ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-ТА-28/2021 от 10.03.2021 Усть-алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-ТА-28/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Ытык-Кюель 10 марта 2021 года

Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Р.Д., при секретаре Гуляевой М.Н., с участием истца - заместителя прокурора Таттинского района РС (Я) Сивцева А.А., ответчика – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению прокурора Таттинского района Республики Саха (Якутия) к администрации Муниципального образования «Уолбинский наслег» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таттинского района РС (Я) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Таттинского района РС (Я) проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в муниципальных образованиях Таттинского района. По результатам проверки выявлено, что ответчиком – МО «Уолбинский наслег», использующим земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> для размещения твердых коммунальных отходов, в нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не подано заявление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) для включения объекта в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов.

По указанным основаниям истец просит обязать ответчика в течение <данные изъяты> включить объект размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечень объектов размещения отходов в порядке, предусмотренном приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 мая 2019 года № 303.

В судебном заседании прокурор Сивцев А.А. требования поддержал, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.

Ответчик МО «Уолбинский наслег» ФИО1 иск признает в полном объеме, пояснил, что документы не собраны и не направлены для включения в Перечень объектов размещения отходов в порядке, Министерство природных ресурсов и экологии.

Заслушав истца и ответчика, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2 указанного ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии со ст. 1 данного ФЗ объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся.

В силу п. п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Законом Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2014 года 1367-З № 291-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» вопрос об участии в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплен за сельскими поселениями.

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Пунктом 8 ст. 29.1 указанного ФЗ установлено, что до 01 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта РФ. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством РФ.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 мая 2019 года № 303, согласно пункту 5 которого юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <адрес> является объектом с разрешенным использованием – свалка, субъект права – администрация Муниципального образования «Уолбинский наслег» Таттинского улуса РС (Я).

В ходе проведения проверки прокуратурой Таттинского района РС (Я) установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> введен в эксплуатацию до 01 января 2019 года и используется ответчиком для размещения твердых коммунальных отходов,

Таким образом, направление заявления о включении объекта в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов входит в пределы полномочий ответчика.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 173 ГПК РФ в случае, если признание иска ответчиком выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Требования прокурора ответчик признает в полном объеме.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку исковые требования прокурора законны и обоснованы, ответчик не оспаривает предъявленные к нему требования. Признание иска стороной ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия признания иска ответчику известны и понятны.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. При этом суд не исследует фактические обстоятельства дела и не дает им оценки на предмет законности и обоснованности, постановляет решение исключительно на самом факте признания ответчиком требований заявления и принятие признания заявления судом.

Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Таттинского района Республики Саха (Якутия) к администрации Муниципального образования «Уолбинский наслег» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Уолбинский наслег» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) в течение <данные изъяты> со дня вступления в законную силу решения суда включить объект размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> в Перечень объектов размещения отходов в порядке, предусмотренном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 1 месяца со дня его принятия.

Судья Р.Д.Жиркова