Дело № 2-SK-269/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Среднеколымск 02 августа 2018 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Эверстовой О.В., с участием представителя истца по доверенности ФИО1, при секретаре Созоновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1, действующая от имени несовершеннолетних ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании доверенности, к администрации МО «Байдинский наслег» об установлении факта проживания и включении в список граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
установил:
ФИО1, действующая от имени несовершеннолетних ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании доверенности, обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Байдинский наслег» об установлении факта проживания и включении в список граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Заявитель мотивирует тем, что в мае 2018 года в результате паводка и разлива реки, жилой дом по адресу: <адрес> был сильно подтоплен, залит водой. Она с несовершеннолетними внуками ФИО2, ФИО3 фактически проживает по указанному адресу, жилое помещение принадлежит ей на праве собственности. При обращении в администрацию МО «Байдинский наслег» для включения в список на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, несовершеннолетним ФИО2, ФИО3 было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что несовершеннолетние внуки ФИО2, ФИО3 постоянно проживают по адресу: <адрес> по семейным обстоятельствам отдельно от родителей. Родители детей находятся в Амгинском районе, выдали доверенность на воспитание детей. Администрация МО «Байдинский наслег» отказала ФИО2, ФИО3 во включении в список граждан, пострадавших от паводка и нуждающихся в оказании материальной помощи, в связи с отсутствием регистрации несовершеннолетних по месту жительства. В связи с этим она обратилась в Верхнеколымский районный суд для установления юридического факта постоянного проживания по адресу: <адрес>. Жилой дом по указанному адресу принадлежит ей на праве собственности. В результате паводка 2018 года жилой дом был частично подтоплен. Исковые требования подтверждены предоставленными документальными доказательствами, показаниями свидетелей. Также истец при вынесении решения просит применить ч.1 ст.212 ГПК РФ о немедленном исполнению решения суда, т.к. за короткое летнее время ей необходимо привести жилое помещение в соответствующее положение, пригодное для проживания.
Ответчик - администрация муниципального образования «Байдинский наслег» в лице Главы ФИО4 извещен надлежащим образом, на судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признает. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что проживает по адресу: <адрес>, является соседкой ФИО1, которая проживает совместно с несовершеннолетними внуками ФИО2, ФИО3 по адресу: с. <адрес>. Их дом действительно пострадал в результате паводка весной 2018 года. Внуки ФИО1 посещают детский сад, в котором она работает.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что проживает по адресу: <адрес>, является соседкой ФИО1, которая проживает совместно с несовершеннолетними внуками ФИО2, ФИО3 по адресу: с. <адрес>. Их дом действительно пострадал в результате паводка весной 2018 года. Родители детей проживают отдельно, в Амгинском районе.
Выслушав мнение представителя истца, свидетелей, изучив заявление ответчика, материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В преамбуле Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее ФЗ № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - есть обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы администрации муниципального района «Среднеколымский улус (район) № 424-а от 25 мая 2018 года в связи с критическим уровнем паводковой воды, подтоплением социально-значимых объектов, жилых домов был введен режим «Чрезвычайная ситуация» с 25 мая 2018 года на территории МО «Город Среднеколымск», МО «Березовский национальный (кочевой) наслег» Среднеколымского улуса (района) РС(Я). Распоряжением Главы администрации муниципального района «Среднеколымский улус (район) № 441-а от 30 мая 2018 года режим «Чрезвычайная ситуация» дополнительно введен и на территории МО «Байдинский наслег».
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
В соответствии со ч.1, ч.2 ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации только для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, осуществляемых (осуществленных) в связи с ликвидацией последствий крупномасштабного наводнения.
Согласно пункту 2 указанных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В соответствии с Приказом Министерства охраны природы РС(Я) от 29.11.2017 № 01-05/1-642 «Об утверждении Положения о порядке, формах и сроках подготовки с заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС(Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации предусмотрена выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации.
Из сообщения Главы МО «Байдинский наслег» ФИО4 от 06.06.2018 следует, что ФИО1 отказано во включении в списки граждан, пострадавших от весеннего паводка несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 ввиду отсутствия документов о регистрации по месту жительства.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Поскольку такая регистрация подтверждает волеизъявление лица, осуществившего свой выбор места жительства, то за исключением случаев, свидетельствующих о нарушениях прав гражданина при регистрации, жилое помещение по которому зарегистрирован гражданин по месту жительства определяет его место жительства.
В судебном заседании и материалами дела установлено, что в результате весеннего паводка, с повышением уровня паводковой воды выше неблагоприятных отметок, на территории Среднеколымского района РС (Я) в мае-июне 2018 года сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального значения, размывом и разрушением дорог, мостов.
Факт подтопления жилого дома в результате паводка и причинение ущерба как конструкции самого дома, так и имуществу подтверждается Актом технического обследования жилого дома от 06.06.2018, из которого следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> попал в зону затопления при весеннем паводке 2018 г., выявлены деформации венцов окладного фундамента, балок цокольного перекрытия, досок пола. По результатам осмотра жилого помещения комиссия в составе главы МО «Байдинский наслег» ФИО4, специалистов <данные изъяты>, <данные изъяты> пришла к выводу о необходимости разборки окладных венцов, балок, чистого пола.
Из акта обследования частного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от 06.06.2018 следует, что жилой дом затоплен на 9 см. от уровня пола.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.
Справкой МО «Байдинский наслег» от 08 июня 2018 года подтверждается фактическое проживание ФИО1, ФИО2, ФИО3 по адресу: <адрес>.
Из справки участкового уполномоченного Отд. МВД России по Среднеколымскому району <данные изъяты> следует, что несовершеннолетние ФИО2, ФИО3 фактически проживают по адресу: <адрес>
Из справок МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Кэскил» следует, что несовершеннолетние ФИО2, ФИО3 с сентября 2017 года посещают данное дошкольное учреждение в с. Налимск.
Из представленной доверенности от 01.09.2017, 03.05.2018 следует, что законные представители <данные изъяты>, <данные изъяты> доверили воспитание своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 с правом проживания по адресу: <адрес> ФИО1
Таким образом, факт проживания несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 в жилом помещении по адресу: <адрес> в период наводнения в г. Налимск Среднеколымского района с 25 мая 2018 года, установлен, в связи с чем у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика в заявлении суду факт проживания истцов по указанному адресу в период весеннего паводка 2018 не оспаривает, не возражает против удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в судебном заседании нашел подтверждение факт постоянного проживания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. по адресу: <адрес>
Согласно действующему законодательству, право на получение материальной помощи имеют граждане, зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания в населенном пункте, подвергшемся негативному воздействию водных объектов.
Материальная помощь оказывается гражданам на основании составленных списков за счет федерального и республиканского бюджетов, в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества.
В методических рекомендациях по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 разъяснено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Суд считает, что требования представителя истцов обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая социальный характер настоящего спора, а также значимость принятого судебного решения для истцов и короткое летнее время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым относится Среднеколымский район РС (Я), в течение которого возможно восстановление нанесенного ущерба весенним паводком, суд полагает, что его приведение к немедленному исполнению позволит истцам в кратчайшие сроки получить материальную и финансовую помощь и реализовать их по своему усмотрению на устранение последствий, вызванных чрезвычайной ситуацией, что полностью соответствует целям и задачам ст. 212 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1, действующей от имени несовершеннолетних ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации МО «Байдинский наслег» об установлении факта проживания и включении в список граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, - удовлетворить.
Установить факт проживания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., по адресу: <адрес>, и признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в связи с весенним паводком, происшедшим на территории с. Налимск Среднеколымского района Республики Саха (Якутия) в 2018 году.
Обязать администрацию МО «Байдинский наслег» включить ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате весеннего паводка, происшедшего на территории с. Налимск Среднеколымского района Республики Саха (Якутия) в 2018 году, в соответствии с Приказом Министерства охраны природы РС(Я) от 29.11.2017 № 01-05/1-642 «Об утверждении Положения о порядке, формах и сроках подготовки с заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС(Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать администрацию МО «Байдинский наслег» включить ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате весеннего паводка, происшедшего на территории с. Налимск Среднеколымского района Республики Саха (Якутия) в 2018 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ, обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхнеколымский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 августа 2018 года.
Судья О.В.Эверстова