ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-Ш-59/19 от 26.02.2019 Батыревского районного суда (Чувашская Республика)

Дело -

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2019 года <адрес>

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Хакимовой Л.Р., при секретаре Михайловой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако ей было отказано в назначении пенсии решением от ДД.ММ.ГГГГ, спецстаж по подсчетам ответчика составил всего 21 год 4 месяца 26 дней. В спецстаж не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(6 месяцев 24 дня) в льготном исчислении 8 месяцев 15 дней-заведующей Чепкас-Ильметьевским фельдшерским пунктом <адрес> Республики Татарстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 год 2 месяца 29 дней) в льготном исчислении 1 год 6 месяцев 19 дней-медсестрой санатория «Елочка»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 год 2 дня) в льготном исчислении 1 год 3 месяца 2 дня-диспетчером ОСМП Шемуршинской центральной районной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(4 года 9 месяцев 18 дней) в льготном исчислении 5 лет 1 месяц 8 дней-выездным фельдшером; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(8 месяцев 23 дня)-фельдшером скорой медицинской помощи подстанции скорой медицинской помощи в <адрес>, а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 2 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 9 дней). В связи с вышеизложенным, просит решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части отказа во включении вышеуказанных периодов, обязать ответчика включить в спецстаж вышеуказанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица ФИО3 исковые требования уточнила, просила включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца заведующей Чепкас-Ильметьевским фельдшерским пунктом <адрес> Республики Татарстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца медсестрой санатория «Елочка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца диспетчером отделения скорой медицинской помощи Шемуршинской центральной районной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца выездным фельдшером отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером скорой медицинской помощи подстанции скорой медицинской помощи <адрес> учреждения «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, а также периодов нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца ФИО6 уточненные исковые требования ФИО3 поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО7, действующий по доверенности, на судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствии, иск не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Свидетель ФИО8 показала, что действительно истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером по приему и передаче вызовов ОСМП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- выездным фельдшером отделения скорой медицинской помощи. Работники отдела кадров ошибочно записали должность истицы как диспетчер скорой медицинской помощи. Такая должность в штате отделения скорой медицинской помощи «диспетчер скорой медицинской помощи» не существовал. Должность называется фельдшер по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи. В ее трудовой книжке также ошибочно была произведена запись о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером ОСМП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -диспетчером в ОСМП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшером ОСМП, тогда как фактически она работала фельдшером по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи и фельдшером выездной бригады скорой медицинской помощи. Согласно должностных инструкций фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи, на них были возложены обязанности фельдшера скорой медицинской помощи по оказанию скорой медицинской помощи больным и пострадавшим обратившихся в ОСМП; вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи. В период их работы в ОСМП, дежурство смены ОСМП осуществлялся в составе дежурного врача, который приступал к работе после 16 часов, и двумя фельдшерами – фельдшером по приему и передаче вызовов и фельдшера выездной бригады. Прием больных и пострадавших, обратившихся в ОСМП, осуществляли указанные фельдшера. На фельдшера по приему и передаче вызовов, кроме его непосредственных обязанностей, были возложены и обязанности фельдшера скорой медицинской помощи, т.е. оказывал медицинскую помощь пострадавшим и больным, приехавшим в ОСМП не на автомашине скорой медицинской помощи. В момент выезда фельдшера выездной бригады, оказание медицинской помощи также было возложено на фельдшера по приему вызовов. Только после оказания первой медицинской помощи фельдшерами пострадавшего или больного, обратившегося в ОСМП, направляли к врачу. Кроме того, фельдшер по приему вызовов выполнял и другие поручения, указания врача по перевязке пострадавших и больных, вводила лекарственные препараты, проводила реанимационные мероприятия. Вышеуказанные периоды ее работы, в том числе диспетчером ОСМП по решению суда были включены в спецстаж, и она получала досрочную страховую пенсию по старости.

Привлеченный в качестве третьего лица представитель БУ «<адрес> больница» на судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о дне рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав истца и ее представителя, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781).

В соответствии с п. 2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которым по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в Списке, один год работы в сельской местности исчисляется за один год и три месяца. С принятием же Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью или иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года, регулирование данного вопроса изменилось.

Суд исходя из закрепленного в ст. 54, 55, 57 Конституции РФ принципа о том, что законы ухудшающие положение граждан обратной силы не имеют, считает, что периоды работы истицы до 1 ноября 1999 года в сельской местности подлежат исчислению год работы как один год и три месяца, а с 1 ноября 1999 года, следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительством РФ от 29 октября 2002 г. № 781 и признавшим Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. утратившим силу), по которым согласно п.5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в календарном порядке.

В период работы ФИО3 заведующей фельдшерского пункта действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, применяемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Этим Списком поименована работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, должности "фельдшер", "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер" отнесены к среднему медицинскому персоналу.

Аналогичные положения содержал и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 также предусмотрена должность и наименование структурного подразделения организации "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра, фельдшер.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей Чепкас-Ильметьевского фельдшерского пункта <адрес> Республики Татарстан.

Согласно Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 г. N 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.

Учитывая изложенное, решение ответчика в части отказа во включении в подсчет специального стажа истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Чепкас-Ильметьевского фельдшерского пункта <адрес> Республики Татарстан в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 03 мес., следует признать незаконным, заявленные требования – подлежащим удовлетворению.

Истец также просит включить в спецстаж периоды работы медицинской сестрой санатория «Елочка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении. Данный период работы истицы подтверждается записью в трудовой книжке.

Спорные периоды работы истицы медсестрой грязелечебного кабинета санатория «Елочка» ответчик отказывается включать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, ссылаясь на то, что наименование учреждения в котором работала истец не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года.

Из справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ ООО «Санаторий «Агроздравница», следует, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Чувашском Республиканском Объединении Межколхозных Здравниц «Чувашколхозздравница» в санатории «Елочка» <адрес> в должности медсестры на 1 ставку. В период работы находилась в административном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов, применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Таким образом, при определении права на включение оспариваемых периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», подлежал применению Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года , действовавший на момент работы ФИО3 медсестрой в данном санаторий «Елочка».

Как установлено судом, в указанный период истец работала медсестрой грязелечебного кабинета санатория «Елочка» <адрес> Чувашского республиканского объединения межколхозных здравниц. Занимаемая истцом должность подпадает под наименование должностей, указанных в Списках 1999 и 2002 годов и в Перечне 1959 года.

В разделе «Наименование учреждений» указанных Списков и Перечне содержатся санатории (курорты) всех наименований, в том числе детские для лечения туберкулеза всех форм; для лечения больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Оценивая наименование учреждения «Санаторий-профилакторий» и наличие в Списках санаториев (курортов) всех наименований можно сделать вывод, что данное учреждение подпадает под понятие санатории (курорты).

Как следует из показаний истицы, в годы ее работы санаторий-профилакторий «Елочка» осуществляла санаторное лечение взрослых больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ревматизмом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями дыхательной системы. Она как медсестра грязелечебного кабинета выполняла все назначения лечащего врача, помогала врачу в проведении диагностических исследований и лечебных процедур, осуществляла иные виды лечения полный рабочий день.

ДД.ММ.ГГГГ, как следует из Устава, данный санаторий-профилакторий «Елочка» преобразована в государственное учреждение здравоохранения «Республиканский детский противотуберкулезный санаторий «Елочка»(далее ГУЗ РДПТС «Елочка» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, которая осуществляла санаторно-курортное лечение детского населения, а именно фтизиатрия, физиотерапия и водо и теплолечение детей, т.е. с момента работы истца изменилось контингент больных и проводился только узкоспециализированное лечение: противотуберкулезное лечение детей.

Несмотря на то, что в материалах дела отсутствуют лицензия, уставы санатория-профилактория «Елочка» за годы работы истца(в архиве данные документы не найдены), суд берет в основу решения показания истца и признает работу истца как работу в санатории (курорте) для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, ревматизмом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы, как предусмотрено в Списке и в соответствии с этим считает, что данный период работы истца должен быть включен в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением им лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что период работы истицы медсестрой санатория «Елочка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном порядке один год работы за один год 3 месяца.

Из трудовой книжки ФИО3 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала диспетчером в ОСМП Шемуршинской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала выездным фельдшером ОСМП БУ «<адрес> больница», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время фельдшером скорой медицинской помощи подстанции скорой медицинской помощи <адрес> учреждения «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии.

Из уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ «Шемуршинская РБ» МЗСР ЧР видно, что истица работала на 1 ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-диспетчером(фельдшером по приему и передаче вызовов выездным бригадам) в ОСМП Шемуршинской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-выездным фельдшером ОСМП БУ «<адрес> больница».

Как видно из оспариваемого решения, ответчик отказал во включении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ диспетчером ОСМП и включил период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в спецстаж в календарном порядке.

Указанное решение ответчика в этой части, суд считает неправомерным по следующим основаниям.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) работа в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данный список введен в действие с 1 ноября 1999 г. и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи), а также в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможности зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должностях медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) и фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

Согласно приведенному Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 46, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Должность "фельдшер-диспетчер" относится к категории среднего медицинского персонала.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

Из приведенных норм права следует, что согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 марта 2009 г. N 310-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Д.Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства Российской Федерации "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить спорный период работы истца в должности фельдшера-диспетчера по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи Шемуршинской ЦРБ с 11 января 1994 года по 12 января 1995 года в специальный стаж.

Кроме того, из должностных инструкций фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи следует, что на истицу согласно должностной инструкции были возложены обязанности фельдшера скорой медицинской помощи по оказанию скорой медицинской помощи больным и пострадавшим обратившихся в ОСМП; вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи.

Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля, из которой следует, что должность диспетчера скорой медицинской помощи в штате ОСМП Шемуршинской ЦРБ не существовала. Она называлась – фельдшер по приему и передаче вызовов. Дежурство смены ОСМП осуществляется в составе дежурного врача, который приступает в 16 часов, и двумя фельдшерами – фельдшером по приему и передаче вызовов и фельдшер выездной бригады. Прием больных и пострадавших, обратившихся в ОСМП, указанные фельдшера. На фельдшера по приему и передаче вызовов, кроме его непосредственных обязанностей, были возложены и обязанности фельдшера скорой медицинской помощи, т.е. он оказывал медицинскую помощь пострадавшим и больным, приехавшим в ОСМП не на машине скорой медицинской помощи. В момент выезда фельдшера выездной бригады, оказание медицинской помощи также было возложено на фельдшера по приему вызовов. После оказания только первой медицинской помощи фельдшерами пострадавшего или больного, обратившегося в ОСМП, направляли к врачу. Кроме того, фельдшер по приему вызовов выполнял и другие поручения, указания врача по перевязке пострадавших и больных, вводила лекарственные препараты, проводила реанимационные мероприятия.

Далее истица просит включить в спецстаж период работы с 13 января 1995 года по 31 октября 1999 года выездным фельдшером в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца.

В соответствии с разделом "Наименования должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) Станции скорой медицинской помощи.

Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 года N 435 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации было установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер".

Согласно должностной инструкции на должность фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи назначается специалист со средним медицинским образованием по специальностям "лечебное дело", "сестринское дело", имеющий диплом и соответствующий сертификат, который способен оказать экстренную медицинскую помощь.

В обязанности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи входит самостоятельное оказание медицинской помощи больным, непосредственно обратившимся в отделение скорой медицинской помощи.

Должностной инструкцией прямо предусмотрена обязанность работника вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, останавливать кровотечения, накладывать повязки, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи; также фельдшер должен уметь пользоваться медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечной реанимации, владеть техникой снятия ЭКГ.

Данные функциональные обязанности требуют соответствующего профессионального уровня работника, что обуславливает требование инструкции о наличии специального образования, а также повышения квалификации. Указанное требование истцом выполнялось наравне с другими фельдшерами.

Таким образом, перечень функциональных обязанностей ФИО3 как фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи позволяет сделать вывод о том, что от работника на этой должности зависит своевременность и качественность оказания необходимой медицинской помощи населению выездной бригадой скорой помощи. Кроме того, в обязанности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи входит непосредственное оказание медицинской помощи населению по мере необходимости.

Суд, со ссылкой на п. 2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которым по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и исходя из закрепленного в ст. 54, 55, 57 Конституции РФ принципа о том, что законы ухудшающие положение граждан обратной силы не имеют, считает, что периоды работы истицы до 1 ноября 1999 года в сельской местности подлежат исчислению год работы как один год и три месяца.

В связи с чем, суд считает необоснованным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в спецстаж период работы истицы фельдшером выездной бригады отделения скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год

Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в спецстаж, поскольку должность «фельдшер» и учреждение «станции скорой медицинской помощи» предусмотрено в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Ссылка ответчика на то, что указанный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку работодателем не были представлены индивидуальные сведения о стаже и начисленных страховых взносах без ссылки на соответствующий код в подтверждение льготного характера работы, являются несостоятельными, так как ведение соответствующего документа является обязанностью работодателя, в связи с чем, ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей не может лишать истца права на включение указанного периода в специальный стаж.

Далее из объяснений сторон, а также выписки из приказов следует, что ФИО3 была на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 9 дней). Данные периоды ответчик отказывается включать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии.

Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка является поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Судом установлено, что истица, работая фельдшером выездной бригады отделения скорой медицинской помощи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 месяц 9 дней) направлялась работодателем для прохождения курсов повышения квалификации. В указанные периоды за истицей сохранялись должность фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи и средняя заработная плата, а также производилось отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая, что прохождение курсов повышения квалификации было необходимым условием дальнейшей работы истицы, и то, что в дальнейшем истица продолжала работать в той же должности, суд считает необходимым включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости вышеуказанные периоды нахождения истицы на курсах по повышению квалификации.

Таким образом, стаж работы ФИО3 по охране здоровья населения в органах здравоохранения по состоянию на момент первоначального обращения, а именно на ДД.ММ.ГГГГ сформулирован следующим образом:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-заведующая Чепкас-Ильметьевским фельдшерским пунктом <адрес> Республики Татарстан-6 месяцев 24 дня в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца-8 месяцев 15 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(6 месяцев 7 дней в льготном исчислении-7 месяцев 24 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(3 месяца 9 дней в льготном исчислении-4 месяца 4 дня)-медсестра санатория «Елочка»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-диспетчер отделения скорой медицинской помощи-1 год 2 дня в льготном исчислении-1 год 3 месяца 2 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-выездной фельдшер отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы-4 года 9 месяцев 18 дней в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца-6 лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( в том числе периоды нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)-выездной фельдшер отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы-15 лет 9 месяцев 12 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшер скорой медицинской помощи подстанции скорой медицинской помощи <адрес>-8 месяцев 23 дня.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 ст. 22 этого Федерального закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

В судебном заседании пояснениями сторон, письменными доказательствами установлено, что соответствующее заявление ФИО3 с приложенными к ней документами было принято Управлением Пенсионного фонда РФ по <адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из приведенных выше правил подсчета, на день обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ истица имела стаж более 25 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При таких обстоятельствах решения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО3 в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа, нельзя признать законным и обоснованным, поэтому требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении периодов работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца заведующей Чепкас-Ильметьевским фельдшерским пунктом <адрес> Республики Татарстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца медсестрой санатория «Елочка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца диспетчером отделения скорой медицинской помощи Шемуршинской центральной районной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца выездным фельдшером отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером скорой медицинской помощи подстанции скорой медицинской помощи <адрес> учреждения «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, а также периодов нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признать незаконным.

Включить периоды работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца заведующей Чепкас-Ильметьевским фельдшерским пунктом <адрес> Республики Татарстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца медсестрой санатория «Елочка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца диспетчером отделения скорой медицинской помощи Шемуршинской центральной районной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца выездным фельдшером отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером скорой медицинской помощи подстанции скорой медицинской помощи <адрес> учреждения «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, а также периодов нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) назначить выплату ФИО3 досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Хакимова Л.Р.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ