ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-Р126/2014 от 29.09.2014 Острогожского районного суда (Воронежская область)

  Дело № 2-р126/2014

                                        Р Е Ш Е Н И Е

                     ИФИО1

 <адрес>                                                           ДД.ММ.ГГГГ

 Острогожский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи                                Критининой Н.А.,

 С участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,

 Ответчика индивидуального предпринимателя без образования юридического лица                                                                           ФИО3,

 Представителя третьего лица администрации Скорицкого сельского поселения Репьевского муниципального района                        ФИО8,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО3 о признании действий незаконными,

                              У С Т А Н О В И Л :

        <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО3, в котором указал следующее. <адрес> на основании поступившего из прокуратуры <адрес> обращения ФИО10 проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок пользования водными объектами. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Скорицкого сельского поселения Репьевского муниципального района в лице главы администрации Скорицкого сельского поселения Репьевского муниципального района ФИО2 с одной стороны, и индивидуальный предприниматель ФИО3 с другой стороны, заключили договор аренды земельного участка из земель водного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, в границах СХА «Русь», кадастровый номер 36:26:4400009:20. В рамках вышеуказанной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с представителем арендодателя главой Скорицкого сельского поселения Репьевского муниципального района <адрес> ФИО3, представителем арендатора ФИО7, начальником отделения по Острогожскому и <адрес>м ЭКЦ ГУ МВД по <адрес> ФИО6 произведен выезд на пруд, расположенный по адресу: <адрес>, в границах СХА «Русь», 36:26:4400009:20. Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО3 ограничивает доступ граждан к указанному пруду. На въезде на пруд установлен указатель: «Платная рыбалка» с указанием расценок за данный вид деятельности: «утренняя зорька - 500 рублей, вечерняя зорька - 500 рублей, световой день - 800 рублей».

        Взимание платы подтверждается объяснениями индивидуального предпринимателя ФИО3, представителя арендатора ИП ФИО3 -ФИО7, ФИО12, ФИО11

           Прокурор на основании ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса РФ, статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» считает, что любительское рыболовство на пруду должно осуществляться гражданами свободно и бесплатно, так как вышеуказанный пруд не находится в частной собственности и договор на предоставление рыбопромыслового участка с ИП ФИО3 не заключался.

         Прокурор просит признать действия индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО3, связанные с взиманием платы за осуществление любительского и спортивного рыболовства, незаконными. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 обеспечить свободный доступ граждан к пруду, расположенному по адресу: <адрес>, в границах СХА «Русь», кадастровый номер 36:26:4400009:20, в целях любительского и спортивного рыболовства и ликвидировать указатель: «Платная рыбалка». (л.д.)

       В судебном заседании прокурор иск поддержал, настаивает на его удовлетворении по тем основаниям, что пруд является природным объектом общего пользования и граждане имеют право свободного бесплатного доступа к этим объектам. ФИО13 установив плату за рыбалку на пруде, тем самым ограничивает это право свободного доступа.

     В судебном заседании ответчик индивидуальный предприниматель без образования юридического лица ФИО3 иск не признал, и пояснил, что он арендует вышеуказанный пруд, произвел его зарыбление, обязан уплатить арендную плату, поэтому он осуществляет взимание платы за рыбалку на пруду. По причине аренды пруд не является водным объектом общего пользования. Его право владения прудом защищается ст. 305 ГК РФ.

       Представитель третьего лица Администрации Скорицкого сельского поселения ФИО8 возражений на иск не имеет, пояснив, что пруд сдан в аренду ИП ФИО3, который должен заплатить арендную плату, поэтому он вправе взимать деньги за рыбалку на арендованном им пруду.

       Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд находит основания для удовлетворения иска.

 Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

      В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

              Согласно договору аренды земельного участка, расположенного под поверхностными водами пруда № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Скорицкого сельского поселения Репьевского муниципального района в лице главы администрации Скорицкого сельского поселения Репьевского муниципального района ФИО2 с одной стороны, и индивидуальный предприниматель ФИО3, именуемый арендатор, с другой стороны, заключили договор аренды земельного участка из земель водного фонда, общей площадью 725577 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах СХА «Русь», кадастровый номер 36:26:4400009:20, участок предоставляется для использования под пруд, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д.).

         Свидетели ФИО10, ФИО11, каждый в отдельности, показали в судебном заседании, что летом 2014 году они хотели отдохнуть и с помощью удочек половить рыбу на пруду <адрес>. Однако сторож потребовал плату за рыбалку в размере 500 рублей, пояснив, что пруд находится в аренде, без оплаты не разрешил рыбалку, их отдых был испорчен. У пруда установлен щит -объявление о платной рыбалке.

     Как следует из фототаблицы с изображениями территории пруда <адрес>, на пруду имеется вывеска «Платная рыбалка» с указанием расценок: утренняя зорька 500 рублей, вечерняя зорька 500 рублей, световой день 800 рублей.

       Факт взимания платы за рыбалку не отрицает ответчик ИП ФИО3

      Согласно ст. 24     Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. Любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.

        На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства).

       Услуги в области любительского и спортивного рыболовства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.

       Юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в части 5 настоящей статьи, создают инфраструктуру, необходимую для организации любительского и спортивного рыболовства.

       При утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыбопромысловых участков, установленного статьей 18 настоящего Федерального закона, необходимо обеспечить предусмотренные частью 1 настоящей статьи права граждан.

       В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

        Как следует из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ цель его использования - «под пруд».

       Об использовании земельного участка именно для рыбоводства, для организации любительского и спортивного рыболовства, в договоре аренды не оговорено.

        Затраты ответчика на зарыбление пруда не подтверждены, а представленные документы на имя арендатора ИП ФИО9, датированные 2013 годом, к ответчику ИП ФИО3, заключившему договор аренды в 2014 году, и к данному делу отношения не имеют.

        Таким образом, в судебном заседании установлено, что ИП ФИО3 пользуется прудом общего пользования, при этом взимает оплату за лов рыб в пруду, чем препятствует свободному доступу гражданам к водному объекту, что является незаконным, в силу чего требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

     Доказательств доводам ответчика о том, что пруд является обособленным водным объектом, находящимся в собственности юридического лица или частного лица, суду не представлено, а договор аренды данный факт не подтверждает, так как в нем не указаны документы, подтверждающие право собственности.

        Наоборот, как следует из вышеприведенного договора аренды администрация Скорицкого сельского поселения считает земельный участок, расположенный под прудом, муниципальной собственностью, что означает в данном случае применение положений п.1 ст. 6 Водного кодекса РФ об общедоступности водного объекта.

       Ссылки ответчика на ст. 305 ГК РФ о защите прав владельца, не являющегося собственником, в данном случае неприменимы, так как его прав по договору аренды об использовании земельного «под пруд» никто не нарушал.

      Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ,

                     Р Е Ш И Л :

       Исковые требования прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО3 удовлетворить.

            Признать действия индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО3, связанные с взиманием платы за осуществление любительского и спортивного рыболовства, незаконными.

           Обязать индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО3 обеспечить свободный доступ граждан к пруду, расположенному по адресу: <адрес>, в границах СХА «Русь», кадастровый номер 36:26:4400009:20, в целях любительского и спортивного рыболовства и ликвидировать указатель: «Платная рыбалка».

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Председательствующий