Дело № 2-в305/2022
УИД 36RS0022-02-2022-000271-79
Строка №2.070
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2022 года
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Беляевой И.О.,
при секретаре Фатеевой И.В.,
с участием истца ФИО2, его представителя адвоката Сергеевой Олеси Александровны, представившей ордер № 551 и удостоверение адвоката № 2065,
представителя третьего лица департамента труда и занятости населения Воронежской области ФИО1, представившей доверенность от 21.12.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Верхняя Хава материалы гражданского дела по иску ФИО2 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Верхнехавскому району Воронежской области об обязании включить периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в ГУ-ОПФ РФ по Воронежской области в Верхнехавском районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что во время осуществления трудовой деятельности в Локомотивном депо Воронеж-Курский он выполнял работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так в период с 25.12.1987 г. по 04.05.1989г. работал в качестве помощника машиниста локомотива.
Во время осуществления трудовой деятельности в Локомотивном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги, а именно:
с 11.05.1989 г. по 15.04.1993г. работал в качестве помощника машиниста электровоза, с 16.04.1993г. по 17.09.1998г. - машинистом электровоза, с 18.09.1998г. по 14.06.1999г. - помощник машиниста электропоезда, с 15.06.1999г. по 31.10.1999г. - машинист электровоза.
Во время осуществления трудовой деятельности в Локомотивном депо Воронеж-Курский филиал ГП Лискинского отделения Ю.В.ж.д. работал машинистом электровоза с 01.11.1999г.- по 25.06.2001г.
Кроме того, в период с 22.05.1987г. по 24.12.1987г. он обучался на курсах по подготовке машинистов локомотивов в Локомотивном депо Воронеж-Курский.
Решением комиссии ГУ-ОПФ РФ по Воронежской области в Верхнехавском районе от 25.04.2022г. № 20000011606/217641/22 ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно решения комиссии УПФ РФ (государственное учреждение) по Новоусманскому району Воронежской области от 25.04.2022г. №20000011606/217641/22 подлежит зачету в спецстаж только период = 11 лет 9 м. 24 дня, в то время, как его специальный стаж составляет на дату обращения с заявлением 14 лет 1 месяц.
В своем решении ответчиком из его специального стажа при подсчете исключены периоды его работы в качестве помощника машиниста электровоза, машиниста в Локомотивном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги, а именно:
период с 11.05.1989г. по 15.07.1989г.
период с 01.01.1990г. по 11.03.1990г.
период с 01.01.1991г. по 11.04.1991г.
период с 01.01.1992г. по 08.03.1992г.
период с 01.01.1993г. по 23.03.1993г.
период с 01.01.1994г. по 01.05.1994г.
период с 01.01.1995г. по 26.03.1995г.
период с 01.01.1996г. по 01.04.1996г.
период с 01.01.1997г. по 22.03.1997г.
период с 01.01.1998г. по 17.02.1998г.
период с 01.01.1999г. по 06.01.1999г.
Полагает, что данные периоды должны быть включены в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец полагает, что с учетом вышеуказанных периодов работы специальный стаж является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения, которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом уточненных требований истец просит суд обязать Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области Верхнехавского района включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы в качестве помощника машиниста электровоза, машиниста электровоза в Локомотивном депо Острожка Юго-Восточной железной дороги:
период с 11.05.1989г. по 15.07.1989г.
период с 01.01.1990г. по 11.03.1990г.
период с 01.01.1991г. по 11.04.1991г.
период с 01.01.1992г. по 08.03.1992г.
период с 01.01.1993г. по 23.03.1993г.
период с 01.01.1994г. по 01.05.1994г.
период с 01.01.1995г. по 26.03.1995г.
период с 01.01.1996г. по 01.04.1996г.
период с 01.01.1997г. по 22.03.1997г.
период с 01.01.1998г. по 17.02.1998г.
период с 01.01.1999г. по 06.01.1999г.
Признать за ним (истцом) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых песнях" с 18.04.2022г.;
Обязать Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области Верхнехавского района назначить и выплачивать ему, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18.04.2022г.
В судебном заседании истец ФИО2 уточненные требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель истца Сергеева О.А. суду пояснила, что периоды работы, не включенные ответчиком в специальный стаж, подтверждаются документально, они входили в состав рабочего времени, оплачивались работодателем, поэтому подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
ГУ ОПФ России в Верхнехавском районе Воронежской области извещен о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, явку представителя не обеспечили.
Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области ФИО1 пояснила, что профессия помощник машиниста электровоза, машиниста электровоза относилась к вредным условиям труда, дающим право на досрочную пенсию. Действовавшим в спорный период законодательством разрешался суммарно-помесячный учет рабочего времени. Однако, график работы истца являлся гибким, т.е. имелись как переработки, так в незначительном количестве недоработки, которые распределялись в последующем в бухгалтерии, поэтому часы, суммированные по итогам месяца, не должны исключаться из специального трудового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил указанные ниже обстоятельства и пришел к следующим выводам.
18.04.2022г. истец ФИО2 обратился к ответчику в ГУ-ОПФ России по Верхнехавскому району Воронежской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением комиссии УПФ РФ (государственное учреждение) по Верхнехавскому району Воронежской области от 25.04.2022г. № 20000011606/217641/22 истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т.1 л.д. 34-36).
Согласно решения ГУ ОПФ РФ (государственное учреждение) по Воронежской области Верхнехавский район от 25.04.2022г. №20000011606/217641/22, по состоянию на 18.04.2022г., специальный стаж работы у ФИО2 составляет 11 лет 9 месяцев 17 дней (т.1 л.д. 34-36).
В своем решении ответчиком из специального стажа истца при подсчете исключены периоды его работы в качестве помощника машиниста электровоза, машиниста в Локомотивном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги, а именно:
период с 11.05.1989г. по 15.07.1989г.
период с 01.01.1990г. по 11.03.1990г.
период с 01.01.1991г. по 11.04.1991г.
период с 01.01.1992г. по 08.03.1992г.
период с 01.01.1993г. по 23.03.1993г.
период с 01.01.1994г. по 01.05.1994г.
период с 01.01.1995г. по 26.03.1995г.
период с 01.01.1996г. по 01.04.1996г.
период с 01.01.1997г. по 22.03.1997г.
период с 01.01.1998г. по 17.02.1998г.
период с 01.01.1999г. по 06.01.1999г.
Как следует из письменных разъяснений ГУ ОПФР по Воронежской области от 15.06.2022г. №36-05/47957, на основании выписки из индивидуального лицевого счета продолжительность специального стажа ФИО2 за периоды с 25.12.1987г. по 04.05.1989г., с 16.07.1989г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 25.06.2001г. на дату обращения составила 11 лет 9 месяцев 17 дней, спорные периоды работы не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, поскольку в лицевых счетах, хранящихся в архиве работодателя, имелись сведения об оплате труда ФИО3 оплата целосменных простоев (по вине предприятия) (код -31), дни неявок с разрешения администрации (код 777), часы невыходов в связи с бездорожьем (код 796). Указанные дни и часы были суммированы по каждому году и вычтены из специального стажа истца по каждому году, начиная с первого числа года или первого числа начала трудовой деятельности. Так, в 1989г. продолжительность периодов простоев и периодов отсутствия начислений заработной платы составила 2 мес. 5 дн., в 1990г. - 2мес. 11дн., в 1991г. - 3 мес. 11 дн., в 1992г. – 2 мес. 8 дн., в 1993г. - 2мес. 23дн., в 1994г. – 4 мес. 1 дн., в 1995г.- 2мес. 26дн., в 1996г.-3мес. 1 дн., в 1997г.-2 мес. 22дн., в 1998г. - 1 мес. 17 дн., в 1999г. – 6 дн.(т.1 л.д.45-46,47-51).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу, по состоянию на момент обращения истца за получением пенсии, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30 (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 (далее - Список).
В соответствии с п.п. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, учитывается Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272.
В данном Списке указаны, в том числе, помощники машиниста электровоза, машинисты электровоза.
Таким образом, право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют, в том числе, помощники машиниста электровоза, машинисты электровоза.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке № 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года, отмечено, что под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. При рассмотрении споров о праве на досрочное назначение трудовой пенсии суд должен учитывать установленные ограничения допустимости средств доказывания при определении характера работы (вопрос 4).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии с установленным порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а также свидетельскими показаниями.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункты 4, 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 - далее Правила подсчета, пункты 3, 4 приказа Минздравсоцразвития России № 258н).
Согласно п. 10 Правил подсчета, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В пункте 11 указанных правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, предусмотрена трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно пункту 4 указанных Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" было предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, статья 6 часть 2, статья 15 часть 4, статья 17 часть 1, статья 18, статья 19 и статья 55 часть 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации определяет возможность исчисления специального стажа, необходимого для назначения пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
До 01.01.1992 г. действовал Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (далее - Список № 2 1956 г.), содержащий в подразделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" раздела XXX "Транспорт" профессии "машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов".
Каких-либо дополнительных требований относительно необходимости подтверждения выполнения работы, дающей право на государственную пенсию на льготных условиях, не менее 80% рабочего времени (в условиях полного рабочего дня), законодательство до 1 января 1992 года не содержало. Последующее изменение правового регулирования не может служить основанием для ущемления прав лиц в области пенсионного обеспечения.
Данное правовое регулирование появилось лишь в разъяснениях Министерства труда РФ от 8 января 1992 года № 1, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 235, затем оно нашло отражение в п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей...", в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
Поскольку данное правовое регулирование появилось после 1 января 1992 года, следовательно, к периодам работы истца до указанной даты оно не подлежит применению; лишь начиная с 1 января 1992 года для досрочного пенсионного обеспечения требуется подтверждать полную занятость на соответствующих видах работ.
То обстоятельство, что ФИО2 в спорные периоды времени работал в должности, указанной в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. №272, подтверждается записями в его трудовой книжке (т.1 л.д.12-25).
В частности, в трудовой книжке ФИО2 указано, что в спорные периоды он работал в качестве помощника машиниста электровоза, машиниста электровоза в Локомотивном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги (л.д. 12-25).
Кроме того, данное обстоятельство подтверждается иными документами – справкой, уточняющей особый характер работы (т.1 л.д.31-32), копией личной карточки ф.Т-2 (т.1 л.д.157,158), приказом о приеме на работу от 11.05.1989г. (т.1 л.д.159), приказами о переводах от 16.04.1993г., от 18.09.1998г., от 15.06.1999г., от 31.10.1999г. (т.1 л.д.160-163), архивными сведениями (т.1 л.д. 26-30), лицевыми счетами и расчетными листками за периоды с мая 1989г. по октябрь 1999г. за периоды работы в Локомотивном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги (т.1 л.д.164-25, т.2 л.д.1-47).
На основании представленной ФИО2 архивной справки от 29.01.2021г. №307/ ЮВ НДА за период с 1989 по 1999 г.г., лицевых счетов, количество дней по коду 796 (часы невыходов в связи с бездорожьем) соответствует количеству выходных и праздничных дней по производственному календарю в указанный период, что дает право считать, что код 796 применялся для обозначения выходных и праздничных дней (т.1 л.д.116, 117).
Дни неявок с разрешения администрации (код 777) имеются только в декабре 1992г., при этом ФИО2 выработано 24 дня в декабре 1992г., 4 дня по коду 796 – выходные и праздничные дни, 3 дня по коду 777. Таким образом, 23 дня по производственному календарю за декабрь 1992г. были выработаны ФИО2 (т.1 л.д. 95-98).
Как следует из представленных архивных справок, число целосменных простоев (по вине предприятия) по коду «-31» было незначительным, время простоя определялось в часах (л.д. 95-99). В указанные период ФИО2 не переводился в порядке ст.ст. 26-27 КЗОТ РСФСР на другую работу на том же предприятии. За ним сохранялось рабочее место и средний заработок. При этом, поскольку подсчет часов целосменных простоев (по вине предприятия) по коду «-31» приведен помесячно, а не по дням, данные часы нельзя суммировать и делать вывод о том, что простой длился в течение дня и, соответственно суммируя эти часы, исключать определенные дни из специального стажа. По мнению суда, в случае, если работникам, постоянно занятым на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с сокращением объемов производства, продолжительность рабочего дня уменьшалась, в том числе, по причине незначительных простоев, изложенное не свидетельствует о том, что занятость во вредных условиях труда составляла не менее 80% рабочего времени, установленной законодательством продолжительности. Соответственно, часы таких простоев без наличия достоверных сведений о времени простоя в течении рабочего дня, суммированные по итогам месяца, не должны исключаться из специального трудового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом суд отмечает, что график работы истца являлся гибким, т.е. имелись как переработки, так в незначительном количестве недоработки, которые распределялись в бухгалтерии таким образом, что все необходимые по производственному календарю дни были выработаны работником.
Согласно личной карточки ф.Т-2 количество дней отпуска у ФИО2 за 1991г-1998гг. более 40 дней, что свидетельствует о занятости во вредных условиях труда 100 % рабочего времени.
Оплата по среднему заработку (код 030), по мнению суда, также не свидетельствует о том, что ФИО2 не находился на рабочем месте, не занимался выполнением подготовительных и вспомогательных работ, ремонтных работ текущего характера, работ по технической эксплуатации оборудования или вне рабочего места при обеспечении основных трудовых функций.
Из архивной справки, лицевых счетов (т.1 л.д. 95-99) следует, что работодателем ФИО2 оплачивались, в том числе, часы невыходов в связи с бездорожьем (код 796), целосменные простои (по вине предприятия) (код -31).
Изложенное подтверждает постоянную занятость ФИО2 в спорные периоды во вредных условиях труда.
Соответственно, выводы ответчика об исключении из специального стажа истца отдельных периодов работы: периоды оплаты целосменных простоев (по вине предприятия), дни неявок с разрешения администрации, часы невыхода на работу в связи с бездорожьем не основаны на законе.
С учетом вышеуказанных периодов работы, специальный стаж истца является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения, которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Соответственно, с учетом изложенного, у ФИО2 возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18.04.2022г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Верхнехавскому району Воронежской области об обязании включить периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Верхнехавскому району Воронежской области включить в стаж, дающий ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение страховой пенсии по старости досрочно следующие периоды работы в Локомотивном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги:
период с 11.05.1989г. по 15.07.1989г.
период с 01.01.1990г. по 11.03.1990г.
период с 01.01.1991г. по 11.04.1991г.
период с 01.01.1992г. по 08.03.1992г.
период с 01.01.1993г. по 23.03.1993г.
период с 01.01.1994г. по 01.05.1994г.
период с 01.01.1995г. по 26.03.1995г.
период с 01.01.1996г. по 01.04.1996г.
период с 01.01.1997г. по 22.03.1997г.
период с 01.01.1998г. по 17.02.1998г.
период с 01.01.1999г. по 06.01.1999г.
Признать за ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18.04.2022г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Верхнехавскому району Воронежской области назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с 18.04.2022 г.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца.
Судья И.О. Беляева
мотивированное решение суда изготовлено 12.09.2022 года