Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-48/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«11» октября 2011 года г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Г.Н.
при секретаре Панкратьевой И.Р.
с участием заявителя Бруско С.С., представителя администрации г. Сургута Шамовой A.M.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бруско С.С. о признании незаконным отказа Администрации г.Сургута в лице Департамента культуры, молодежной политики и спорта в социальной выплате в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», заинтересованные лица Департамент жилищной политики ХМАО-Югры, Департамент жилищной политики Министерства регионального развития РФ, ОАО «Ипотечное агентство Югры»,
установил:
Заявитель Бруско С.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Сургута в лице Департамента культуры, молодежной политики и спорта в социальной выплате в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 год от ДД.ММ.ГГГГ мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в филиал АНО «Ипотечное агентство Югры» по г.Сургуту и Сургутскому району для постановки на учет по категории «молодая неполная семья» нуждающаяся в улучшении жилищных условий в составе семьи: Бруско С.С. (мать) - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 (сын) - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ей было получено Уведомление о постановке на учет для получения государственной поддержки № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было приобретено жилое помещение путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома, с заключением льготного жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации г. Сургута для постановке на учет для предоставления субсидии в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийкого автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», ДД.ММ.ГГГГ № ей было выдано Уведомление о постановке на учет для получения субсидии, данная субсидии была получена в декабре 2009 года. После постановки на учет в Департаменте для получения субсидии в рамках Подпрограммы№ 2, ей было разъяснено, что она может в последующем обратиться в Департамент для получения социальной выплаты согласно Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент для предоставления социальной выплаты на погашение основной суммы долга по ипотечному займу, был собран пакет документов для получения социальной выплаты в рамках Подпрограммы и сдан в Департамент, о чем свидетельствует заявление с просьбой включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы № от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой работника Департамента Подлесной Н.А. о принятии документов, ДД.ММ.ГГГГ заявителем был получен ответ, согласно которому, она не может принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку указанная подпрограмма не предусматривает участие в ней граждан, которые заключили договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Просит отказ от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным, включить ее в сводный список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на получение социальной выплаты по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ, произвести при поступлении денежных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей- претендентов на получение социальных выплат, перечисление социальной выплаты в счет погашения основной суммы долга по договору льготного жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель Бруско С.С. в судебном заседании требования поддержала.
В судебном заседании представитель Администрации г.Сургута Шамова А.М. заявленные требования не признала, поддержала отзыв на заявление из которого следует, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 1305.2006 №, установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным займам. В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010» департамент культуры, молодежной политики и спорта - уполномоченный орган Администрации города, ответственный за реализацию на территории города Сургута Подпрограммы, с 2006 года осуществлял прием документов от молодых семей желающих принять участие в Подпрограмме, в том числе семей вступивших в долевое строительство многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГ координатором подпрограммы на территории Югры - Комитетом по молодежной политике ХМАО-Югре в адрес администрации города Сургута поступили сведения об утверждении списков молодых семей г. Сургута, которые в 2006 году, которые включены в общий список претендентов на получение субсидий в планируемом году. И список семей, включенных в резерв. В числе указанного списка были и семьи участвующие в долевом участии. Однако при выплате субсидий по списку, координатор Подпрограммы сообщил, что необходимо исключить из утвержденного списка - граждан участвующих в долевом строительстве. Список молодых семей, исключенных из списка претендентов на получение субсидии за счет средств федерального бюджета по Подпрограмме был составлен. Вышеуказанными Правилами не предусматриваются социальные выплаты семьям, заключившим договор участия в долевом строительстве. Семьи, которые приобрели жилое помещение по договору долевого участия в строительстве не могут являться участниками Программы.
В судебное заседание Департамент жилищной политики ХМАО-Югры в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, предоставил в суд возражения по заявлению, в котором указывает, что Департамент жилищной политики ХМАО-Югры согласно постановлений Губернатора ХСМАО-Югры от 13.04.2010г. №68 «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО-Югры» и от 29.07.2010г. №142 «О департаменте жилищной политики ХМАО-Югры» является правоприемником по исполнению подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно пункта 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём, молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, социальная выплата может быть использована распорядителем счёта на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома,а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается. Молодая семья - участник подпрограммы представляет с банк кредитный договор (договор займа), договор банковского счёта, договор купли - продажи жилого помещения, договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по строительству индивидуального жилого дома. В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строите]еьство индивидуального Жилого дома в банк также представляется свидетельство о государственной
регистрации права собственности на приобретённое жилое помещение
( незавершённом строительстве индивидуального жилого дома представляются
документы на строительство), а также справка кредитора (заимодавца) о сумме
остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за
пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). В случае, если молодая семья приобретает жилое помещение (квартиру) по договору долевого участия в строительстве:, то она не сможет представить в банк договор купли - продажи жилого помещения. Соответственно, банк не вправе принять к оплате документы при отсутствии договора купли - продажи. Следовательно, подпрограмма не предусматривает участие граждан, приобретающих строящиеся квартиры, которые заключили договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Просят в удовлетворении заявленных требовании отказать, привлечь к участию в дело Департамент жилищной политики Министерства регионального развития РФ в связи с тем, что «Государственным заказчиком федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы является Министерство регионального развития РФ. Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285), а также постановления Правительства автономного округа от 02.11.2007 № 264-п орган местного самоуправления по месту жительства молодой семьи организует работу по проверке сведений, предоставляемых молодой семьёй, принимает решение о признании, либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, выдает свидетельства, которыми удостоверяет право молодой семьи на получение социальной выплаты, в том числе осуществляет расчёт размера социальной выплаты. Департамент не наделен полномочиями по принятию решений о признании, либо отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Департамент утверждает списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для рефинансирования предоставления социальных выплат. Заявка и сводный список предоставляются Департаментом в Минрегион России. Средства из федерального бюджета для софинансирования предоставления социальных выплат на основании заявки и сводных стеков в порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Минрегиои России после вступления в законную силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, утверждает в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы, распределение средств федерального бюджета между субъектами РФ и доводит эти сведения до органов исполнительной власти субъектов РФ. В пункте 31 Правил определяется, что средства из федеральною бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых государственному заказчику подпрограммы, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов РФ, при условии, что в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах в необходимых объёмах предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий подпрограммы. Во исполнение указанных положений Правил между Минрегионом России и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было заключено соглашение о 20.08.2010 № 365/2010 о реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гиды» за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2010 году. Предусмотренная данным соглашением субсидия на софинансирование расходные обязательств субъекта РФ по реализации мероприятий Подпрограммы была перечислена в УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в полном объёме. Перечисление субсидий, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта РФ также на основании соглашения, заключаемого между органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления муниципального образования. В соответствии Подпрограммой «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 17.09.2001г № 675) социальная выплата предоставлялась на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населённого пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (Постановление правительства РФ от 13.05.2006г. №285) социальная выплата предоставлялась также на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Заявительница приобрела квартиру участвуя в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, в соответствии с представленным в материалах дела документами, следовательно, не может быть признана участником указанной подпрограммы. Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов и ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитов или займом. Вместе с тем в материалах дела отсутствует информация о сумме основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом Заявительницы на 03. 04.2010 года дату заявления Заявительницы о включении её в списки на получение федеральной субсидии. Таким образом, доказательства о наличии и сумме остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом Заявительницы имеет важное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г № 675, прекратила своё действие на территории Российской Федерации по истечении срока, на который была принята. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы принята новая жилищная программа, в том числе касающаяся молодых семей. Конкурсный отбор субъектов Российской Федерации до сих пор не завершён, соглашение о реализации программы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры между органом власти и Минрегионом России не заключено, следовательно, денежных средств, отпущенных на софинансирование мероприятий из федерального бюджета в округе нет. Кроме того, на территории РФ не принято никаких переходных положений по учёту граждан заявившихся на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы и предоставлению им социальных выплат в рамках; Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Просят отказать Бруско С.С. в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебное заседание представитель Министерства Регионального развития РФ не явился, представил отзыв, из которого следует, что в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «Офедеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» мероприятия по обеспечению жильем молодых семей осуществляются в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма). Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется свидетельством на приобретение жилья. Порядок выпуска и реализации свидетельств устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. В соответствии с пунктом 4 Правил выдача свидетельств осуществляется органом местного самоуправления соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Согласно пункту 21 Правил Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь, в указанные списки включаются молодые семьи -участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления» и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Таким образом, согласно указанным Правилам, Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 (далее - Положение), Минрегиом России не наделен полномочиями по включению молодых семей в список участников Подпрограммы, а также предоставлению таким лицам социальных выплат на приобретение жилья. Из материалов дела следует, что семья гражданки Бруско С.С. в декабре 2009 года получила субсидию в рамках реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В апреле 2009 года подала документы в вышеуказанный департамент для участия в подпрограмме и в феврале 2010 года получила отказ в выплате субсидии в рамках реализации подпрограммы. Согласно пункту 9 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, в случае, если молодая семья ранее уже реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, то это будет являться основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Просит суд отказать заявителю в удовлетворении требований.
В судебное заседание не явился представитель ОАО «Ипотечного агентства Югры», извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц - Департамента жилищной политики ХМАО-Югры, Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ, ОАО «Ипотечное агентство Югры», извещенных надлежащим образом.
Заслушав заявителя, представителя администрации г. Сургута изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу раздела III подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Согласно п. 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N675.
Указанные правовые нормы согласуются с п. 2 ст. 2 ЖК РФ, согласно которому, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения
жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Как установлено материалами дела, согласно Уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ филиала АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» по г. Сургуту и Сургутскому району о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование», утвержденной законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 № 103-оз, заявитель была участником указанной подпрограммы.
В целях приобретения жилья заявителем заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ участия в долевом строительстве многоквартирного дома на земельном участке общей площадью .м., с кадастровым номером по адресу: , проектный номер , в соответствии которым общая стоимость договора оплачивается в части самостоятельно дольщиками и в оставшейся части - за счет средств, предоставленных АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на основании договора льготного жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение данной квартиры.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № семья Бруско С.С. согласно Уведомления Департамента культуры, молодежной политики и спора администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет для предоставления субсидии в рамках Подпрограммы «Доступное жилье молодым» Закона ХМАО-Югры от 11.11.2005 № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», форма предоставления государственной поддержки - льготный жилищный заем с процентной ставкой. Бруско С.С. включена в список молодых семей- претендентов на получение государственной поддержки в виде субсидии в размере за счет средств окружного бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ Бруско С.С. обратилась в муниципальное образование городско округ город Сургут с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно письму Департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ №, заявителю отказано в принятии участия в Подпрограмме, поскольку она не предусматривает участие граждан, заключивших договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в связи с чем суд полагает, что молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, существование которых не ограничено.
Согласно ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Законодатель в ст. 1 указанного закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан на основании договора участия в долевом строительстве связывает с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, разрешение вопросов в жилищной сфере возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней» власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации жилищных вопросов государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Анализ норм п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности с положениями ст. 2 Жилищного кодекса РФ и содержанием ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса свидетельствует о том, что создание условий для реализации гражданами права на жилье с использованием для этого бюджетных средств, выделяемых с целью приобретения или строительства жилых помещений, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Пункт 1 Правил подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства от 17 сентября 2001 года N 675- предусматривает предоставление социальных выплаты молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.
Основными целями и задачами подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Использование средств федеральной программы возможно лишь путем участия в региональной программе, условия которой не могут противоречить федеральной.
С учетом изложенного суд считает, что участие в долевом строительстве многоквартирных домов является одним из способов приобретения гражданами жилых помещений. Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено программой.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Бруско С.С., ФИО1 являются собственниками на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией г.Сургута, квартира принадлежит на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2 каждого.
Согласно справок ОАО «Ипотечное агентство Югры» остаток задолженности по договору льготного жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ Бруско С.С. перед ОАО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет , на ДД.ММ.ГГГГ составляет .
С учетом изложенного, суд считает, что участие в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости является одним из способов приобретения гражданами жилых помещений, в связи с чем находит отказ Департамента культуры, молодежной политики и спора администрации г.Сургута от 17.02.2010 года по участию заявителя в подпрограмме незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Бруско С.С. о признании незаконным отказа Администрации г.Сургута в лице Департамента культуры, молодежной политики и спорта в социальной выплате в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» - удовлетворить.
Отказ Департамента культуры, молодежной политики и спорта
Администрации г. Сургута в признании молодой семьи Бруско С.С. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.г.» от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.
Обязать муниципальное образование городского округа города Сургута Администрации г. Сургута и Департамент жилищной политики ХМАО - Югры включить Бруско С.С. в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 г.г.» по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
Обязать муниципальное образование городского округа города Сургута администрации г. Сургута и Департамент жилищной политики ХМАО-Югры при поступлении денежных средства, предназначенных для предоставления социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей- претендентов на получение социальных выплат произвести перечисление социальной выплаты в счет погашения основной суммы долга по Договору льготного жилищного займа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и Бруско С.С..
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.
Председательствующий подпись
Копия верна:
Судья Г.Н. Кузнецова