ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-ТА-115/2022 от 14.06.2022 Усть-алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-ТА-115/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года

Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.Н.,

при секретаре Охлопкове Г.Н.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования «Таттинский наслег» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о признании права на предоставление другого жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», взыскании судебных расходов на представителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 (далее – Истец) обратилась в суд с настоящим иском к администрации МО «Таттинский наслег» (далее – Ответчик, администрация наслега, наслег) указывая, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), . Распоряжением администрации наслега от ДД.ММ.ГГГГ-р многоквартирный дом, в котором находится жилье, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в республиканскую адресную программу переселения граждан. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщили, что по итогам заседания комиссии по переселению было принято решение о предоставлении возмещения. В предоставлении другого жилого помещения отказано со ссылкой на ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, с чем истец не согласен, так как жилье приобретено до введения в действие указанной нормы закона, вступившей в силу 28.12.2019. По приведенным основаниям истец просит признать право на предоставление другого жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы, взыскать с ответчика судебные расходы на представителя.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено ГКУ Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» (далее – Ответчик, Дирекция).

Представители ответчиков, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 просил удовлетворить исковые требования в части признания права истца на предоставление другого жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», от требования о взыскании с ответчика судебных расходов на представителя отказался. Данный частичный отказ от иска принят судом.

Суд, заслушав представителя истца по существу исковых требований, исследовав материалы дела, в том числе, отзыв Дирекции на иск об отказе в удовлетворении требований истца, приходит к следующему.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

Судом установлено, что жилое помещение в многоквартирном доме (далее – МКД) по адресу: Республика Саха (Якутия), , общей площадью кв.м, с кадастровым номером , принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО3 ГГГГ.

Распоряжением главы МО «Таттинский наслег» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ-р МКД по адресу: Республика Саха (Якутия), , в числе других МКД на территории , признан аварийным и подлежащим сносу на основании актов обследований помещений и заключений межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы наслега от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Указанный МКД включен под в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 №50, с указанием даты признания МКД аварийным – 03.03.2016 и сроком расселения до 01.09.2025.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией наслега издано распоряжение -р об изъятии жилого дома и земельного участка по для муниципальных нужд, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно распоряжению собственнику указанного дома производится возмещение, размер которого определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилья и убытков в связи с его изъятием.

Суд соглашается с доводами истца о том, что к данным спорным правоотношениям не подлежит применению ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, ввиду следующего.

Федеральным законом от 27.12.2019 №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст.32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона – 28.12.2019.

В силу ч.ч.1 и 3 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч.1 ст.6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Часть 2 ст.6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Федеральный закон от 27.12.2019 №473-ФЗ не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

Исходя из анализа приведенных норм законодательства, суд приходит к выводу, что положения ч.8.2 ст.32 ЖК РФ в отношении жилищных прав истца применению не подлежат, поскольку его право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действие данной нормы.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).

Как установлено в судебном заседании, требование о сносе дома администрацией МО не было направлено собственникам дома, соглашение с собственниками об изъятии объектов недвижимости не было заключено.

Вместе с тем, согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Право истца на обеспечение его жилищных прав в связи с признанием МКД, в котором ему на праве собственности принадлежит квартира, аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Правительством Республики Саха (Якутия) постановления от 27.03.2019 №50, которым утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы».

Таким образом, в связи с тем, что жилой дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, включен в региональную адресную программу переселения, помещение приобретено истцом до внесения изменений в жилищное законодательство, исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО2 к администрации муниципального образования «Таттинский наслег» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о признании права на предоставление другого жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» – удовлетворить.

Признать за ФИО2 право на предоставление другого жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья п/п А.Н. Иванова

Копия верна.

Судья А.Н. Иванова