Дело № 2РЕ-88/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Пеледуй 20 ноября 2017 года
Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Друзьянова И.П., при секретаре Рыжковой Н.И., с участием истца Малышеа Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышева Евгения Витальевича к публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» о возложении обязанности по предоставлению скидки при оплате коммунальных услуг, произвести перерасчет по уплате электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
Малышев Е.В. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу (ПАО) «Якутскэнерго», которым просит взыскать обязать ответчика предоставлять скидку при оплате электроэнергии в размере 30% в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 и произвести перерасчет по уплате электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ года.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании истец Малышев Е.В. заявил отказ от исковых требований к ПАО «Якутскэнерго» в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет по уплате электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ.
После разъяснения судом истцу последствий прекращения производства по делу в связи с отказом от иска, предусмотренных статьями 220, 221 ГПК РФ, истец Малышев Е.В. пояснил, что указанные последствия ему понятны.
Также истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточняя оставшиеся исковые требования, просит возложить на ответчика обязанность по предоставлению ему скидки в размере 30% от установленной платы за пользование электроэнергией, начиная с момента предъявления иска в суд, то есть с 23 октября 2017 года. Дополнительно пояснил, что его требования основываются на Указе Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которым предусмотрено право многодетных семей на 30 % скидку за потребленную электроэнергию.
Представитель ответчика по доверенности Бутаков А.В. представил письменное ходатайство, которым просит провести судебное разбирательство в отсутствие представителя ПАО «Якутскэнерго», исковые требования не признает по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Как следует из представленного отзыва, ПАО «Якутскэнерго» просит отказать в иске Малышева Е.В., указывая, что Указом Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» какая-либо обязанность на электроснабжающие организации за соблюдением и выполнением указанного Указана не возложена. Механизм предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных денным Указом до настоящего времени не разработан, порядок и условия возмещения затрат хозяйствующих субъектов, в частности поставщиков коммунальных услуг, связанных с реализацией Указа, не определены. В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) нет вступившего в законную силу и действующего нормативного правового акта, регулирующего порядок размера возмещения и выдачи какой-либо «скидки» на пользование электроэнергии. На исполнителя коммунальных услуг законодатель не возложил обязанность по предоставлению указанной меры социальной поддержки многодетной семье, поэтому ответчик не мог предоставлять какой-либо скидки, так как действующим законодательством она не предусмотрена. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации. ПАО «Якутскэнерго», не имея ассигнований из бюджета, не может «выплачивать» - предоставлять истцу скидку, а равно делать перерасчет по потребляемой электроэнергии по указанным истцом основаниям.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Богомолова А.Л., предоставляя письменный отзыв, просит в удовлетворении исковых требований Малышева Е.В. отказать в полном объеме и рассмотреть дело без участия представителя Министерства финансов Российской Федерации. В отзыве представитель третьего лица указывает, что механизм предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» до настоящего времени не разработан, порядок и условия возмещения затрат хозяйствующих субъектов, в частности поставщиков коммунальных услуг, связанных с реализацией названного указа, не определены. Социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по ее реализации осуществляются субъектом российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Управляющие компании (ресурсоснабжающие организации) несут обязанность по предоставлению потребителям льготы, определенные законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения, на основании чего в последующем получают право на возмещение из бюджета субъекта сумм недополученной от потребителя платы. Для этого управляющие компании могут обратиться с требованиями о возмещении убытков в финансовый орган субъекта Российской Федерации – Министерство финансов по Республике Саха (Якутия).
Третье лицо Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд представитель не явился, заявлений и ходатайств не представлено.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» многодетной признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до восемнадцати лет.
Как следует из материалов дела, Малышев Е.В. и ФИО1. являются родителями детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ
Истец вместе с супругой и детьми проживает по адресу: <адрес> и является потребителем электроэнергии, предоставляемой ПАО «Якутскэнерго». Данные обстоятельства подтверждаются справкой о составе семьи, выданной администрацией МО «Поселок Пеледуй» № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГРБП ЛУ «Энергосбыт».
Семья истца является многодетной, что подтверждается справкой о составе семьи, справкой ГКУ РС(Я) «Ленское управление социальной защиты населения и труда при МТ и СР РС(Я)» от ДД.ММ.ГГГГ и копией удостоверения № многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о произведении перерасчета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Указанное заявление было оставлено без удовлетворения (л.д. №).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам республик в составе РФ, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории (подпункт «б»).
Пунктом 3 названного Указа Президента на Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с пунктом 2 Письма Министерства РФ N 51 Министерства социальной защиты населения РФ N 1-2359-18 от 29.06.1992 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» предусматривалось, что скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов.
Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 г. N ГКПИ20003-139 пункт 2 вышеуказанного письма признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающим права органов местного самоуправления.
Таким образом, порядок и условия возмещения расходов на осуществление указанных мер до настоящего времени не приняты.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст. 76 Конституции российской Федерации).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Настоящим Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты «е», «ж» пункта 1 статьи 1 Закона).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 сттатьи 1 Закона).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 0610.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (статья 17 Закона).
Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Проанализировав приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что механизм предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», до настоящего времени не разработан, порядок и условия возмещения затрат хозяйствующих субъектов, в частности поставщиков коммунальных услуг, связанных с реализацией названного Указа Президента Российской Федерации, не определены.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, в частности, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили механизм реализации льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», а Законом Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» не предусмотрены объем, порядок и условия предоставления многодетным семьям скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета, у суда не имеется законных оснований для возложения на ПАО «Якутскэнерго» обязанности по предоставлению истцу льготы в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами.
ПАО «Якутскэнерго» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению истцу скидки по оплате электроэнергии.
ПАО «Якутскэнерго» не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям, ответчик не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством.
На основании вышеизложенного, отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению скидки в оплате коммунальных услуг, поэтому заявленные требования о возложении на ПАО «Якутскэнерго» обязанности по предоставлению истцу скидки в размере 30% от установленной платы за пользование электроэнергией, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, надлежит оставить без удовлетворения.
Производство по делу в части исковых требований Малышева Е.В. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет по уплате электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ года подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд принимает отказ истца от иска, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с абз. 4 статьи 220 ГПК РФ, в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом, суд прекращает производство по делу.
Судом установлено, что заявленный отказ Малышева Е.В. от исковых требований к ПАО «Якутскэнерго» о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет по уплате электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ года заявлен добровольно, является его свободным волеизъявлением. Отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах суд считает возможным принять отказ от иска и прекратить производство по делу в этой части в связи с отказом истца от иска.
Последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от иска, предусмотренные статьями 220, 221 ГПК РФ, а именно, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу разъяснены и понятны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ Малышева Евгения Витальевича от исковых требований к публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет по уплате электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Производство по делу в части исковых требований Малышева Евгения Витальевича к публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет по уплате электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ года –прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Исковые требования Малышева Евгения Витальевича к публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» о возложении обязанности по предоставлению скидки в размере 30% от установленной платы за пользование электроэнергией, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через постоянное судебное присутствие Ленского районного суда в п. Пеледуй в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20 ноября 2017 года.
Судья Ленского районного суда И. П. Друзьянов