ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-П-69/19 от 21.06.2019 Шумерлинского районного суда (Чувашская Республика)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Глухова А.А., при секретаре судебного заседания Родионовой Т.Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску отдела образовании, молодежной политики и спорта администрации Порецкого района ЧР к ФИО1 о взыскании нецелевого использования денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском в суд, мотивируя свои требования тем, что Актом проверки о результатах совместного мероприятия « Аудит использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка развития образования» государственной программы Чувашской республики «Развитие образования», в части достижения средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования до средней заработной платы в ЧР и оценке достигнутых значений показателей системы общего образования за <данные изъяты> в <данные изъяты>, проведенного Контрольнор-счетной палатой Чувашской Республики, установлено, что в соответствии с Положением о порядке и условиях установления выплат премий работникам <данные изъяты> Порецкого района ЧР, Приложением к нему, согласованных профсоюзным собранием работников <данные изъяты> предусмотрены следующие выплаты стимулирующего характера:

- премиальные выплаты педагогическим работникам за подготовку учащихся;

- премиальные выплаты педагогическим работникам за профессиональную деятельность;

- премиальные выплаты работникам школы за выполнение особо важных и ответственных работ;

- премии по итогам года.

По приказу директора школы ФИО1 <данные изъяты> «О поощрении» выплачена премия :

- водителям : <данные изъяты>. за прохождение курсов по <данные изъяты>

- педагогам: <данные изъяты>. за призовое место в л/а «Кросс наций» <данные изъяты>,

- <данные изъяты> за работу с электронным журналом в размере <данные изъяты>

- сторожу <данные изъяты> за ремонт канализационной системы в размере <данные изъяты>

По приказу <данные изъяты> «О поощрении» выплачена премия :

- сторожу <данные изъяты>. за замену линолиума в кабинете английского языка, очистку вент каналов в каб. географии, начальных классов № 1-2, истории, информатики, физики.

- учителям: <данные изъяты>. за выполнение функций механика школы, в размере <данные изъяты>, за поездку на семинар по спортивному ориентированию в <данные изъяты>, в размере <данные изъяты>

- <данные изъяты>, на приобретение формы для «зарничников», <данные изъяты>

- <данные изъяты>. за ремонт линолеума в кабинете информатики, в сумме <данные изъяты>

- сторожу <данные изъяты> за организацию горячих завтраков в школе, в размере <данные изъяты>

При этом, не принято во внимание, что согласно 1.2 Положения предусмотрено, что премирование работников является материальным поощрением за выполнение особо важных и ответственных работ, за высокие результаты деятельности по итогам работы за четверть, квартал, учебный год, год, что премиальные выплаты не предусмотрены за достигнутые результаты, не связанные с деятельностью в школе, при установлении премиальных по итогам работы оценка эффективности и результативности деятельности работников не проводилась.

Таким образом, <данные изъяты> стимулирующие выплаты произведены с нарушением условий Положения о порядке премирования работников <данные изъяты>», как не предусмотренных системой оплаты труда. на сумму <данные изъяты>, в том числе по ст. 211 «Заработная плата» на сумму <данные изъяты>. и по ст. 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» на сумму <данные изъяты>

По этому поводу, с директора школы были взяты обьяснения, после чего, ей предложено возвратить добровольно указанные денежные средства, на что она отказалась, в связи с чем, истец обратился с иском в суд.

В судебном заседании представитель истца, начальник отдела образования, молодежной политики и спорта <данные изъяты> иск поддержала, указывая, что формулировка оснований выплаты премий в приказах о премировании и поощрении как педагогических, так и других работников <данные изъяты> не соответствует Примерному Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений в <данные изъяты>, занятых в сфере образования <данные изъяты> и Положению о порядке премирования работников <данные изъяты>», утвержденного приказом директора <данные изъяты>.

Кроме того, оправдательные документы на приобретение формы для зарничников отсутствуют, они переданы безвозмездно, но договор дарения не заключен, в нарушение положений Инструкции <данные изъяты> в бухгалтерском учете не отражена стоимость костюмов, ( 12 комплектов – пиджак, рубашка, брюки, галстук).

Ответчик- <данные изъяты>. иск признала частично, указывая, что ошибочно включила в приказ на поощрение водителей автобуса - за прохождение курсов, так как они обязаны по своей работе их проходить.

Так же, в завышенной выплате премиальных учителям <данные изъяты>, а следовало выплатить по <данные изъяты>, так как согласно Приложения к Положению о порядке премирования работников <данные изъяты> - за призовое место в районных соревнованиях выплачивается премия до <данные изъяты>.

Так как в течение года учащиеся указанных педагогов занимали призовые места в районных соревнованиях, им премиальные выплаты были положены по каждому соревнованию, но денег для этого в течение учебного года не было, они появились только в конце календарного года, она решила таким образом компенсировать эти выплаты.

В остальном, иск не признала, суду пояснила, что премирование работников <данные изъяты> вводится в целях материальной заинтересованности работников в достижении качественных показателей, источником средств, направленных на премирование работников являются : - стимулирующий фонд оплаты труда шеолы, формируемый за счет бюджетных ассигнований.

По всем премированным педагогическим работникам и работникам школы, основания для выплаты премий имелись и ее формулировки в приказах соответствуют как Положению о порядке премирования работников <данные изъяты> так и Приложению к нему. По всем премиальным выплатам она представила счетной палате обьяснительные как педагогических работников, так и остальных работников школы, которые пояснили, за какие их действия, им были выплачены премии, однако они почему то не были приняты во внимание. Полагает, что деньги были предоставлены для целей материального поощрения педагогов, других работников школы, основание и их размер согласовывался с профсоюзной организацией школы и педагогическим советом, они все выплачены на основании приказов, по целевому назначению за хорошо выполненную работу, и за ту работу, которую помимо своих должностных обязанностей выполняли указанные лица.

На учителя <данные изъяты> приказом директора возложена дополнительная обязанность ( не оплачиваемая) заполнения электронной документации, т.е. базы по родителям, ученикам, учителям, предметам в электронном журнале, а так же ведение отчетности по деятельности школы, размещения информации на сайте, создании баннеров и т.д. Это огромная ежедневная в течении учебного года новая работа, которая подпадает под Положения гл 2 Приложения п.»г»- за участие в реализации приоритетных проектов и программ различного уровня,( <данные изъяты>), а так же гл.4 Приложения - участие в инновационной деятельности, качественная подготовка и своевременная сдача отчетности школы( <данные изъяты>

Весной и летом <данные изъяты> в школе произошла авария канализации, в результате непроходимости по трубам, все нечистоты попали в подвал школы, эту аварию и устранял сторож <данные изъяты>. в авральном порядке, как в рабочее так и не рабочее время. В приказе следовало отразить: не ремонт канализационной системы, а устранение аварии, которая фактически и имела место, хотя и эта формулировка соответствует указанным основаниям в ч. 3 Приложения- подготовка школы к новому учебному году(ремонт).

<данные изъяты> в отношении школы территориальным отделом Управления Росподтребнадзора по ЧР было вынесено предписание об устранении <данные изъяты> года недостатков в школе, в том числе и проведении ремонта полов, линолиума в указанных классах, создания условий для соблюдения личной гигиены учащимися, организации обследования технического состояния вентиляции школы, канализации, организации двух разового питания для обучающихся и т.д. Эти работы необходимо было сделать с привлечением специализированных организаций, но денег на это не было, поэтому педагоги и другие работники школы по своей инициативе выполнили эту работу, за что и получили небольшие премиальные, как поощрение за инициативу, творческий подход.

По приказу № <данные изъяты>, она указала работу <данные изъяты> « замена линолиума, очистку вентканалов», а следовало указать: « на основании гл. 111- 1У Приложения : - «подготовка школы к новому учебному году, ремонт», хотя выполненные им указанной работы, это и есть ремонт, подготовка школы к новому учебному году.

Сумма премии - <данные изъяты>, так как им была выполнена огромная работа по выполнению предписаний Роспотребнадзора в августе <данные изъяты>, перед началом учебного года.

Это же относится и к формулировке поощрения по педагогу <данные изъяты> Выполняя требования Роспотребнадзора, она провела ремонт в кабинете информатики, заменила линолиум, сама приобрела для этого металлические пороги, истратив более <данные изъяты>, пригласила работников, которые отремонтировали полы в классе. Это была подготовка школы к новому учебному году, осуществлялся ремонт помещений, что соответствует гл. 111 Приложения.

<данные изъяты>. работает сторожем в школе. Для организации горячих завтраков школьников в школе, по просьбе администрации она проделала большую работу с родителями, встречалась с поставщиками продукции, изучала и составляла меню, контролировала всю работу в этом направлении, т.е. проделала огромную организационную работу. Это оценено руководством школы как участие в соответствующем периоде в выполнении важных работ, мероприятий, что так же соответствует положениям гл 4 Приложения.

Что касается выплаты премиальных учителю ОБЖ <данные изъяты>, то на него в течение года возложены дополнительные обязанности механика по школе( по ежедневному осмотру и выпуску в рейс школьного автобуса, т.е. выполнение особо важной работы, что соответствует положениям гл 4 Приложения( участие в соответствующем периоде в выполнении важных работ, мероприятий- сумма премии от <данные изъяты>.). Кроме того, он является руководителем методического обьединения учителей, после поездки в <данные изъяты> на семинар, провел такое же мероприятие по ориентированию на базе школы в Порецком районе, как среди среди учителей ОБЖ, так и среди школьников старших классов. Его деятельность подпадает под признаки п.»б» гл.2 Приложения - за подготовку и проведение семинаров, круглых столов, соревнований на различных уровнях.

Что касается выплаты премии учителю <данные изъяты> то она является заместителем директора школы. В рамках Всероссийского движения школьников, проводит слеты на базе школы, т.е. возглавляет инновационную Республиканскую площадку в районе.

В течение года она организовала и проводила различные мероприятие, в том числе образовательное воскресенье, т.е, занимается инновационной деятельностью, что подпадает под главу 2 п. «Б» Приложения: - « проведение семинаров, мастер-класса, открытых уроков, круглых столов».

Кроме того, она проявила инициативу, за свой счет приобрела для школы комплект костюмов ( 12 шт. ) для выступления школьников на районных спортивных играх «Зарница». Передала их безвозмездно в школу. Так как при проверке по этому поводу были высказаны ряд предложений, в настоящее время эти костюмы приняты бухгалтерией школы и оприходованы. За проявленную инициативу, подготовку к проведению соревнований, поощрена премией.

Таким образом, выделенные для целей поощрения педагогов и иных работников школы деньги, были израсходованы по целевому назначению и в соответствии с Положением о порядке премирования работников <данные изъяты>, и в соответствии с Приложением к нему. Все вопросы по основаниям выдаче премиальных и их размеры были обсуждены на общем собрании работников школы, каких либо претензий по этому поводу не было. Эти деньги были использованы в целях материальной заинтересованности работников школы, при этом оценивался их вклад в достижение качественных показателей <данные изъяты>.

Исследовав материалы дела, письменные доказательства, представленные сторонами, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему:

На основании ст. 19 ТК РФ, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Судом установлено, что ответчик <данные изъяты> является директором <данные изъяты> Согласно ст.277 ТК РФ несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а так же необходимость работодателем произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества, либо возмещение ущерба, причиненное работником третьим лица.

Согласно ст 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Системы оплаты труда устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, директор школы в силу своих должностных обязанностей имеет право принимать решение о премировании работников при согласовании Управляющего совета и профсоюзного комитета школы.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Согласно ст. 277 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на руководителя организации, который несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.

При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

При этом, особенностью правового статуса руководителя организации является то, что на него распространяются действие гражданского законодательства и нормы трудового права, как на работника, вступившего с юридическим лицом в трудовые отношения, на условиях трудового договора.

Директор школы в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую части, утверждает штатное расписание школы, решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом школы. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников, обеспечивает установление заработной платы работников школы, том числе стимулирующей части. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе и на основе их материального стимулирования по повышению престижности труда в школе. Принимает локальные нормативные акты школы, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда, с учетом мнения представительного органа работников.

Несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, в том числе и за эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

При проверке доводов истца о нецелевом использовании ответчиком бюджетных средств и доводов ответчика о их соответствии принятым на профсоюзном собрании работников школы Положении о порядке премировании работников и Приложении к нему, судом были исследованы указанные выше локальные нормативные акты.

При этом, суд учитывает, что согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках своих полномочий, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего обьема средств (экономности) и достижения наилучшего результата.

На основании ст. 38 БК РФ, в основе использования денежных средств существует принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, что они предоставляются с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

При изучении Приказов директора школы <данные изъяты> года установлено, что за исключением выплаты премии двум водителям автобуса( мотивация- за прохождение курсов в размере <данные изъяты>. каждому, что не соответствует требованиям Положения о порядке премирования ) и выплаты повышенной премии двум учителям, по <данные изъяты>, каждому, что не соответствует гл 2 п. «д» Положения, предусматривающего премию в размере 200 руб, за призовое место на районном уровне, в остальном, по условиям, основанию, порядку и размерам выплаты премий работникам <данные изъяты>» они соответствуют указанному выше Положению и Приложению к нему.

Допущенные ответчиком неточности в формулировках оснований для выплаты премиальных, по мнению суда несущественны, на выводу о правомерности действий директора школы не влияют. Обьясняются возможным субьективным восприятием указанных в Положении и Приложении к нему формулировок для определения оснований для выплаты стимулирующих выплат, которые очень расплывчаты( ремонт, благоустройство территории, участие в инновационной деятельности и т.д), не конкретны, что позволяет их трактовать по разному.

Что нашло подтверждение тем, что из представления проверяющего органа- Контрольно- Счетной палаты ЧР следует, что при проведении проверок установлено, что в утвержденных локальных документах образовательных учреждений Порецкого района ЧР регулирующих систему оплаты труда отсутствует прозрачность в механизме оценки руководителями учреждения результатов работы сотрудников для установления стимулирующих выплат, соответственно, предложено привести Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений района в соответствие Примерному положению, утвержденному постановлением <данные изъяты> а так же тем, что с <данные изъяты> утверждено и действует новое Положение о премировании работников <данные изъяты>», где более подробно и аргументировано определены критерии размеров и условия премирования педагогических работников и других работников школы.

Вместе с тем, в судебном заседании нашли подтверждение доводы ответчика, что указанные бюджетные средства, стимулирующие фонд оплаты труда, предназначенные для материальной заинтересованности работников школы в качественных показателях <данные изъяты> были израсходовании именно на эти цели и в соответствии с указанным Положением.

Это нашло подтверждение и имеющимися в деле письменными обьяснениями работников школы, которые указывают конкретные обстоятельства выполнения ими определенных работ, зачастую выходящих за пределы их трудовых и должностных обязанностей, их интенсивность, изначальную безвозмездность, указывающих на то, что они их выполняют не с целью получения заработка, а для повышения престижа школы, созданию комфортных условий для обучения детей, соответствованию ее условиям организации обучения в общеобразовательных организациях, ее подготовке к новому учебному году, а так же выполнению предписаний контролирующих органов, в том числе и имеющегося в деле предписания Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> по устранению выявленных нарушений в <данные изъяты>, указанных в 29 пунктах предписания.

При этом, работники школы проявляли инициативу, творческий подход, применяли современные формы и методы работы при организации труда, которые были учтены руководством школы при вынесении приказа о их премировании.

Следовательно, доводы истца о том, что при установлении ответчиком премиальных выплат по итогам работы оценка эффективности и результативности деятельности работников не производилась, что выплата премий работникам школы произведена с нарушением условий примерного Положения об оплате труда и Положения о порядке и условиях установления выплат премий работникам <данные изъяты> не соответствуют действительности.

Все указанные в приказах основания для осуществления поощрительных выплат имеют непосредственное отношение с результатами работ, которые связаны с деятельностью в школе.

Принимая во внимание, что правоотношения по возврату в бюджет средств, представленных в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, в том числе при нецелевом их использования вытекают как из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и норм гражданского и Трудового законодательства, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, суд полагает удовлетворить заявленные истцом требования частично, в части взыскания с ответчика <данные изъяты>, необоснованно выплаченных водителям, а так же в размере <данные изъяты>, необоснованно выплаченных учителям за призовое место в районных соревнованиях.

В остальном, доводы истца о нецелевом использовании бюджетных средств не нашли подтверждения в судебном заседании, достаточных доказательства этого, истцом не представлено.

В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При этом, обязанность доказывания нецелевого использования бюджетных средств возлагается на ответчика.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Оснований для снижения размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, предусмотренные ст.250 ТК РФ, ( учет формы и степени вины работника в причинении ущерба, его материального положения) по делу не имеется, доказательств этого суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

.

РЕШИЛ:

Исковые требования Отдела образования, молодежной политики и спорта администрации Порецкого района Чувашской Республики к ФИО1 о взыскании нецелевого использования денежных средств удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Отдела образования, молодежной политики и спорта администрации Порецкого района Чувашской Республики денежные средства в размере <данные изъяты><данные изъяты>

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ФИО1 в пользу Отдела образования, молодежной политики и спорта администрации Порецкого района Чувашской Республики уплаченную по делу государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховном суде Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.

Судья Глухов А.А.

.