ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 200005-01-2021-000933-10 от 16.12.2021 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-12796/2021

УИД № 20RS0005-01-2021-000933-10

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г. Набережные Челны

Республика Татарстан

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Шайхразиевой Ю.Х.,

при секретаре Ахметзяновой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности по продаже немаркированной средствами идентификации обуви незаконной и возложении обязанности прекратить продажу немаркированной средствами идентификации обуви,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах в интересах неопределенного круга лиц обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности по продаже немаркированной средствами идентификации обуви незаконной и возложении обязанности прекратить продажу немаркированной средствами идентификации обуви.

В обоснование исковых требований истец указывает, что поступило обращение гражданина с жалобой на реализацию обувных товаров ИП ФИО1 в магазине ... расположенном по адресу: <...> ... с нарушением правил маркировки обувных товаров средствами идентификации.

08.10.2020 в рамках административного расследования, должностным лицом территориального отдела проведен осмотр помещений магазина «...», расположенного по адресу; <...> ...

В ходе осмотра установлено, что ИП ФИО1 осуществлял розничную продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, в нарушение Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ №860 от 05.07.2019, и требований статей 8, 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», а именно обувь в количестве 8 пар без маркировки средствами идентификации, нанесенными на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров. Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров, является обязательным с 01.07.2020. Однако в нарушение норм действующего законодательства ИП ФИО1 допустил к продаже обувные товары не маркированные средствами идентификации.

По результатам административного расследования, специалистом территориального отдела в отношении ИП ФИО1 12.10.2020 составлен протокол №775 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением от 14.12.2020 по делу №5-3-437/2020 ИП ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 5000 рублей. Суд также постановил конфисковать обувные товары немаркированные средствами идентификации. Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

В связи с чем истец просит признать действия ИП ФИО1 противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся: в продаже обувных товаров без маркировки средствами идентификации (кодами маркировки в машиночитаемой форме). Обязать ИП ФИО1 прекратить продажу обувных товаров без маркировки средствами идентификации в магазине «Планета одежды и обуви», расположенном по адресу: <...>

Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства на судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причины неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая мнение представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322 утверждено положение "О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", (далее - Положение). Согласно п. 1. п. 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 685 Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и потребительски рынка.

Согласно п. 1 ст. 40 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из пп. 7 п. 4 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

В силу абз. 1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного крута потребителей.

В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что поступило обращение гражданина с жалобой на реализацию обувных товаров ИП ФИО1 в магазине «Планета одежды и обуви», расположенном по адресу: <...> с нарушением правил маркировки обувных товаров средствами идентификации.

08.10.2020 в рамках административного расследования, должностным лицом территориального отдела проведен осмотр помещений магазина «Планета одежды и обуви», расположенного по адресу: <...>

В ходе осмотра установлено, что ИП ФИО1 осуществлял розничную продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, в нарушение Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ №860 от 05.07.2019, и требований статей 8, 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», а именно обувь в количестве 8 пар без маркировки средствами идентификации, нанесенными на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров. Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров, является обязательным с 01.07.2020. Однако в нарушение норм действующего законодательства ИП ФИО1 допустил к продаже обувные товары не маркированные средствами идентификации.

Постановлением от 14.12.2020 по делу ... ИП ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 5000 рублей. Суд также постановил конфисковать обувные товары немаркированные средствами идентификации. Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

В соответствии п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.

В соответствии п. 34 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ №860 от 05.07.2019 для регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах:

а) для обувных товаров, производимых, импортируемых или находящихся в обороте на дату введения обязательной маркировки:

модель производителя, страна производителя в соответствии с общероссийским классификатором стран мира; вид обуви, вид материала, используемого для изготовления верха обуви, вид материала, используемого для изготовления подкладки обуви, вид материала, используемого для изготовления низа обуви; товарный знак (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров; цвет; размер в штихмассовой системе; наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме); код товарной номенклатуры товара;

б) для обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации).

В соответствии п. 37 Правил средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики DataMatrix".

К качеству нанесения средств идентификации обувных товаров предъявляются следующие требования:

нанесение печатью с использованием метода коррекции ошибок ЕСС-200 в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики DataMatrix"; использование ASCII кодирования на основе национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики DataMatrix".

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05 июля 2019 г. N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на обувные товары или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, является обязательным с 1 июля 2020 г.

Согласно п.6 на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г.

При таких обстоятельствах, выше обозначенные действия ИП ФИО1 противоречат требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации, Закона РФ "О защите прав потребителей".

В п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указывается, что в случае удовлетворения исков в защиту неопределенного круга потребителей суд должен в резолютивной части решения обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом. В п. 52 вышеуказанного постановления отмечается, что суд должен указать срок, в течение которого правонарушитель должен исполнить свои обязанности по доведению до потребителей соответствующей информации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности по продаже немаркированной средствами идентификации обуви незаконной и возложении обязанности прекратить продажу немаркированной средствами идентификации обуви, удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя ФИО1 противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся: в продаже обувных товаров без маркировки средствами идентификации.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить противоправные действия выразившиеся: продаже обувных товаров без маркировки средствами идентификации.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей путем размещения вышеуказанной информации в средствах массовой информации и в уголке потребителей в точке продажи по адресу: <...> ...

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в бюджет муниципального образования город Набережные Челны государственную пошлину в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Ю.Х. Шайхразиева

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021.