ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2002-2010 от 06.04.2011 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

                                                                                    Новочеркасский городской суд Ростовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новочеркасский городской суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение

Именем Российской Федерации

06 апреля 2011 года Новочеркасский городской суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Григорьева Д.Н.,

при секретаре: Ковалевой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации *** и Администрации *** об обязании выдать государственный жилищный сертификат согласно подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации *** и Администрации *** об обязании выдать государственный жилищный сертификат согласно подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы», указав, что она с 1979 г. по 1997 г. жила и работала в районах крайнего севера. В 1994 году была поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 5 человек: ФИО1, муж В.И., сын С.В., сын Е.В., сын Д.В. В сентябре 1997 г. она переехала из неблагоприятного по климату района на постоянное место жительства в ***, и в силу действовавших в тот период нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Федерального закона от чч.мм.гг. "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" приобрела право на получение жилищной субсидии.

чч.мм.гг. была снята с учета в Администрации ***, в связи с необходимостью ведения такого учета по месту жительства. За время нахождения на учете жилищная субсидия предоставлена не была. Ссылаясь на положения ФЗ от чч.мм.гг. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей» и Постановления Конституционного Суда РФ от чч.мм.гг. ***-П указала, что она с составом семьи 5 человек имеет право на получение жилищной субсидии. Постановлением Мэра *** от чч.мм.гг. *** она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку право на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, она, реализуя право на получение государственного жилищного сертификата, в установленный срок подала заявление на его выдачу с приложением всех необходимых документов.

Постановлением Администрации *** от чч.мм.гг. *** ФИО1 включена в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году. Однако как стало известно в общеобластной список граждан-получателей государственного жилищного сертификата в 2010 году, утвержденный Постановлением Администрации *** от чч.мм.гг. ***, ФИО1 включена не была. Из сообщения письма Администрации *** она узнала, что сводный список формируется исходя из хронологической последовательности постановки на учет.

Полагала, что данные действия по ее не включению противоречат требованиям ст. 2 ФЗ от чч.мм.гг. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей» и нарушают права на обеспечение жильем, поскольку она является инвалидом II группы и отнесена законом ко второй очереди предоставления жилищных субсидий, что не было учтено ни Администрацией ***, ни Администрацией *** при формировании списков. Ответчики в нарушение закона исходили лишь из хронологической очередности, без учета очередей, установленных законом.

Просила обязать Администрацию *** оформить государственный жилищный сертификат на имя ФИО1 на приобретение жилья в *** на состав семьи 5 человек, обязать Администрацию *** выдать ФИО1 оформленный Администрацией *** государственный жилищный сертификат на приобретение жилья в *** на состав семьи 5 человек.

В судебное заседание Администрация ***, извещенная о месте и времени слушания дела, представителя не направила, ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации *** либо об отложении дела не предоставила.

Из ранее представленного отзыва следует, что Администрация *** исковые требования не признает и просит в их удовлетворении отказать, мотивируя это следующим. Порядок обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее чч.мм.гг., определен постановлением Правительства РФ от чч.мм.гг. *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от чч.мм.гг. *** формой государственной поддержки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой устанавливается жилищным сертификатом. В соответствие с подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее Правил) право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Условия предоставления и порядок определения размера жилищной субсидии, гражданам выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируются Федеральным законом от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствие со ст. 1 указанного закона право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Статьей 2 этого же закона определена очередность предоставления жилищной субсидии, в соответствие с которой, во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидами с детства, родившимися в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Администрацией ***, ФИО1 под номером 3 была включена в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищной субсидий за счет средств федерального бюджета и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на чч.мм.гг. год в ***. В соответствии с п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Сводный список граждан-участников подпрограммы на планируемый год формируется в соответствии с поданными списками органов муниципальных образований. Сводный список граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом положений ст. 17-20 постановления Правительства РФ от чч.мм.гг. ***.

В сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по *** ФИО1 включена в категорию граждане, находящиеся на пенсии, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под номером 2. Данный список был направлен администрацией *** в Администрацию ***. ФИО1 включена в сводный список граждан-участников подпрограммы под номером 39 с датой постановки на учет чч.мм.гг. год. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от чч.мм.гг. ***-р и на основании приказа Министерства регионального развития РФ от чч.мм.гг. *** для реализации жилищных прав данной категории граждан Администрации *** были переданы бланки государственных жилищных сертификатов на сумму 5 631,0 тыс. рублей. В соответствии в п 29 и 36 Правил выдача сертификата осуществляется на основании списка получателей государственных жилищных сертификатов сформированного с хронологической последовательностью постановки на учет граждан-участников подпрограммы. Согласно распоряжению Администрации *** от 16 04 2010 г. *** Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства области были распределены муниципальным образованиям 5 государственных жилищных сертификатов на сумму 5 593,77 тыс. рублей для оформления и передачи их гражданам, находящимся на пенсии с датами постановки на учет с 12 12.1994 по чч.мм.гг. Таким образом, распределение жилищных сертификатов осуществлено в установленном законом порядке. На 2010 год выделение *** денежных средств на приобретения дополнительных сертификатов не предусматривается. В случае удовлетворения исковых требований ФИО1 решение суда будет неисполнимым. ФИО1 включена в список в соответствии с установленными нормами и правилами, и в порядке очередности ей будет предоставлен жилищный сертификатов после выделения денежных средств из Федерального бюджета на последующие финансовые годы. Какого-либо преимущественного права ФИО1 на получение жилищного сертификата не имеет. Соответственно, лишение кого-либо из 5 уже получивших сертификат в 2010 году является не законным (л.д.32-34).

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц согласно ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель ФИО1 адвокат Цуканов Д.В., действующий на основании доверенности и ордера, исковые требования поддержал, уточнив что в отношении Администрации *** требования согласно Правил заключаются в обязании вручить оформленный сертификат, основанием иска является нарушение ответчиками норм ФЗ от чч.мм.гг. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей». Доводы ответчиков о том, что списки формируются только исходя из хронологической последовательности постановки на учет являются необоснованными. Согласно п. 24 правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Статьей 2 ФЗ от чч.мм.гг. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей» установлена очередность предоставления жилищных субсидий, порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с названным Федеральным законом, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от чч.мм.гг. ***.

В соответствии с п.п. 17-19 названного Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органами местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают и до 1 февраля направляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации списки по установленной форме по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане.

Тем самым, включение ФИО1 в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры» является незаконным, поскольку в силу ст. 2 названного выше Федерального закона № 125-ФЗ она должна быть включена в соответствующие списки по категории «инвалиды 1 и 2 групп», которая обеспечивается жильем ранее категории «пенсионеры» независимо от даты постановки на учет и причины инвалидности.

Согласно ответа Администрации *** граждане относящиеся к категории «инвалиды 1 и 2 групп» в сводных списках по *** и сводных списках по муниципальным образованиям на 2010 год отсутствуют, сводные списки составлялись только по двум категориям: «пенсионеры» и «работающие». Согласно материалам дела в 2010 году были распределены 5 жилищных сертификатов гражданам, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры». Тем самым, поскольку ФИО1 подлежала обеспечению жильем посредством предоставления жилищного сертификата ранее лиц относящихся к категории «пенсионеры», то при соблюдении ответчиками норм закона ей был бы выдан государственный жилищный сертификат в 2010 году. Следовательно, нарушенное в 2010 году право подлежит восстановлению путем обязания ответчиков оформить и выдать государственный жилищный сертификат. Приведенное толкование норм материального права подтверждено постановлением Президиума Ростовского областного суда от чч.мм.гг. по делу ***-г-3.

В судебном заседании представитель   Администрации *** В.Н., Б.В., О.В., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, пояснили, что нарушений закона Администрацией *** допущено не было, порядок обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее чч.мм.гг., определен постановлением Правительства РФ от чч.мм.гг. *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Согласно п. 24 Правил для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Право ФИО1 на получение жилищной субсидии признается Администрацией ***, но подлежит реализации строго в порядке установленном Правилами. Администрацией ***, ФИО1 была включена в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищной субсидий за счет средств федерального бюджета и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на чч.мм.гг. год в ***. В соответствии с п. 24 Правил список граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по *** ФИО1 включена в категорию граждане, находящиеся на пенсии, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под номером 2. Данный список был направлен администрацией *** в ***. ФИО1 включена в сводный список граждан-участников подпрограммы под номером 39 с датой постановки на учет чч.мм.гг. год. Наличие инвалидности не влияет на очередность списков и не дает ФИО1 какого–либо преимущества перед остальными поэтому предоставленная справка об инвалидности не была принята. ФИО1 включена в состав участников подпрограммы на 2011 год.

Суд, выслушав представителя истца и представителя   ответчика, обозрев материалы учетного дела *** и учетного дела участника подпрограммы ***, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу ФЗ от чч.мм.гг. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоящим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от чч.мм.гг. N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от чч.мм.гг. N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от чч.мм.гг. "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее чч.мм.гг., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются. В силу ст. 4 указанного закона право на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Аналогичные положения установлены подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от чч.мм.гг. ***), установившим, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

-граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее чч.мм.гг., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее чч.мм.гг.;

-граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;

-инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;

-граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

Согласно пп. 6, 19 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание и подавшие соответствующее заявление.

Из учетных дел следует и установлено судом, что ФИО1 с чч.мм.гг. по чч.мм.гг. работала в ***, отнесенной Постановлением Совета Министров СССР от чч.мм.гг. N 1029 к местностям, приравненным к районам крайнего севера, состояла на учете.

В связи с переездом в *** на постоянное место жительство протоколом *** от чч.мм.гг. ФИО1 снята с учета граждан, желающих получить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения, жилищную субсидию в связи с выездом из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей в *** не получала.

Постановлением Мэра *** *** от чч.мм.гг. ФИО1 принята на учет с составом семьи 5 человек в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9).

На Бесфамильную А.Л. было заведено учетное дело ***.

чч.мм.гг. ФИО1 обратилась в Администрацию *** с заявлением о включении в состав граждан имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения.

чч.мм.гг. ФИО1 обратилась в Администрацию *** с заявлением о включении в состав участников подпрограммы.

Постановлением Мэра *** *** от чч.мм.гг. ФИО1 с составом семьи 5 человек включена в состав участников подпрограммы на 2009 г. под номером 1.

На Бесфамильную А.Л. заведено учетное дело участника подпрограммы ***.

чч.мм.гг. ФИО1 обратилась в Администрацию *** с заявлением о включении в состав участников подпрограммы и заявлением о выделении сертификата в 2010 году.

Постановлением Мэра *** *** от чч.мм.гг. ФИО1 с составом семьи 5 человек включена в состав участников подпрограммы на 2010 г. под номером 2.

В сводном списке граждан-участников подпрограммы на 2010 год по ***, утвержденным Администрацией *** ФИО1 включена под номером 39. В сводный список граждан-получателей сертификатов по *** в 2010 году, утвержденный постановлением Администрации *** *** от чч.мм.гг., ФИО1 включена не была. Согласно распоряжению Администрации *** от чч.мм.гг. *** Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства области были распределены муниципальным образованиям 5 государственных жилищных сертификатов на сумму 5 593,77 тыс. рублей для оформления и передачи их гражданам, находящимся на пенсии с датами постановки на учет с 12 12.1994 г. по чч.мм.гг. (л.д.12-13, 36-38).

чч.мм.гг. ФИО1 обратилась в Администрацию *** с заявлением о включении в состав участников подпрограммы и заявлением о выделении сертификата в 2011 году.

Постановлением Мэра *** *** от чч.мм.гг. ФИО1 с составом семьи 5 человек включена в состав участников подпрограммы на 2011 г. под номером 2 (л.д.27-29).

В сводном списке граждан, участников подпрограммы на 2011 год по ***, утвержденным Администрацией *** ФИО1 включена под номером 47.

При таких обстоятельствах, судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 с составом семьи 5 человек имеет право на участие в подпрограмме и получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета, предусмотренной ФЗ № 125-ФЗ от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение и использование которой подтверждается государственным жилищным сертификатом.

При этом суд учитывает, что право ФИО1 на участие в подпрограмме возникло в связи с наличием у нее стажа работы в районах Крайнего Севера более 10 лет (фактически отработано более 15 лет). Основание возникновения этого права не связывается ни с наличием у ней инвалидности, ни с ее причинами.

Оценивая действия Администрации *** и *** по обеспечению такого права ФИО1 суд исходит из следующего.

Федеральный закон № 125-ФЗ установил очередность предоставления жилищных субсидий тем гражданам, которые имеют соответствующее право (ст. 2):

-в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

-во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

-в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

-в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

-в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с названным Федеральным законом, регулирует соответствующее Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от чч.мм.гг. *** (ред. от чч.мм.гг.).

В соответствии с п.п. 17-19 названного Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органами местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают и до 1 февраля направляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации списки по установленной форме по следующим категориям граждан:

а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

б) пенсионеры;

в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

г) работающие граждане.

В случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (п. 20).

Согласно п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме.

В силу п.21 Правил по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В силу п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год.

Согласно п.29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Судом установлено, что ФИО1 в 2008 г., 2009 и 2010 г. подавала заявления о признании ее участником подпрограммы и выделении сертификата на 2009, 2010 и 2011 гг., она была признана участником подпрограммы на 2009, 2010 и 2011 г.г. и на нее было заведено учетное дело. При этом ФИО1 также предоставила справку об инвалидности 2 группы, однако это обстоятельство ответчиками учтено не было.

Как усматривается из постановления Мэра *** *** от чч.мм.гг., *** от чч.мм.гг., *** от чч.мм.гг., сводного списка по *** на 2010 год ФИО1 включена в список участников подпрограммы как граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», что не может быть признано законным и нарушило право ФИО1 на получение жилищной субсидии.

Ответчиками не принято во внимание то, что статьи 1 и 2 Федерального закона № 125-ФЗ имеют разный предмет регулирования: в статье 1 определены основания и условия, при наличии которых гражданин, выезжающий (выехавший) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приобретает право на получение жилищной субсидии, тогда как в статье 2 законодатель определил очередность предоставления соответствующих субсидий по отдельным категориям среди тех граждан, которые такое право имеют.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотрел специальные правила очередности реализации такого права, предоставив определенные приоритеты тем категориям граждан (из числа имеющих право на получение субсидии), которые, по мнению законодателя, социально менее защищены или нуждаются в преимущественной защите со стороны государства.

При этом установленные статьей 2 критерии не повторяют оснований, при которых у гражданина возникает само право на получение субсидии. Так, например, пенсионеры признаются имеющими право на предоставление субсидии ранее работающих граждан, хотя само по себе это обстоятельство (нахождение на пенсии, достижение пенсионного возраста) в принципе не имеет значения для возникновения права на получение субсидии.

Аналогично, преимущества установлены для такой категории как «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», без предъявления каких-либо условий в отношении времени признания лица инвалидом и причин инвалидности.

При указанных обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о том, что при формировании списков на 2010 год ответчиками были допущены существенные нарушения Правил и ФИО1 как инвалид 2 группы подлежала включению в список участников подпрограммы как граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Данная категория, как относящаяся ко второй очереди в силу ст.2 ФЗ № 125-ФЗ от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обеспечивается жилищной субсидией ранее граждан отнесенных к категории «пенсионеры» - третьей очереди в силу ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», без предъявления каких-либо условий в отношении времени признания лица инвалидом, причин инвалидности и даты постановки на учет.

В силу указанного доводы ответчиков о том, что ФИО1 имеет право на получение жилищной субсидии посредством выдачи сертификата только в порядке хронологической последовательности постановки на учет и что инвалидность 2 группы не дает каких либо преимуществ перед другими лицами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд находит неубедительными и противоречащими второму предложению пятого абзаца п. 24 Правил, положениям Постановления Правительства Российской Федерации от чч.мм.гг. *** и ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

При этом суд также указывает на позицию Администрации ***, изложенную в отзыве, о том, что списки граждан-участников подпрограммы формируются с учетом положений ст. 17-20 постановления Правительства РФ от чч.мм.гг. ***.

Судом установлено, что в списках граждан-участников подпрограммы по *** на 2009, 2010 гг., по *** на 2010 год сведения о гражданах, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» отсутствуют, списки по указанной категории не составлялись и не утверждались, что следует из самих списков и также подтверждено письмом Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства *** от чч.мм.гг.

В сводном списке граждан-получателей сертификатов по *** в 2010 году, утвержденном постановлением Администрации *** *** от чч.мм.гг. включены граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры». Согласно распоряжению Администрации *** от чч.мм.гг. *** Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства области были распределены муниципальным образованиям 5 государственных жилищных сертификатов на сумму 5 593,77 тыс. рублей для оформления и передачи их гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с датами постановки на учет с 12 12.1994 г. по чч.мм.гг.

При указанных обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о том, что при соблюдении требований закона и включении ФИО1 в списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на 2010 г., она, как относящаяся ко второй очереди в силу ст.2 ФЗ № 125-ФЗ от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и обеспечиваемая жилищной субсидией ранее граждан отнесенных к категории «пенсионеры» - третьей очереди в силу ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ от чч.мм.гг. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», была бы включена в список граждан получателей сертификата в 2010 году, поскольку в 2010 году было выделено 5 сертификатов, распределенных между гражданами, выехавшими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры».

Тем самым ФИО1 имела возможность получения жилищной субсидии, подтверждаемой государственным жилищным сертификатом, при соблюдении ответчиками норм закона в 2010 году. В результате допущенных ответчиками нарушений закона ФИО1 фактически была лишена жилищной субсидии, подтверждаемой государственным жилищным сертификатом.

Оценивая заявленный ФИО1 способ защиты нарушенного права суд полагает возможным удовлетворить требования истца в части понуждения Администрации *** оформить государственный жилищный сертификат на имя ФИО1 на приобретение жилья в *** на состав семьи 5 человек, поскольку судом установлено, что при соблюдении норм закона ФИО1 как относящаяся ко второй очереди предоставления жилищной субсидии была бы включена в список граждан получателей сертификата в 2010 году и являлась бы получателем одного из пяти выделенных сертификатов, в силу п. 36 Правил органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.

То обстоятельство, что ФИО1 включена в список граждан-участников подпрограммы на 2011 год не может опровергнуть выводы суда об удовлетворении требований истца, поскольку судебная защита предполагает восстановление нарушенного права, судом достоверно установлено, что ответчиками нарушены нормы закона, при соблюдении которых ФИО1, как относящаяся ко второй очереди предоставления жилищной субсидии, была бы включена в список граждан получателей сертификата в 2010 году и являлась бы получателем одного из пяти выделенных сертификатов, т.е. уже в 2010 году была бы обеспечена жилищным сертификатом, предоставление жилищного сертификата будет являться способом восстановления нарушенного права и основанием для исключения ФИО1 из списка граждан-участников подпрограммы на 2011 год.

Вместе с тем, суд полагает требования истца о понуждении Администрации *** вручить ФИО1 оформленный Администрацией *** государственный жилищный сертификат на приобретение жилья в *** на состав семьи 5 человек подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 имеет право на получение жилищной субсидии, как гражданин выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно ФЗ от чч.мм.гг. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей», имеет в собственности *** в ***.

В силу ст. 4 данного закона право на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Согласно ст. 6 данного закона условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении принадлежащим гражданину на праве собственности, является передача по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.

Согласно п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от чч.мм.гг. N 153 для получения сертификата гражданин, на которого оформлен в порядке п. 36 Правил сертификат, должен представить ряд документов. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.

Как пояснил в судебном заседании представитель Администрации *** действия, предусмотренные п. 44 Правил совершаются после того как Администрацией *** будет получен выписанный на имя конкретного человека государственный жилищный сертификат.

При указанных обстоятельствах, освобождение ФИО1 от выполнения обязательств, предусмотренных ст. 6 ФЗ от чч.мм.гг. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей», п. 44 Правил, не основано на законе, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца об обязании вручения государственного жилищного сертификата, что не лишает истца в случае выполнения им указанных требований и необоснованном уклонении Администрации *** от вручения государственного жилищного сертификата обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Имеющееся в материалах учетного дела обязательство о сдаче жилья от чч.мм.гг. не может опровергнуть выводы суда, поскольку как установлено судом данное обязательство дается после выделения жилищного сертификата.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Администрацию *** оформить и выдать государственный жилищный сертификат на имя ФИО1 на приобретение жилья в *** на состав семьи 5 человек.

В удовлетворении иска к Администрации *** ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2011 г.

Судья Д.Н. Григорьев