ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-Н-93/2021 от 09.11.2021 Булунского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-ZH-93/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 г. пос. Тикси

Булунский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Павленко Е.Г., единолично, при секретаре судебного заседания, С.В. Дьяконове,

с участием прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия), ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи на базе постоянного судебного присутствия Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) в с. Жиганск Жиганского района Республики Саха (Якутия), гражданское дело по иску заместителя прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия), в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования СП «Линдинский ЭНН», о возложении обязанности принять в срок до ДД.ММ.ГГГГ меры по устранению нарушения требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 г. № 303, путем разработки и принятия документов для последующего включения объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твердых коммунальных отходов с. Баханай, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия),

установил:

Заместитель прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования СП «Линдинский ЭНН», о возложении обязанности принять в срок до 01 июля 2022 г. меры по устранению нарушения требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 г. № 303, путем разработки и принятия документов для последующего включения объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твердых коммунальных отходов с. Баханай, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия).

Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение указаний прокуратуры республики прокуратурой Жиганского района проведена проверка исполнения администрацией СП «Линдинский ЭНН» требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов (полигонов, санкционированных свалок), по результатам которой установлено следующее. На территории Линдинского наслега Жиганского района республики имеется объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твёрдых коммунальных отходов с. Баханай, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:12:040002:36, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «Линдинский наслег» Жиганского района. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в такой перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, вступившим в силу с 31.05.2019 (далее – Порядок), на территории Республики Саха (Якутия) органом, уполномоченным на ведение Перечня, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство). В нарушение п.п. 6, 7 Порядка администрацией СП «Линдинский ЭНН» соответствующее заявление о включении указанного объекта в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) в уполномоченный орган – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) не направлено. В указанной связи, ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) прокуратурой района главе МО «Линдинский ЭНН» внесено представление с предложением принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования администрацией СП «Линдинский ЭНН» сообщено об оформлении и подготовке документов для направления в Министерство заявления о включении в Перечень объектов размещения ТКО. По информации Министерства от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) заявление органа местного самоуправления о включении объекта в перечень не поступало. Таким образом, непринятие администрацией СП «Линдинский ЭНН» мер по приведению объекта размещения отходов - свалки твёрдых коммунальных отходов <адрес> в соответствие с требованиями Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, влечет невозможность использования до 01.01.2023 указанного объекта, не имеющего необходимой документации и не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов, для размещения твёрдых коммунальных отходов, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Линдинского наслега.

Прокурор Жиганского района РС(Я) в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом. Представителем ответчика направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации МО «Линдинский наслег».

Суд, руководствуясь частями 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителей ответчика третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Информация о судебном заседании размещена на сайт Булунского районного суда Республики Саха (Якутия).

Изучив материалы дела, заслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Судом установлено, что прокуратурой Жиганского района РС(Я) проведена проверка соблюдения Администрацией МО «Линдинский ЭНН» законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов (полигонов, санкционированных свалок), в ходе которой установлено, что в нарушение пп. 6,7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов», администрацией СП «Линдинский ЭНН» заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, не направлялось.

Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».

В соответствии с пунктами 2, 4 приказа Минприроды России от 14.05.2019 № 303, перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде. Перечень размещается на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 указанного выше приказа, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект.

В соответствии с п. 6 приказа Минприроды России от 14.05.2019 № 303, заявление о включении Объекта в Перечень должно содержать: наименование, организационно-правовую форму, адрес места нахождения; основной государственный регистрационный номер, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о Заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию; идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке Заявителя на учет в налоговом органе; планируемый срок использования Объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов; наименование Объекта; место нахождения Объекта (адрес места нахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, координаты); ближайший населенный пункт по отношению к Объекту; расстояние от Объекта до ближайшего населенного пункта по отношению к Объекту, км; площадь земельного участка, на котором расположен Объект, м2; массу отходов производства и потребления, размещенных на Объекте, т; максимальную мощность Объекта, т/год или м3/год; массу твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на Объекте до окончания срока его использования, т/год; сведения о технологии складирования твердых коммунальных отходов; реквизиты лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию.

Согласно п. 7 Порядка, к заявлению о включении объекта в Перечень прилагаются следующие документы: копии документов, подтверждающих, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на объекте; документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию); информация, в том числе фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте; копия утвержденной заявителем программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Представленные истцом доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ: распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МО «Линдинский наслег», с кадастровым номером акт приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 14:12:040002:36; характеристика объекта размещения отходов (ОРО) МО «Линдинский наслег» Жиганского улуса (района) РС(Я) по результатам инвентаризации, проведенной в 2021 г.; информация Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает достоверными и допустимыми.

В силу положений чч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Предусмотренное ч.1 ст. 39 ГПК РФ право ответчика признать иск вытекает из принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом. Таким образом, право на совершение распорядительных действий принадлежит исключительно сторонам.

Представитель ответчика в направленном в адрес суда ходатайстве от 10.19.2021 г. исковые требования признала.

Поскольку такое признание иска является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд с учетом характера спорных правоотношений принимает признание ответчиком иска и находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, так как непринятие администрацией СП «Линдинский ЭНН» мер по приведению объекта размещения отходов – свалки твердых коммунальных отходов с. Баханай в соответствие с требованиями Порядка формирования изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, влечет невозможность использования до ДД.ММ.ГГГГ указанного объекта, не имеющего необходимой документации и не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов, для размещения твердых коммунальных отходов, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Линдинского наслега.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил :

Иск заместителя прокурора Жиганского района Республики Саха (Якутия), в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования СП «Линдинский ЭНН», о возложении обязанности принять в срок до 01 июля 2022 г. меры по устранению нарушения требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 г. № 303, путем разработки и принятия документов для последующего включения объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твердых коммунальных отходов <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия), удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования СП «Линдинский эвенкийский национальный наслег», муниципального образования «Жиганский улус(район)» Республики Саха (Якутия), принять в срок до 01 июля 2022 г. меры по устранению нарушения требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 мая 2019 г. № 303, путем разработки и принятия документов для последующего включения объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твердых коммунальных отходов с. Баханай, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:12:040002:36 в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия): о вводе объекта в эксплуатацию и реквизитах документа о вводе в эксплуатацию объекта; об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду; о планируемом сроке использования объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов; о расстоянии от объекта размещения твердых коммунальных отходов до ближайшего населенного пункта по отношению к объекту; о технологии складирования твердых коммунальных отходов; о предполагаемой стоимости услуг по размещению твёрдых коммунальных отходов на объекте за 1 тонну, с приложением копий документов, подтверждающих, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на объекте.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 10 ноября 2021 г.

Председательствующий судья Е.Г. Павленко