заключения договора купли-продажи с ФИО4 и передачи покупателю спорного земельного участка, известить ФИО2 Республики о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечении которого должен быть осуществлен взаимный расчет, в ФИО2 Республики, в том числе в администрацию муниципального образования.

Таким образом, ФИО1 в нарушение норм действующего земельного законодательства фактически произвела отчуждение земельного участка с кадастровым номепром:, не известив высший орган исполнительной власти субъекта РФ о намерении продать земельный участок сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о нарушении заключением договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотренного ст. 8 Закона - ФЗ преимущественного права ФИО2 Республики на покупку данного земельного участка.

Уполномоченным органом ФИО2 Республики и органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка решения об отказе от реализации преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не принимались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлялись.

Истец просит признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номепром:, расположенный по адресу: ФИО2 Республика, <адрес>, Хозанкинское сельское поселение, заключенный между ФИО1 и ФИО4 недействительным. Аннулировать запись в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество за от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель истца Министерства Юстиции и имущественных отношений ФИО2 Республики не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без участия, исковые требования поддерживает в полном объеме, согласен на вынесение заочного решения.

Ответчики ФИО1, ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, какие-либо ходатайства не заявили.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной регистрационной службы по ФИО2 Республике в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя органа регистрации прав.

Представитель третьего лица администрации <адрес> ЧР ФИО6, участвующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.

Суд не располагает сведениями о том, что неявка ответчиков имела место по уважительной причине и с согласия истца определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчиков в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав представителя администрации <адрес> ЧР, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12, ст. 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

На основании п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Оборот земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории ФИО2 Республики, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Законом ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в ФИО2 Республике.

В силу ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является: сохранение целевого использования земельных участков; преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов (п. 1, 3 ч. 3 ст. 1).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона - ФЗ сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Аналогичные положения предусмотрены в ст. 7 Закона ФИО2 Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в ФИО2 Республике».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона ЧР продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляет извещение в письменной форме в ФИО2 Республики о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположение земельного участка и срока, до истечении которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается под расписку. Извещение продавца земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение трех рабочих дней после получения направляется ФИО2 Республики на рассмотрение уполномоченного органа и органу местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Уполномоченным органом исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия по реализации ФИО2 Республики преимущественного права покупки земельного участка, является Министерство юстиции и имущественных отношений ФИО2 республики.

Порядок реализации ФИО2 Республикой преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории ФИО2 Республики, определен постановлением ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Полномочия собственника от имени ФИО2 Республики по управлению и распоряжению республиканским имуществом осуществляет ФИО2 Республики непосредственно либо через уполномоченные им органы. Уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение республиканским имуществом, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти ФИО2 Республики в данной сфере является Министерство юстиции и имущественных отношений ФИО2 Республики, которое реализует свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ФИО2 республики, а также Положением о Минюсте Чувашии, утвержденным постановлением ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, продажа собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номепром: должна была быть осуществлена при соблюдении требований ст. 8 Закона - ФЗ и ст. 7 Закона ЧР с учетом Порядка, утвержденного постановлением ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из материалов дела, выписки из Единого государственного реестра

недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 Республике, ДД.ММ.ГГГГ год на земельный участок с кадастровым номером: на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО4 Согласно п.п.3-5 договора от ДД.ММ.ГГГГ до подписания договора денежные средства уплачены ФИО4 в полном объеме, земельный участок передан без составления передаточного акта.

Каких-либо доказательств, подтверждающих факт извещения высший исполнительной орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, - орган местного самоуправления в письменной форме о своем намерении продать земельный участок ответчиками не представлено.

Таким образом, ФИО1 в нарушение норм действующего земельного законодательства фактически произвела отчуждение земельного участка с кадастровым номепром:21:15:100201:200, не известив высший орган исполнительной власти субъекта РФ о намерении продать земельный участок сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о нарушении заключением договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотренного ст. 8 Закона - ФЗ преимущественного права ФИО2 Республики на покупку данного земельного участка.

В соответствии со ст. 8 Закона - ФЗ обязанность собственника земельного участка по совершению вышеуказанных действий возникает с момента решения о продаже земельного участка, а не с момента заключения предварительного либо основного договора купли-продажи земельного участка.

Уполномоченным органом ФИО2 Республики и органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка решения об отказе от реализации преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не принимались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлялись.

Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения; при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В Пункте 2 статьи 10 ГК РФ закреплена недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

На основании частей 1 и 2 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исходя из смысла приведенных норм закона, при намерении собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществить его продажу, он обязан произвести отчуждение земельного участка на основании договора купли-продажи, прежде всего субъекту Российской Федерации, при наличии согласия последнего. В противном случае сделка по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения либо доли в праве на него противоречит указанным требованиям, а потому - ничтожна.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что на момент заключения спорного договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 (продавец) имел в собственности земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, заключив договор купли-продажи недвижимого имущества, произвела фактически отчуждение земельного участка с кадастровыми номером , как объект гражданских прав, в нарушение преимущественного права Министерства юстиции и имущественных отношений ФИО2 Республики на его приобретение, в нарушение порядка извещения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренного пунктами 2, 3 статьи 8 Закона N 101-ФЗ, не представила доказательств извещения в ФИО2 Республики о продаже ею спорного земельного участка.

Требование закона о направлении продавцом извещения о продаже земельного участка должно выполняться продавцом при любых обстоятельствах, в противном случае у субъекта Российской Федерации отсутствует реальная возможность воспользоваться предоставленным ему преимущественным правом покупки.

Суд, проверяя и оценивая доводы истца относительно несоответствия оспариваемых сделок требованиям закона, находит их обоснованными, подтвержденными материалами дела.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.

Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки и иными способами, предусмотренными законом.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Поскольку истец - Министерство имущественных и земельных отношений ФИО2 Республики - освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, то с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в равных долях.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Министерства Юстиции и имущественных отношений ФИО2 Республики к ФИО1, ФИО4 о признании договора купли-продажи земельного участка, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером , общей площадью 2022 кв.м., расположенного по адресу: ФИО2 Республика, <адрес>, Хозанкинское сельское поселение, заключенного между ФИО1 и ФИО4.

Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество за от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ФИО1 и ФИО3 госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей в равных долях.

Ответчики вправе в течение 7 дней после получения копии заочного решения представить в Ядринский районный суд ФИО2 Республики заявление о его отмене.

Решение также может быть обжаловано сторонами в Верховный суд ФИО2 Республики в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий :Иванов О.В.