Дело № 2–Я-217/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года с. Янтиково
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Николаева Г.А.,
с участием истца – заместителя прокурора Янтиковского района ЧР Афанасьева А.В.,
ответчиков: представителя администрации Янтиковского района ЧР ФИО1 и ФИО2
при секретаре судебного заседания Ильиной С.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Янтиковско района Чувашской Республики в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Янтиковского района Чувашской Республики и ФИО2 о признании сделки недействительной и взыскании неустойки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Янтиковского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ) по основаниям, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования и распоряжения муниципальным имуществом. Ими установлено, что постановлением администрации Янтиковского района от 28.04.2016 № 131 по лоту № 1 утверждены условия приватизации муниципального имущества путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене: - здание, назначение: нежилое, площадь 465,7 кв.м., количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: адрес, кадастровый № и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: бытовой обслуживание, площадь 1 508 кв.м., кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: адрес (далее -муниципальное имущество либо имущество). Начальная цена имущества определена в размере 343 143 руб.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством открытые торги в форме аукциона проводятся с целью привлечения максимально широкого участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое имущество. Условия проведения аукциона, договора купли-продажи имущества доводятся до сведения неопределенного круга лиц посредством размещения сведений на официальном сайте для проведения торгов в сети «Интернет» и в иных общедоступных источниках. Заключение договора по результатам торгов возможно на тех условиях, которые определены организатором до их проведения. Администрацией Янтиковского района в общедоступных источниках -22.06.2016 на официальном сайте для проведения торгов www.torgi.gov.ru (извещение №220616/0059591/01), в Вестнике Янтиковского района №27 от 23.06.2016, а также на сайте администрации Янтиковского района в сети «Интернет» опубликовано извещение о проведении торгов по продаже муниципального имущества в форме аукциона с открытой формой подачи предложений о цене. На указанных ресурсах также размещены: форма заявки на участие в аукционе, проект договора купли-продажи и форма описи документов на участие в аукционе.
Согласно условиям аукционной документации (раздел «Срок заключения договора купли-продажи» извещения) с победителем аукциона договор купли-продажи заключается в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона. Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи.
В соответствии с проектом договора купли-продажи (абзац 3 пункта 5.3) покупатель выплачивает продавцу штраф в размере 20 % от цены продажи имущества, указанного в пункте 2.1, в том числе в случае отказа или уклонения от оплаты стоимости Объекта и Участка в установленные настоящим договором сроки.
Согласно аукционной документации период подачи заявок установлен с 08 час. 00 мин. 23.06.2016 по 17 час. 00 мин. 28.07.2016, в течение которого поступило 2 заявки и по протоколу от 02.08.2016 участниками аукциона признаны и допущены к нему 2 физических лица: М. и ФИО2.
Протоколом аукциона №1 от 04.08.2016 победителем аукциона признан ФИО2., предложивший цену имущества в размере 360 300,15 руб.
Постановлением администрации Янтиковского района от 05.08.2016 № 236 имущество предоставлено ФИО2. в собственность и 11.08.2016 с ним заключен договор №2 купли-продажи муниципального имущества на сумму 360 300,15 руб. Пунктом 2.6 договора установлен срок оплаты имущества - не позднее 30 рабочих дней с даты его подписания.
В силу абзаца 3 пункта 5.3 договора покупатель выплачивает продавцу штраф в размере 20% от цены продажи имущества, указанного в пункте 2.1, в том числе в случае отказа или уклонения от оплаты стоимости Объекта и Участка в установленные настоящим договором сроки.
Ими в ходе проверки установлено, что в предусмотренный договором срок - не позднее 30 рабочих дней с даты подписания договора оплата имущества ФИО2. не произведена.
21.09.2016 от ФИО2. в адрес администрации Янтиковского района поступило обращение, в котором сообщено о наличии финансовых трудностей для оплаты договора купли-продажи и о возможности оплаты только в декабре 2016 года.
Считают, что в нарушение требований антимонопольного законодательства и законодательства о защите конкуренции 22.09.2016 между администрацией Янтиковского района и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к договору №2 купли-продажи муниципального имущества от 11.08.2016 (далее - дополнительное соглашение), которым абзац третий пункта 5.3 договора, предусматривающий ответственность покупателя за отказ и уклонение от оплаты имущества (штраф 20% от цены договора), исключен. Имущество передано ФИО2. по акту приема-передачи 15.12.2016 и оплачено им лишь 15.12.2016 и в тот же день передано ему по акту приема-передачи. Оплата штрафа в размере 20% от цены продажи имущества в связи с уклонения от оплаты стоимости имущества в установленные договором сроки покупателем не произведена.
Указывают, что в результате заключения дополнительного соглашения путем исключения вышеуказанных штрафных санкций создано преимущественное условие для отдельного участника аукциона - ФИО2. в сравнении с условиями приватизации, объявленными для неопределенного круга лиц в ходе размещения информационного сообщения о проведении аукциона и для второго фактического участника аукциона. Тем самым совершены действия, которые могли привести и привели к ограничению конкуренции в ходе торгов, а именно - ограничение доступа к торгам потенциальных участников, в том числе допускавших свое участие в аукционе в отсутствие условий о штрафных санкциях в случае несвоевременной оплаты договора купли-продажи муниципального имущества.
Кроме того, полагают, что заключение дополнительного соглашения противоречит положениям ч.8 ст.448 Гражданского кодекса РФ, поскольку изменение условий договора о штрафных санкциях имело существенное значение для определения итоговой цены на торгах, так как потенциально ограничивало круг возможных его участников.
Считают, что при признании дополнительного соглашения недействительным при наличии факта уклонения от оплаты имущества в установленные сроки с Грабовенко, СВ. подлежит взысканию неустойка, предусмотренная пунктом 5.3 договора - штраф в размере 20% от цены продажи имущества, указанной в пункте 2.1, в общей сумме 72 060,03 руб.
Поэтому просят: признать дополнительное соглашение к договору №2 купли-продажи. муниципального имущества от 11.08.2016, заключенное 22.09.2016 между администрацией Янтиковского района Чувашской Республики и ФИО2, недействительным и взыскать с ФИО2 в связи с уклонением от оплаты стоимости муниципального имущества в установленные сроки в пользу муниципального образования «Янтиковский район Чувашской Республики» в, лице администрации Янтиковского района Чувашской Республики неустойку, предусмотренную п. 5.3 договора № 2 купли-продажи муниципального имущества от 11.08.2016, заключенного между ФИО2. и администрацией Янтиковского района Чувашской Республики, в сумме 72 060,03 руб.
В судебном заседании зам. прокурора Янтиковского района Чувашской Республики Афанасьев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и вновь привел их суду.
Представитель ответчика – администрации Янтиковского Янтиковского района Чувашской Республики ФИО1 исковые требования прокурора района признал.
Ответчик ФИО2 исковые требования прокурора не признал. При этом добавил, что он заплатил неустойку и ничего не нарушал. Акт был подписан. Он не уклонялся и не отказывался от уплаты. На счёт дополнительного соглашения отношения никакого он не имеет. Ему дали на подпись, и он подписался. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением администрации Янтиковского района от 28.04.2016 № 131 по лоту № 1 утверждены условия приватизации муниципального имущества путем продажи на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене:
- здание, назначение: нежилое, площадь 465,7 кв.м., количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: адрес, кадастровый № и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: бытовой обслуживание, площадь 1 508 кв.м., кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: адрес (далее -муниципальное имущество либо имущество). Начальная цена имущества определена в размере 343 143 руб.
В Российской Федерации приватизация государственного и муниципального имущества, т.е. возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон).
Частью 1 статьи 2 Закона установлено, что приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Закона продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации.
Статьей 15 Закона «Информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества» установлено, что официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества является официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации, т.е. сайт www.torgi.gov.ru.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в. сети «Интернет».
Частью третий статьи 15 Закона установлен перечень сведений, которое должно содержать информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества. К числу таковых отнесены: условия и сроки платежа; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества.
В соответствии со ст. 18 Закона на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников.Согласно пункту 20 Положения об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 №585, ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи. - Частями 1 и 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ установлено, что в открытом аукционе может участвовать любое лицо. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством открытые торги в форме аукциона проводятся с целью привлечения максимально широкого участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое имущество. Условия проведения аукциона, договора купли-продажи имущества доводятся до сведения неопределенного круга лиц посредством размещения сведений на официальном сайте для проведения торгов в сети «Интернет» и в иных общедоступных источниках. Заключение договора по результатам торгов возможно на тех условиях, которые определены организатором до их проведения. Администрацией Янтиковского района в общедоступных источниках -22.06.2016 на официальном сайте для проведения торгов www.torgi.gov.ru (извещение №220616/0059591/01), в Вестнике Янтиковского района №27 от 23.06.2016, а также на сайте администрации Янтиковского района в сети «Интернет» опубликовано извещение о проведении торгов по продаже муниципального имущества в форме аукциона с открытой формой подачи предложений о цене. На указанных ресурсах также размещены: форма заявки на участие в аукционе, проект договора купли-продажи и форма описи документов на участие в аукционе. Согласно условиям аукционной документации (раздел «Срок заключения договора купли-продажи» извещения) с победителем аукциона договор купли-продажи заключается в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона. Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи. В соответствии с проектом договора купли-продажи (абзац 3 пункта 5.3) покупатель выплачивает продавцу штраф в размере 20 % от цены продажи имущества, указанного в пункте 2.1, в том числе в случае отказа или уклонения от оплаты стоимости Объекта и Участка в установленные настоящим договором сроки. Согласно аукционной документации период подачи заявок установлен с 08 час. 00 мин. 23.06.2016 по 17 час. 00 мин. 28.07.2016, в течение которого поступило 2 заявки и по протоколу от 02.08.2016 участниками аукциона признаны и допущены к нему 2 физических лица: М. и ФИО2. Протоколом аукциона №1 от 04.08.2016 победителем аукциона признан ФИО2., предложивший цену имущества в размере 360 300,15 руб. Постановлением администрации Янтиковского района от 05.08.2016 № 236 имущество предоставлено ФИО2. в собственность и 11.08.2016 с ним заключен договор №2 купли-продажи муниципального имущества на сумму 360 300,15 руб. (далее договор).
Пунктом 2.6 договора установлен срок оплаты имущества - не позднее 30 рабочих дней с даты его подписания. В силу абзаца 3 пункта 5.3 договора покупатель выплачивает продавцу штраф в размере 20% от цены продажи имущества, указанного в пункте 2.1, в том числе в случае отказа или уклонения от оплаты стоимости Объекта и Участка в установленные настоящим договором сроки. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Согласно ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим & предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).На основании ч. 1 ст. 17 указанного ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в.том числе: - координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.Судом установлено, что в предусмотренный договором срок - не позднее 30 рабочих дней с даты подписания договора оплата имущества ФИО2. не произведена.Как видно из материалов дела, 21.09.2016 от ФИО2. в адрес администрации Янтиковского района поступило обращение, в котором сообщено о наличии финансовых трудностей для оплаты договора купли-продажи и о возможности оплаты только в декабре 2016 года.Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований антимонопольного законодательства и законодательства о защите конкуренции 22.09.2016 между администрацией Янтиковского района и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к договору №2 купли-продажи муниципального имущества от 11.08.2016 (далее - дополнительное соглашение), которым абзац третий пункта 5.3 договора, предусматривающий ответственность покупателя за отказ и уклонение от оплаты имущества (штраф 20% от цены договора), исключен. Имущество передано ФИО2. по акту приема-передачи 15.12.2016 и оплачено им лишь 15.12.2016 и в тот же день передано ему по акту приема-передачи. Оплата штрафа в размере 20% от цены продажи имущества в связи с уклонения от оплаты стоимости имущества в установленные договором сроки покупателем не произведена. Следовательно, в результате заключения дополнительного соглашения путем исключения вышеуказанных штрафных санкций создано преимущественное условие для отдельного участника аукциона - ФИО2. в сравнении с условиями приватизации, объявленными для неопределенного круга лиц в ходе размещения информационного сообщения о проведении аукциона и для второго фактического участника аукциона. Тем самым совершены действия, которые могли привести и привели к ограничению конкуренции в ходе торгов, а именно - ограничение доступа к торгам потенциальных участников, в том числе допускавших свое участие в аукционе в отсутствие условий о штрафных санкциях в случае несвоевременной оплаты договора купли-продажи муниципального имущества.Более того, заключение дополнительного соглашения противоречит положениям ч.8 ст.448 Гражданского кодекса РФ, поскольку изменение условий договора о штрафных санкциях имело существенное значение для определения итоговой цены на торгах, так как потенциально ограничивало круг возможных его участников. Согласно положениям ст. 166, 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно ст. 12 ГК РФ признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу ст.330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости признания дополнительного соглашения недействительным, так как усматривается наличие факта уклонения от оплаты имущества в установленные сроки. Поэтому с ФИО2 подлежит взысканию неустойка, предусмотренная пунктом 5.3 договора - штраф в размере 20% от цены продажи имущества, указанной в пункте 2.1, в общей сумме 72 060,03 руб.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Поскольку администрация Янтиковского района ЧР освобожден от уплаты госпошлины, а исковые требования прокурора относятся к исковым заявлениям имущественного характера и не имущественного характера, то суд в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ считает необходимым взыскать с ответчика – ФИО2, который не освобожден от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину всего в сумме 2661,80 руб., из них: за исковые требования неимущественного характера – 300 рублей и от взыскиваемой суммы - 72 060,03 руб. – в сумме 2361,80 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать дополнительное соглашение к договору № 2 купли-продажи муниципального имущества от 11.08.2016, заключенное 22.09.2016 между администрацией Янтиковского района Чувашской Республики и ФИО2 недействительным.
Взыскать с ФИО2 в связи с уклонением от оплаты стоимости муниципального имущества в установленные сроки в пользу муниципального образования «Янтиковский район Чувашской Республики» в лице администрации Янтиковского района Чувашской Республики неустойку, предусмотренную п. 5.3 договора № 2 купли-продажи муниципального имущества от 11.08.2016, заключенного между ФИО2 и администрацией Янтиковского района Чувашской Республики, в сумме 72 060 (семьдесят две тысячи шестьдесят) рублей 03 копейки.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета Янтиковского района Чувашской Республики в размере 2661 (Две тысячи шестьсот шестьдесят один) рубль 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Николаев Г.А.