ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2004-2006 от 31.12.9999 Шамильского районного суда (Республика Дагестан)

                                                                                    Шамильский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Шамильский районный суд Республики Дагестан — Судебные акты

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Шамильский районный суд РД в составе:

председательствующего Магомедова И.М.

с участием пом. прокурора Ахмедовой М.К.

представителя органа опеки и попечительства  РД ФИО6,

опекуна ФИО7

при секретаре Алиеве Ш.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании незаконными:

- бездействие Министерства образования РД по непредставлению сведений об изменениях размера пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их опекунам на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь;

- действия Министерства финансов РД и органа опеки и попечительства (администрации)  по выплате этих пособий в размере, не соответствующем Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных образовательных учреждениях, профессиональных специальных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Обязать Министерство финансов РД перечислить из казны республики, а администрацию  выплатить опекуну ФИО5 67708 руб. – разницу невыплаченной суммы за 2004 – 2006 г.г. и впредь выплачивать пособия в размере, соответствующем закону.

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Шамильского района обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконными бездействие Министерства образования РД по непредставлению сведений об изменениях размера пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их опекунам на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь;

А также о признании действия Министерства финансов РД и органа опеки и попечительства (администрации)  по выплате этих пособий в размере, не соответствующем Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных образовательных учреждениях, профессиональных специальных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

И обязании Министерство финансов РД перечислить из казны республики, а администрацию  выплатить опекуну ФИО5 67708 руб. – разницу невыплаченной суммы за 2004 – 2006 г.г. и впредь выплачивать пособия в размере, соответствующем закону, на том основании, что по сведениям, полученным из межотраслевой централизованной бухгалтерии при администрации , выплаты на содержание ФИО5, 1991 года рождения, оставшегося без попечения родителей, производились из расчета: в 2004 – 2005 гг. – 22660 руб. в год (1888 руб. в месяц), 2006 г. – 28044 руб. в год (2337 руб. в месяц).

Указанный норматив значительно занижен и не соответствует нормам и требованиям законодательства.

Представители Министерство образования РД ныне (Министерство образования и науки РД) и Министерство финансов РД в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения дела и не просили рассмотреть дело без их участия, в связи, с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

В судебном заседании пом. прокурора района Ахмедова М.К. полностью поддержала требования изложенные в заявлении прокурора района и показала, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» были установлены минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующие социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, которые обеспечиваются и охраняются государством.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных образовательных учреждениях, специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно приложениям.

Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

В соответствии с указанным законом Правительством Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке финансирования и выплаты опекунам ежемесячных пособий на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно п.1 которого средства на эти цели выплачиваются исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Пунктом 2 приведенного Положения предусмотрено, что финансирование расходов на указанные цели производится из республиканского бюджета РД путем перечисления средств Министерством финансов РД не позднее 25 числа месяца, предшествующего выплатному, администрациям городов и районов на отдельные бюджетные средства в расчетно-кассовых центрах, а при их отсутствии в отделениях Сбербанка России.

Согласно п.5 Положения Министерство образования РД должно ежеквартально представлять в Правительство РД сведения о размере ежемесячных пособий опекунам, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в республике по данным Государственного комитета РД по статистике. В случаях изменения численности детей, изменения размера пособий опекунам и других изменений представляет Министерству финансов РД дополнительные заявки с соответствующими расчетами и обоснованиями.

Министерство образования РД и Министерство финансов РД не обеспечили выполнение требований Положения, в результате чего до конца 2005 г. пособия опекунам детей-сирот администрацией  выплачивались в размере, установленном в 2003 г., т.е. по 1888 руб. в месяц, в 2006 г. - по 2337 руб. в месяц.

По расчетам затрат на выплату пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, произведенным Министерством образования РД и представленным к проекту республиканского бюджета стоимость питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря на одного ребенка на 2004 г. составила 38 999 руб., на 2005 г. 44 263 руб., на 2006 г. 57 802 руб., в месяц соответственно 3249,92 руб., 3688,58 руб. и 4816,83 руб.

Таким образом, недоплата составила за 2004 г. (38999 – 22 656) =16 343руб., за 2005 г. (44263 – 22656)= 21607 руб., за 2006 г. (57802 – 28044)= 29758 руб. Всего недоплата составила 67 708 руб. на одного ребенка.

В соответствии с ч.3 ст.131 ГПК РФ настоящее обращение в суд в защиту законных интересов ФИО5 обосновано по следующим причинам.

ФИО5 с раннего детства остался без попечения родителей. В настоящее время учится в школе. Находится на полном государственном обеспечении. По решению Шамильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его опекуном назначена бабушка ФИО7, которая является пенсионеркой по возрасту, имеет начальное образование. На иждивении ФИО7 находится 3 человека.

Среднедушевой доход их семьи, при том, что установленная величина промежуточного минимума по  в соответствии с Постановлением Правительства Р от ДД.ММ.ГГГГ «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в  за III квартал 2007 года» равна 2957 руб., составляет 660 рублей, что ниже прожиточного минимума. В этой связи семья ФИО7 относится к малоимущей.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд.

Согласно ст. 56 п.1 Семейного кодекса РФ защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Опекун несовершеннолетнего ФИО5 ФИО7, а также представитель органа опеки и попечительства ФИО6 заявили в суде, что они полностью поддерживают требования прокурора района изложенные в заявлении и просят суд удовлетворить указанные требования в интересах несовершенно летнего ФИО5

В своих возражениях Министерство  указал, что заявление прокурором подано с нарушением процессуальных норм права. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве», прокурор должен представлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином, чего не было сделано.

Также расчеты затрат взятые за основу прокурором произведенные Министерством образования РД ничем не обоснованны.

Применение норм обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на лиц, получающих пособия и республиканского бюджета РД, нарушает также ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, установившей недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Суд, выслушав мнение пом. прокурора района, полагавшей о необходимости удовлетворения заявления прокурора района полностью и исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности приходит к следующему:

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, которые обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 5 названного Федерального закона, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Таким образом, выплата опекунских пособий, действительно должна производится именно за счет средств бюджета Республики Дагестан.

В месте с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Пунктом 1 приказа Министерство образования России от ДД.ММ.ГГГГ N 199 определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм  по фактическим ценам данного региона, то есть .

В соответствии с указанным законом, Правительством Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке финансирования и выплаты опекунам ежемесячных пособий на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно п.1 которого средства на эти цели выплачиваются исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Таким образом, содержание двух вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации установлен размер и порядок выплаты опекунских пособий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации получают соответствующие отчисления из федерального бюджета и обязаны обеспечить выплату опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 409, которым установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости, которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.

Порядок выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации обязаны установить перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, и тем самым определить размер пособий, средства на выплату, которых необходимо было передать органам местного самоуправления из республиканского бюджета.

Кроме того, постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ также утверждено Положение, пунктом 2 которого предусмотрено, что финансирование расходов по выплате опекунам ежемесячных пособий на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой, производится за счет республиканского бюджета РД путем перечисления средств Министерством финансов РД не позднее 25 числа месяца, предшествующего выплатному, администрацией городов и районов на отдельные бюджетные счета.

В соответствии с п. 5 этого же Положения Министерство образования РД ежеквартально представляет в Правительство РД сведения о размере ежемесячной пособий опекунам, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам.

Таким образом, размер пособий опекунам связан с размером, определенным Министерством образования по данным Госкомстата о фактических ценах.

В ходе судебного заседания установлено, что по расчетам затрат на выплату пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, произведенным Министерством образования РД и представленным к проекту республиканского бюджета стоимость питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря на одного ребенка на 2004 г. составила 38 999 руб., на 2005 г. 44 263 руб., на 2006 г. 57 802 руб., в месяц соответственно 3249,92 руб., 3688,58 руб. и 4816,83 руб.

Следовательно, недоплата составила опекунских пособий, на несовершеннолетнего ФИО5 составила за 2004 г. (38999 – 22 656) =16 343руб., за 2005 г. (44263 – 22656)= 21607 руб., за 2006 г. (57802 – 28044)= 29758 руб. Всего недоплата составила 67 708 руб. на одного ребенка.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что министерство образования РД и Министерство финансов РД не обеспечили выполнение требований Положения, в результате чего до конца 2005 года пособия опекунам детей-сирот администрацией  выплачивались в размере, установленном в 2003 году, то есть по 1888 руб. в месяц и 2006 году по 2337 руб. в месяц.

В связи с этим, бездействие Министерство образования РД в период с 2004 г. по конец 2006 года по не представлению сведений об изменениях размера пособий детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, их опекунам на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь являются не законными.

Также является не законными действия Министерства финансов РД и органа опеки и попечительства (администрации)  по выплате этих пособий в размере, не соответствующем Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных образовательных учреждениях, профессиональных специальных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Доводы Министерство образования РД изложенные в своем возражении о том, что заявление прокурором подано с нарушением процессуальных норм права, суд считает не обоснованными по следующим основаниям:

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд.

Согласно ст. 56 п.1 Семейного кодекса РФ защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

В судебном заседании установлено, что опекун несовершеннолетнего ФИО7 не имела возможности обратиться в суд с заявлением в интересах несовершеннолетнего ФИО5 поскольку не имела средств для оплаты услуг адвоката, имеет начальное образование, не обладает необходимыми юридическими познаниями для защиты прав опекаемой.

А что касается требований прокурора района изложенных своем заявлении в части возложения обязанности на Министерство финансов РД перечислить из казны республики, а администрацию  выплатить опекуну ФИО5 67708 руб. – разницу невыплаченной суммы за 2004 – 2006 г.г. и впредь выплачивать пособия в размере, соответствующем закону, суд считает не обоснованным так как, в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции до ДД.ММ.ГГГГ расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

С ДД.ММ.ГГГГ эти расходы относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В связи с чем, возложение обязанности выплаты опекунских пособий на Министерство Финансов  является не правильным. А потому в этой части требований прокурора изложенных в заявлении следует отказать.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 196 – 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора  удовлетворить частично. Признать незаконными:

- бездействие Министерства образования РД по непредставлению сведений об изменениях размера пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их опекунам на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь;

- действия Министерства финансов РД и органа опеки и попечительства (администрации)  по выплате этих пособий в размере, не соответствующем Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных образовательных учреждениях, профессиональных специальных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

В удовлетворении требований о возложении обязанностей на Министерство финансов РД о перечислении из казны республики, а администрацию  выплатить опекуну ФИО5 67708 руб. – разницу невыплаченной суммы за 2004 – 2006 г.г. и впредь выплачивать пособия в размере, соответствующем закону, отказать.

Обязать Министерство образования ныне (Министерство образования и науки) и Министерство финансов  устранить указанные выше нарушения.

В соответствии со ст.237 ГПК РФ ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в кассационном порядке в течение 10-ти по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае подачи ответчиками заявления об отмене решения суда – в течение 10-ти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий – подпись.

Копия верна: