ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-О-109/20 от 19.11.2020 Намского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №...-GO-109/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 19 ноября 2020 года

Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кривошапкиной И.И., при секретаре *...* рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Бердигестяхский наслег» <адрес> РС (Я) об обязании устранить нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

у с т а н о в и л:

<адрес> РС (Я) обратился в суд с иском к администрации Муниципального образования «Бердигестяхский наслег» <адрес> РС (Я) об обязании устранить нарушений законодательства об отходах производства и потребления, указывая на то, что прокуратурой района совместно с ТО управления Роспотребнадзора РС (Я) в <адрес>, ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РС (Я), Горной инспекцией государственного экологического надзора Минэкологии РС (Я) проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, законов о пожарной безопасности, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, в результате которой выявлены многочисленные нарушения законодательства, выразившиеся в следующем. Проверка проведена на территории полигона твердых коммунальных отходов в <адрес> и на прилегающей территории <адрес>. Полигон ТКО относится к санкционированным свалкам, расположен на расстоянии 500 м от жилого сектора <адрес>, в 1000 м от водоохранной зоны <адрес>. Площадь свалки составляет 147793 кв.м. (14,7 га). Свалка ТКО эксплуатируется с 1970 года. Правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен полигон ТКО, является распоряжение главы МР «Горный улус» от ДД.ММ.ГГГГ№.... На полигон ТКО вывозятся несортированные отходы из жилищ, поскольку отсутствует система раздельного сбора отходов, а также отходы предприятий и организаций <адрес>. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ№..., отходы из жилищ несортированные относятся к 4 классу опасности. Мероприятия по утилизации и переработке отходов не производятся. Размещение отходов осуществляется в виде захоронения. Согласно свидетельству о государственной регистрации права территория участка полигона ТКО имеет кадастровый №..., 79615+/-493,78 квадратных метров. Участок свалки охватывается воздействием солнечных лучей и ветров, участок свалки расположен в отдалении от берегов рек, прудов. Рядом со свалкой отсутствуют территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников, места массового отдыха населения и оздоровительные учреждения. На территории муниципального образования «Бердигестяхский наслег» установлено скопление твердых бытовых отходов вблизи свалки ТКО <адрес>, что является несанкционированной, поскольку не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалки, отсутствуют подъездные пути с твёрдым покрытием, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта, что является нарушением требованийст.ст. 11, 21, 22, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№... ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 8 ст. 13 Федерального закона РФ ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» - на основании ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Подъездные пути свалке ТКО захламлены отходами и мусором и нет подъезда к границе свалки ТКО, поэтому образовалась несанкционированная свалка ТКО не доезжая до свалки ТКО на расстоянии 200 метров шириной 20-30 метров, на площади примерно 7000 квадратных метров. Объем отходов составляет примерно 800 кубометров. Выявленные нарушения стали возможными в результате недобросовестного исполнения своих обязанностей ответственными должностными лицами и отсутствия должного контроля со стороны руководства Администрации, что является недопустимым и требует устранения. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы МО «Бердигестяхский наслег» *...*ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Главой МО «Бердигестяхский наслег» *...* представлен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №... о рассмотрении представления прокурора, по результатам которого нарушения не устранены. Таким образом, прокуратурой района по отношению к ответчику приняты досудебные меры, направленные на устранение нарушений федерального законодательства. Бездействие администрации МО «Бердигестяхский наслег» нарушило конституционные права граждан на экологическое благополучие окружающей среды, создало условия причинения вреда окружающей среде, атмосферному воздуху, почве. Указанное бездействие наблюдается продолжительное время, учитывая площади разрастания несанкционированной свалки и отсутствие конкретных мер по устранению данных нарушений. На основании изложенного, просят обязать администрацию МО «Бердигестяхский наслег» в течение одного года со дня вступления в силу решения суда принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, а именно, организовать деятельность по сбору, транспортированию и утилизации несанкционированной свалки, вблизи полигона твердых коммунальных отходов <адрес>.

<адрес> РС (Я) *...* в судебном заседании исковые требования поддержал полностью и просит обязать администрацию МО «Бердигестяхский наслег» в течение одного года со дня вступления в силу решения суда принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, а именно, организовать деятельность по сбору, транспортированию и утилизации несанкционированной свалки, вблизи полигона твердых коммунальных отходов <адрес>.

Представитель ответчика глава администрации МО «Бердигестяхский наслег» <адрес> РС (Я) *...* в судебном заседании исковые требования прокуратуры <адрес> РС (Я) признал полностью.

Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц в сфере охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Частью 3 ст. 8 указанного федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которым органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд, учитывая объем необходимых действий и объем денежных затрат, необходимых для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, и считает разумным и достаточным установление срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд учитывает, что предоставление ответчику более длительного срока для устранения выявленных нарушений отдалит надлежащее обеспечение права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО «Бердигестяхский наслег» <адрес> РС (Я) освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокуратуры <адрес> РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Бердигестяхский наслег» <адрес> РС (Я) об обязании устранить нарушений законодательства об отходах производства и потребления - удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования «Бердигестяхский наслег» <адрес> РС (Я) в течение одного года со дня вступления в силу решения суда принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, а именно, организовать деятельность по сбору, транспортированию и утилизации несанкционированной свалки, вблизи полигона твердых коммунальных отходов <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления: 23.11.2020г.

Судья: И.И.Кривошапкина