Дело № 2-П-6/2021
УИД21МS0№-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 февраля 2021 года село Порецкое
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Безбородовой Н. В.,
при секретаре судебного заседания Беззубовой Л. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Шумерлинского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску
ФИО1 к Публичному акционерному обществу «МегаФон» об обязании оказывать услуги связи надлежащего качества и взыскании компенсации морального вреда,-
У с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу «МегаФон» (далее по тексту ПАО «МегаФон») об обязании оказывать услуги связи надлежащего качества и взыскании компенсации морального вреда мотивируя исковые требования тем, что между ним и ПАО «МегаФон» заключен договор оказания услуг связи с указанием места его проживания в селе <адрес> Чувашской Республики. Длительное время услуга по предоставлению доступа в интернет оказывается ненадлежащего качества, загрузка web - страниц не осуществляется либо осуществляется медленно и после неоднократных перезагрузок. Для того, чтобы получить доступ к интересующей его информации, он вынужден тратить большое количество времени в ожидании интернет - соединения. В среднем на загрузку страницы своей электронной почты он тратит от двух и более часов. Ненадлежащее исполнение обязательств по договору связи в части предоставления доступа в интернет причиняет ему нравственные страдания. Он нервничает и переживает от невозможности ознакомиться с содержанием электронных писем и невозможностью получить нужную информацию. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с претензией, в которой просил ПАО «МегаФон» исполнять свои обязательства по договору в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания услуг связи потребителям и компенсировать моральный вред, которая оставлена без удовлетворения. Просит обязать ПАО «МегаФон» оказывать ему телематические услуги связи надлежащего качества и взыскать с ПАО «МегаФон» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Истец ФИО1, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что длительное время пользуется услугами связи ПАО «МегаФон», менять оператора связи желания не имеет. При заключении договора по оказанию услуг связи, он предъявлял свой паспорт с указанием места регистрации по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Приехав в июле 2020 года по месту своей регистрации, он не мог в полной мере пользоваться услугами связи, не мог осуществить выход в интернет ни с телефона, ни с компьютера в связи с удаленностью передающей станции. Интернетом в селе <адрес> Чувашской Республики пользуется путем подключения в телефоне услуги «Мобильный интернет», раздавая сеть интернет с телефона на ноутбук. Во всех других населенных пунктах, находящихся на территории Российской Федерации, к качеству услуг связи по предоставлению доступа в интернет к ПАО «МегаФон» претензий не имеет. Просит обязать ПАО «МегаФон» оказывать ему телематические услуги связи надлежащего качества по месту его регистрации по адресу: Чувашская Республика, <адрес> взыскать с ПАО «МегаФон» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Представитель ответчика ПАО «МегаФон» ФИО2 исковые требования не признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ при заключении договора абонент был ознакомлен с Условиями оказания услуг связи ПАО «Мегафон», техническими показателями и нормами, которые характеризуют качество телематических услуг связи и которые являются неотъемлемой частью договора. В соответствии с техническими показателями и нормами, указанными в пункте 2.2 Условий приведенные показатели максимальной скорости достижимы только при идеальных условиях радиоприема и отсутствия в сети других абонентов. Практически доступная абоненту скорость передачи данных на физическом уровне, как правило, ниже указанной в зависимости от заявленных характеристиках на карте покрытия и зависит от одновременно работающих пользователей, категории абонентского оборудования, возможности поддержки абонентским оборудованием различных режимов, условий используемого тарифного плана, или используемой тарифной опции, условий радиоприема и распространения радиоволн. Согласно пункту 8.2 Условий, на распространение радиоволн могут оказывать влияния естественные условия и факторы, локальные условия рельефа и застройки, метеорологические условия и иные причины затрудняющие прием сигнала и связанная с местом и условием расположения абонентского оборудования вблизи зданий, туннелях или в подвалах помещений, в помещениях подвального типа и т. д. Так же может влиять и программное обеспечение и иные характеристики абонентского устройства. Об этом абонент предупреждается при заключении договора и, подписывая договор он соглашается с данными условиями, поскольку эти условия являются особенностями мобильной связи с технической точки зрения. Потребление интернет трафика на абонентском номере истца ФИО1 присутствует, это подтверждается счетами оказания услуг, в котором в помесячно заявленный период указаны объемы интернет трафика, который выгружен из мобильной сети. Указание на адрес места жительства не означает, что по этому адресу будет безусловно сигнал с максимальной скоростью. Указание адреса места жительства обязательно с точки зрения закона "О связи" и Правил оказания услуг телефонной связи, не как адрес, по которому указывается услуга, а как необходимое требование для идентификации абонента. На сайте оператора имеется карта покрытия сети, в которой указано на какой местности в каких режимах работает сеть 2 G, 3G и 4G. ФИО1 длительное время пользуется услугами связи ПАО «МегаФон», ранее претензий и жалоб от него не поступало. Указывает на то, что мобильная связь, в отличие от стационарной связи, не содержит привязки к конкретному адресу места жительства или регистрации. Услуги мобильной связи оказываются в соответствии с лицензией на территории Российской Федерации, а не по конкретному адресу абонента. Полагает, что Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07 июля 2003 года "О связи", услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07 июля 2003 года "О связи", договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
Согласно п. п. 13-15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2014 года № 1342, услуги связи оказываются на основании возмездных договоров. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор, заключаемый с гражданином, является публичным договором. Договор заключается на неопределенный срок. По желанию абонента может быть заключен срочный договор.
В силу статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение об изменении договора заключаются в той же форме, что и сам договор.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 является абонентом ПАО «МегаФон».
Согласно пункту 6.1 Условий оказания услуг связи ПАО "МегаФон" предусмотрено, что перечень услуг, предоставляемых абонентам, определяется в соответствии с лицензиями и возможностями сети связи ответчика.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 Условий оказания услуг связи ПАО "МегаФон" оператор предоставляет Услуги в зоне обслуживания Сети связи Оператора круглосуточно, ежедневно, в соответствии с условиями лицензий на оказание Услуг связи.
Согласно пункту 19.2 Условий оказания услуг связи ПАО "МегаФон" при исполнении Оператором обязательств по оказанию Услуг Абонент до обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор или суд обязан предъявить Оператору претензию.Из материалов дела следует, что истец ФИО1 обращался в ПАО «МегаФон» с претензией, указывая о предоставлении ему некачественной услуги связи «Интернет» по месту регистрации: Чувашская Республика, <адрес> с требованием выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Согласно ответу ПАО «МегаФон» от ДД.ММ.ГГГГ№, покрытие сети связи в районе указанного адреса: Чувашская Республика, <адрес> обеспечивается базовой приемо - передающей станцией, которая находится на некотором отдалении от указанного адресу, типа 2 G и 3G, которая работает в штатном режиме. В указанном районе в планах по развитию сети не запланировано строительство новых базовых приемо – передающих станций в 2020 году.
Согласно пункту 1.2 Условий оказания услуг (технические показатели и нормы) услуги связи оказываются Абонентам в пределах объявленной Зоны обслуживания Сети связи Оператора.
Из раздела 2.2. Технических показателей определено, что практически доступная абоненту скорость передачи данных зависит от числа одновременно работающих Пользователей, категории абонентского оборудования, возможности поддержки абонентским оборудованием различных режимов, условий используемого тарифного плана или используемой тарифной опции, условий радиоприема и распространения радиоволн, а также регуляторных ограничений па максимально излучаемую мощность сигнала.
В соответствии с пунктом 15.12 Условий ПАО "МегаФон" не гарантирует абсолютную бесперебойность доступа к Услугам и максимально возможную скорость доступа к сети Интернет.
Согласно детализации абонента ПАО "МегаФон" ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на дату обращения в суд) истец активно пользовался услугами связи, в том числе услугой "Мобильный интернет", осуществлял исходящие звонки, принимал входящие звонки, пользовался СМС - сообщениями.
Так, за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг истцу ФИО1 по передаче данных «Мобильный интернет 4G в домашнем регионе» составил 1,22 Мбайт, «Мобильный интернет в домашнем регионе» - 10,74 Мбайт, «Мобильный интернет в путешествиях по России» - 915,53 Мбайт.
За период с 1 февраля по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг по передаче данных «Мобильный интернет в путешествиях по России» составил 6001,47 Мбайт.
За период с 1 марта по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг истцу ФИО1 по передаче данных «Мобильный интернет 4G в домашнем регионе» составил 0,98 Мбайт, «Мобильный интернет в домашнем регионе» - 228,52 Мбайт, «Мобильный интернет в путешествиях по России» - 1942,63 Мбайт.
За период с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг истцу по передаче данных «Мобильный интернет 4G в домашнем регионе» составил 375,73 Мбайт, «Мобильный интернет в домашнем регионе» - 14524,17 Мбайт.
За период с 1 мая по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг по передаче данных «Мобильный интернет 4G в домашнем регионе» составил 112,79 Мбайт, «Мобильный интернет в домашнем регионе» - 7230,47 Мбайт, «Мобильный интернет в путешествиях по России» - 8645,26 Мбайт.
За период с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг по передаче данных «Мобильный интернет 4G в домашнем регионе» составил 126,22 Мбайт, «Мобильный интернет в домашнем регионе» - 4708,74 Мбайт, «Мобильный интернет в путешествиях по России» - 1031,25 Мбайт.
За период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг истцу по передаче данных «Мобильный интернет 4G в домашнем регионе» составил 1919,43 Мбайт, «Мобильный интернет в домашнем регионе» - 4457,52 Мбайт, «Мобильный интернет в путешествиях по России» - 708,01 Мбайт.
За период с 1 августа по ДД.ММ.ГГГГ объем оказанных услуг по передаче данных «Мобильный интернет 4G в домашнем регионе» составил 595,21 Мбайт, «Мобильный интернет в домашнем регионе» - 4453,86 Мбайт, «Мобильный интернет в путешествиях по России» - 16,36 Мбайт.
Таким образом, суд, приходит к выводу об отсутствии противоправности в действиях ответчика по оказанию услуг связи, в том числе и в заявленный период в июле 2020 года.
В силу пункта 2 статьи 54 Федерального закона "О связи" основаниями для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Согласно пункту 29 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2014 года № 1342, оплата услуг телефонной связи осуществляется в форме наличных и безналичных расчетов. Оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей. При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.
Установлено, что истец ФИО1 производил оплату услуг связи в виде авансовых платежей.
При таких обстоятельствах, внесение соответствующих платежей, учитывая столь продолжительный период договорных отношений сторон, также свидетельствует об оказании услуг связи истцу ФИО1 надлежащим образом, в обратном случае, во внесении авансовых платежей при отсутствии связи не было бы необходимости.
Согласно пункту 38 Правил, основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования оператора связи, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.
Обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащей работе оборудования связи, учитывающего объем оказываемых услуг, судом не установлено.
Представленные в материалы дела истцом фотоматериалы экрана ноутбука и мобильного телефона, с достоверностью не подтверждают и не позволяют сделать суду вывод о том, что истцу ФИО1 оказываются услуги ПАО «МегаФон» ненадлежащего качества, польку они не содержат информации о принадлежности к конкретному абоненту, номеру его телефона, периоду времени и месте пользования услугами связи ПАО «Мегафон».
Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителя» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (исполнителя, продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии со статьёй 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.
Учитывая что обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащей работе оборудования связи, учитывающего объем оказываемых услуг, судом не установлено и принимая во внимание что истцом не предоставлены доказательства, подтверждающих совершение ПАО "МегаФон" каких - либо действий, нарушающих или посягающих на его имущественные или личные неимущественные права, и истец не доказал факта причинения ему физических и нравственных страданий, суд не находит оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «МегаФон» об обязании оказывать услуги связи надлежащего качества по месту регистрации и взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 8 февраля 2021 года.