ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-Ш-61/19 от 05.03.2019 Батыревского районного суда (Чувашская Республика)

Дело -

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2019 года <адрес>

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Хакимовой Л.Р., при секретаре Михайловой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости мотивируя тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Ответчик признал 14лет09 мес. 27 дней специального стажа, тогда как ее фактически ее специальный стаж составляет более 25 лет. Ответчик не включил в подсчет специального стажа и без льготного исчисления специального стажа один год работы за один год и три месяца периоды работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом пос. ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, диспетчером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и не включил календарнопериоды нахождения на курсах по повышению квалификации, периоды работы фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницыМинздрава Чувашии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ признать частично незаконным и обязать ответчика включить в спецстаж, в связи с осуществлением лечебной деятельности следующие периоды:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 лет 04 мес 05 дн) - заведующейфельдшерско - акушерским пунктом пос. ФИО3 - Вазанв льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 03 мес 10 дн) - диспетчером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ШемуршинскойЦРБ в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 03 мес 15 дн) - фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ШемуршинскойЦРБ в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 06 мес 01 дн) - отпуск по беременности и родамв льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 лет 09 мес 29 дн) - фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес 15 дн) -фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи; периоды нахождения на курсах по повышению квалификации:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 12 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 17 дн),с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес 05 дн) ис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 20 дн), а также периоды работы медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 03 мес 00 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 26 дн) ис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес 28 дн); обязать ответчика назначить ей досрочную страховуюпенсию по старости со дня возникновения права.

В судебном заседании истецФИО2и ее представитель ФИО7 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права-с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) ФИО8, действующий по доверенности, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явился, представилотзыв, в котором исковые требования ФИО2 не признал. Считает, что доводы, указанные в иске несостоятельны, поскольку возникновение права на досрочное назначение пенсии законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных должностях и учреждениях, в Списке в разделе "Наименование должностей" должность диспетчер по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи отсутствует.Ранее действовавший Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и вступивший в силу 01 ноября 1999 года, также не предусматривал право на льготное пенсионное обеспечение лиц, замещающих вышеупомянутые должности.Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 100 от 26 марта 1999 года утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрена должность фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде. При этом, как следует из Положения данного приказа, в должностные обязанности медицинской сестры по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи не входит непосредственное оказание медицинской помощи населению. В соответствии Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включаются в стаж работы. Также считает, что оснований для рассмотрения спора по месту нахождения клиентской службы (на правах отдела) в ФИО3<адрес> Управления не имеется, заявление подлежит разрешению судом по месту нахождения ответчика в Батыревском районном суде Чувашской Республики в <адрес>.

Свидетель ФИО9 показал, чтодействительно истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- выездным фельдшером отделения скорой медицинской помощи. Работники отдела кадров ошибочно записали должность истицы как диспетчер скорой медицинской помощи. Такая должность в штате отделения скорой медицинской помощи «диспетчер скорой медицинской помощи» не существовал. Должность называется фельдшер по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи. На фельдшера по приему и передаче вызовов, кроме его непосредственных обязанностей, были возложены и обязанности выездного фельдшера скорой медицинской помощи, т.е. оказывал медицинскую помощь пострадавшим и больным, приехавшим в ОСМП не на автомашине скорой медицинской помощи. В момент выезда фельдшера выездной бригады, оказание медицинской помощи также было возложено на фельдшера по приему вызовов. Только после оказания первой медицинской помощи фельдшерами пострадавшего или больного, обратившегося в ОСМП, направляли к врачу. Кроме того, фельдшер по приему вызовов выполнял и другие поручения, указания врача по перевязке пострадавших и больных, вводила лекарственные препараты, проводила реанимационные мероприятия.

Привлеченный в качестве третьего лица представитель БУ «<адрес> больница» на судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о дне рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав истца и ее представителя, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствиис подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утвержденииПравил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781).

В соответствии с п. 2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которым по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения, указанным в Списке, один год работы в сельской местности исчисляется за один год и три месяца. С принятием же Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью или иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года, регулирование данного вопроса изменилось.

Суд исходя из закрепленного в ст. 54, 55, 57 Конституции РФ принципа о том, что законы ухудшающие положение граждан обратной силы не имеют, считает, что периоды работы истицы до 1 ноября 1999 года в сельской местности подлежат исчислению год работы как один год и три месяца, а с 1 ноября 1999 года, следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы, дающих правона досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительством РФ от 29 октября 2002 г. № 781 и признавшим Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. утратившим силу), по которым согласно п.5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в календарном порядке.

В период работы ФИО2 заведующей фельдшерско-акушерского пункта действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, применяемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Этим Списком поименована работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, должности "фельдшер", "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер" отнесены к среднему медицинскому персоналу.

Аналогичные положения содержал и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 также предусмотрена должность и наименование структурного подразделения организации "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра, фельдшер.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей фельдшерско-акушерского пункта <адрес> Чувашской Республики.

Согласно Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.

Учитывая изложенное, решение ответчика в части отказа во включении в подсчет специального стажа истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей фельдшерско-акушерского пункта <адрес> Чувашской Республики в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 03 мес., следует признать незаконным, заявленные требования – подлежащим удовлетворению.

Истец также просит включить в спецстаж периоды работыс ДД.ММ.ГГГГ по 01.11. 1998 года-диспетчером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощив льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ШемуршинскойЦРБв льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшеромпо приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ШемуршинскойЦРБ в календарном исчислении.

Из трудовой книжки серии АТ-YII , принадлежащей ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица временно принята на должность заведующего фельдшерско - акушерским пунктом пос. ФИО3-ФИО4 и ДД.ММ.ГГГГ уволена с работы как временно принятая; ДД.ММ.ГГГГ истица принята временно диспетчером в отделение скорой медицинской помощи в Шемуршинскую ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ она переведена на постоянную работу в качестве диспетчера по приему и передаче вызовов; с ДД.ММ.ГГГГ переведена фельдшером ОСМП ФИО3 ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ переведена медицинской сестрой приемного отделения(л.д.40-41).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следует, что истица действительно работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год заведующим фельдшерско-акушерским пунктом пос. ФИО3; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ– диспетчер отделения скорой медицинской помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ– фельдшер по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшером скорой медицинской помощи; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время-медицинская сестра приемного отделения. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выполняемая норма рабочего времени составляла 1 ставку(л.д.36).

Из выписки из приказа а от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица была переведена на постоянную работу фельдшером по приему и передачи вызовов с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.27).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой поохране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугулет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) работа в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данный список введен в действие с 1 ноября 1999 г. и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи), а также в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначениетрудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможности зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должностях медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) и фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи. Согласно приведенному Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 46, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должность "фельдшер-диспетчер" относится к категории среднего медицинского персонала.Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. Из приведенных норм права следует, что согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 марта 2009 г. N 310-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Д.Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства Российской Федерации "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, из должностных инструкций фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи следует, что на истицу согласно должностной инструкции были возложены обязанности фельдшера скорой медицинской помощи по оказанию скорой медицинской помощи больным и пострадавшим обратившихся в ОСМП; вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи.Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля, из которой следует, что должность диспетчера скорой медицинской помощи в штате ОСМП ФИО3 ЦРБ не существовала. Она называлась – фельдшер по приему и передаче вызовов. Дежурство смены ОСМП осуществляется в составе дежурного врача, который приступает в 16 часов, и двумя фельдшерами – фельдшером по приему и передаче вызовов и фельдшер выездной бригады. Прием больных и пострадавших, обратившихся в ОСМП, указанные фельдшера. На фельдшера по приему и передаче вызовов, кроме его непосредственных обязанностей, были возложены и обязанности фельдшера скорой медицинской помощи, т.е. он оказывал медицинскую помощь пострадавшим и больным, приехавшим в ОСМП не на машине скорой медицинской помощи. В момент выезда фельдшера выездной бригады, оказание медицинской помощи также было возложено на фельдшера по приему вызовов. После оказания только первой медицинской помощи фельдшерами пострадавшего или больного, обратившегося в ОСМП, направляли к врачу. Кроме того, фельдшер по приему вызовов выполнял и другие поручения, указания врача по перевязке пострадавших и больных, вводила лекарственные препараты, проводила реанимационные мероприятия.При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить спорный период работы истицыдо ДД.ММ.ГГГГв должности фельдшера-диспетчера по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца, а в удовлетворении требований о включении в спецстаж периодов работы фельдшеромпо приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.В совместном Информационном письме Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 дается разъяснение, что отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".По смыслу приведенного Письма указанные периоды засчитываются в специальный стаж в том же порядке, в каком засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.Отпуск по беременности и родам, предоставленный истице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается материалами дела и справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм периоднахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годав период работы вдолжностифельдшера по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ШемуршинскойЦРБ подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца. В указанный период истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений. Из объяснений сторон, а также из уточняющей справки, выданной БУ «Шемуршинская РБ» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики следует, что ФИО2 была на курсах повышения квалификации в период работы выездным фельдшером отделения скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ, а именно:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 12 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 17 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 мес 05 дн) ис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 20 дн).Данные периоды ответчик отказывается включать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии. Из материалов дела усматривается, что курсы повышения квалификации истица проходила без предоставления ей отдельного отпуска, время обучения ей засчитывалось рабочим днем. В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, судом установлено, что прохождение курсов повышения квалификации являлось обязательным условием выполнения истицей лечебной деятельности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что время нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж.

По причине отсутствия сведений в индивидуальном лицевом счете и ссылаясь на отсутствие факта работы в Списке утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик пришел к выводу, что не подлежат включению в специальный стаж истицы также периоды работы медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 03 мес 00 дн) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 26 дн). Также истица просит включить в спецстаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой, что на ДД.ММ.ГГГГ ее спецстаж составил 25 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В данный Список включены медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя) и фельдшер, в наименовании учреждений предусмотрены больницы всех наименований.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностей (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В спорные периоды выполняемая норма рабочего времени истицы ФИО2 составляла 1,00 ставка, что подтверждается объяснениями истицы и справками уточняющими периоды работы(л.д.23,36).

При таких обстоятельствах, периоды работы истицы медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 03 мес 00 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 мес 26 дн) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(28 дней) подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Ссылка ответчика на то, что указанный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку работодателем не были представлены индивидуальные сведения о стаже и начисленных страховых взносах без ссылки на соответствующий код в подтверждение льготного характера работы, являются несостоятельными, так как ведение соответствующего документа является обязанностью работодателя, в связи с чем, ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей не может лишать истца права на включение указанного периода в специальный стаж.

Таким образом, стаж работы ФИО2 по охране здоровья населения в органах здравоохранения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сформулирован следующим образом:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 год 27 дней)- заведующаяфельдшерско - акушерским пунктом пос. ФИО3 - <адрес> Чувашской Республики в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца-1 год 4 месяца 5 дней;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(4 года 2 месяца 19 дней)-диспетчерпо приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца-5 лет 3 месяца 10 дней);с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-(2 месяца 23 дня)-фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца-3 месяца 15 дней;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(4 месяца 25 дней)-отпуск по беременности и родам в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца-6 месяцев 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшер отделения скорой медицинской помощи( в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-отпуск по беременности и родам; курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)-13 лет 10 месяцев 1 день; сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии(в том числе периоды нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)-1 год 10 месяцев 24 дней.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 ст. 22 этого Федерального закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

В судебном заседании пояснениями сторон, письменными доказательствами установлено, что соответствующее заявление ФИО2 с приложенными к ней документами было принято Управлением Пенсионного фонда РФ по ФИО3<адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит назначить выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из приведенных выше правил подсчета, на ДД.ММ.ГГГГ истица имела спецстаж23 года 1 месяц 26 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований истицы о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО2 во включении в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-заведующейфельдшерско - акушерским пунктом пос. ФИО3 - <адрес> Чувашской Республики в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-диспетчером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии в календарном исчислении;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии в календарном исчислении, а также период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, признать незаконным.

Включить в стаж работы, дающий право ФИО2 на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-заведующейфельдшерско - акушерским пунктом пос. ФИО3 - <адрес> Чувашской Республики в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-диспетчером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяца;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии в календарном исчислении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии в календарном исчислении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-медицинской сестрой приемного отделения ФИО3<адрес>ной больницы Минздрава Чувашии в календарном исчислении, а также период нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении специального стажа один год работы за один год и три месяцас ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах по повышению квалификации:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Чувашской Республики(межрайонное) об обязании включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы фельдшером по приему и передаче вызовов в отделении скорой медицинской помощи ФИО3 ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в назначении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Хакимова Л.Р.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.