ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2010-2012 от 15.04.2011 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

                                                                                    Сортавальский городской суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сортавальский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-474/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011 г. гор. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора гор.Сортавала в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Совету муниципального образования «Сортавальское городское поселение» о признании недействующим Решения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.»,

Установил:

..

Заявление подано по тем основаниям, что прокуратурой гор. Сортавала проведена проверка соблюдения законодательства о тарифах на услуги, предоставляемые организациями жилищно-коммунального комплекса, в результате которой установлено несоответствие нормативного правового акта - Решения 23 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» (далее Решение) требованиям федерального законодательства. Решение опубликовано в газете «Вестник. Ладожский край» № 52 от 30.12.2010 г.. Указанным Решением внесены изменения в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг. (далее Инвестиционная программа), утвержденную Решением Совета Сортавальского городского поселения от 24.11.2009 г. № 18 «Об утверждении инвестиционной программы МУП «Теплоснабжение» по капитальному ремонту и модернизации теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» для МУП «Теплоснабжения».

Решением Совета Сортавальского городского поселения от 12.05.2010 г. № 77 «О внесении изменений в Решение 3 сессии 2 созыва от 24.11.2009 г. № 18 «Об утверждении инвестиционной программы МУП «Теплоснабжение» по капитальному ремонту и модернизации теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» в Решение от 24.11.2009 г. № 18 внесены изменения: заголовок решения изложен в редакции - «Об утверждении инвестиционной программы по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.», п. 1 Решения - «Утвердить инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.».

Решением Совета Сортавальского городского поселения от 29.10.2010 г. № 119 в утвержденную Инвестиционную программу внесены изменения: по тексту программы и приложению к ней слова «МУП «Теплоснабжение» заменены на слова «МУП «Теплоснабжение г. Сортавала»; раздел программы «Характеристика предприятия» изложен в новой редакции, согласно которой в данный раздел внесены данные МУП «Теплоснабжение г. Сортавала».

Решением 23 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» в вышеуказанную Инвестиционную программу внесены изменения: по тексту Инвестиционной программы и приложению к ней слова «МУП «Теплоснабжение г. Сортавала» заменены на слова «ЗАО «Карелтеплоэнерго»; раздел Инвестиционной программы «Характеристика предприятия» изложен в новой редакции, согласно которой в данный раздел внесены данные «ЗАО «Карелтеплоэнерго». Внесенными Решением № 136 изменениями Инвестиционная программа МУП «Теплоснабжение» фактически была переутверждена для ЗАО «Карелтеплоэнерго». На основании данной Инвестиционной программы инвестиционная надбавка к тарифу теплоснабжения используется ЗАО «Карелтеплоэнерго».

С учетом положений ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», определяющих полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в части регулирования тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и др., ст.ст. 5, 6 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» относительно компетенции представительных органов местного самоуправления на утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и др., прокурор гор. Сортавала считает, что Решение 23 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 не соответствует требованиям закона, т.к. ЗАО «Карелтеплоэнерго» не осуществляло разработку собственной инвестиционной программы в порядке, определенном Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520, технического задания на разработку инвестиционной программы данной организации не выдавалось, в орган регулирования муниципального образования проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей в порядке, определенном Правилами, не направлялся и не рассматривался. Инвестиционная программа ЗАО «Карелтеплоэнерго» Советом Сортавальского городского поселения не рассматривалась и не утверждалась, не утверждалась и надбавка к ценам (тарифам) для потребителей.

Фактически внесенными Решением № 136 изменениями осуществлена передача инвестиционной надбавки к тарифу теплоснабжения, установленной Решением от 24.11.2009 г. № 18, от МУП «Теплоснабжения» к ЗАО «Карелтеплоэнерго» без учета экономической обоснованности данной надбавки, в нарушение установленного Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» порядка. Несмотря на отсутствие правопреемства между МУП «Теплоснабжение» и ЗАО «Карелтеплоэнерго», Решением № 136 были внесены изменения в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг., которая, несмотря на изменение наименования, остается индивидуальной инвестиционной программой МУП «Теплоснабжение». Надбавка к тарифу теплоснабжения, утвержденная для МУП «Теплоснабжение», не может распространяться на деятельность ЗАО «Карелтеплоэнерго».

Вышеуказанное Решение не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права неопределенного круга лиц - граждан, являющихся потребителями услуги теплоснабжения, поскольку на основании указанного Решения для граждан возникает обязанность по оплате услуги теплоснабжения в более высоком размере. Пунктом. 2 Решения предусмотрено, что оно вступает в силу с 01.12.2010 г., что является нарушением ст. 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», согласно которой тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку, и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода. В связи с чем прокурор гор. Сортавала просит: 1. Признать недействующим Решение 23 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» со дня его издания. 2. Обязать Совет опубликовать решение суда о признании недействующим вышеуказанного нормативного правового акта после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

В судебном заседании помощник прокурора гор. Сортавала Храмцова Е.Л. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям. Дополнительно пояснила, что в соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный акт недействующим со дня его принятия или иного времени. Считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором г. Сортавала требований. В связи с чем указанное Решение подлежит признанию недействующими со времени, как они вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Просит признать недействующим Решение от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» со дня его издания, Обязать совет муниципального образования «Сортавальское городское поселение» опубликовать решение Сортавальского городского суда о признании недействующим Решения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» после вступления решения в законную силу в печатном издании – газета «Вестник. Ладожский край».

Представитель Совета муниципального образования «Сортавальское городское поселение» в судебное заседание не явился, извещены.

Суд, заслушав пояснения Храмцовой Е.Л., изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантии Конституции РФ, законами и другими нормативными правовыми актами… вправе обратился в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что прокуратурой г. Сортавала проводилась проверка соблюдения муниципальным образованием «Сортавальское городское поселение» законодательства о тарифах на услуги, предоставляемые организациями жилищно-коммунального комплекса. При проверке нормативного правового акта - Решения 23 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» (далее Решение №136) было установлено, что данное Решение не соответствует требованиям федерального законодательства. Решением Совета Сортавальского городского поселения 26 сессии 2 созыва от 31.03.2011 г. № 150 протест прокурора гор. Сортавала на Решение № 136 от 27.12.2010 г. отклонен.

В силу ст. 45, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов.

Решением Совета Сортавальского городского поселения от 24.11.2009 г. № 18 «Об утверждении инвестиционной программы МУП «Теплоснабжение» по капитальному ремонту и модернизации теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» (далее Решение № 18) для МУП «Теплоснабжение» утверждена инвестиционная программа по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг. (далее Инвестиционная программа, программа). На основании этой программы, данным Решением утверждена инвестиционная надбавка к тарифу теплоснабжения в размере 149 руб. 96 коп на 1 Гкал. Исходя из паспорта программы срок ее реализации установлен – 2010 - 2012 гг..

Решением Совета Сортавальского городского поселения от 12.05.2010 г. № 77 «О внесении изменений в Решение 3 сессии 2 созыва от 24.11.2009 г. № 18 «Об утверждении инвестиционной программы МУП «Теплоснабжение» по капитальному ремонту и модернизации теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» (далее Решение № 77) в Решение от 24.11.2009 г. № 18 были внесены изменения. Согласно данным изменениям заголовок решения изложен в следующей редакции: «Об утверждении инвестиционной программы по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.». Пункт 1 Решения от 24.11.2009 г. № 18 изложен в следующей редакции: «Утвердить инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.».

Также Решением Совета Сортавальского городского поселения от 13.08.2010 г. № 96 «О внесении дополнений в решение 3 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 24.11.2009 г. № 18 внесены дополнения (дополнена таблица мероприятий инвестиционной программы МУП «Теплоснабжение» по капитальному ремонту и модернизации теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.).

Решением Совета Сортавальского городского поселения от 29.10.2010 г. № 119 (далее Решение № 119) в утвержденную Решением Совета от 24.11.2009 г. № 18 Инвестиционную программу были внесены изменения. По тексту Инвестиционной программы и приложению к ней слова «МУП «Теплоснабжение» заменены на слова «МУП «Теплоснабжение г. Сортавала». Раздел Инвестиционной программы «Характеристика предприятия» изложен в новой редакции, согласно которой в данный раздел внесены данные МУП «Теплоснабжение г. Сортавала». Пункт 2 указанного решения содержит ссылку на распространение данного Решения на правоотношения, возникшие с 01.10.2010 года.

Согласно распоряжения главы Сортавальского городского поселения № 446-О от 01.10.2010 г. «О начале отопительного периода на территории Сортавальского городского поселения» в отношении МУП «Теплоснабжение г. Сортавала» установлена дата начала отопительного сезона г. Сортавала – 01.10.2010 г.. Распоряжением и.о. главы Сортавальского городского поселения № 569-О от 01.12.2010 г. «Об отопительном периоде на территории Сортавальского городского поселения» ЗАО «Карелтеплоэнерго» рекомендовано организовать оказание услуг в сфере теплоснабжения населению, учреждениям и организациям Сортавальского городского поселения с 01.12.2010 г..

Решением 23 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» в вышеуказанную Инвестиционную программу внесены следующие изменения. По тексту Инвестиционной программы и приложению к ней слова «МУП «Теплоснабжение г. Сортавала» заменены на слова «ЗАО «Карелтеплоэнерго». Раздел Инвестиционной программы «Характеристика предприятия» изложен в новой редакции, согласно которой в данный раздел внесены данные ЗАО «Карелтеплоэнерго». Согласно внесенным Решением № 136 изменениям Инвестиционная программа МУП «Теплоснабжение» фактически была переутверждена для ЗАО «Карелтеплоэнерго». Соответственно, на основании данной Инвестиционной программы инвестиционная надбавка к тарифу теплоснабжения используется ЗАО «Карелтеплоэнерго». Согласно п. 2 оспариваемого решения оно вступает в силу с момента его опубликования в официальных средствах массовой информации и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.12.2010 года. Решение опубликовано в газете «Вестник. Ладожский край» № 52 от 30.12.2010 г..

Положения ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 4.1) относят к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее ФЗ «Об основах регулирования…) относит к компетенции представительных органов местного самоуправления утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Органы местного самоуправления утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; публикуют информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.

Согласно п. 6 ст. 2 ФЗ «Об основах регулирования…» инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры определяется органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установлен ст. 11 названного закона. В соответствии с ч. 2, 3-6, 8-12 указанной статьи инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации, и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса, предоставляются в орган регулирования муниципального образования на проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование, обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту предоставленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий. При соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, а также предложения о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение, проводит также анализ доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом предлагаемой надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры. При вынесении органом регулирования муниципального образования решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган может подготовить предложения по изменению условий технического задания либо подготовить предложения по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета. При вынесении решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей, после чего орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об основах регулирования…» общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об основах регулирования…» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 (далее Правила). Согласно п. 4 Правил организация коммунального комплекса для установления надбавок к тарифам и тарифов на подключение представляет до 01 мая текущего года в орган регулирования документы: заявление об установлении надбавок к тарифам и (или) тарифов на подключение; инвестиционная программа; расчет финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы с расшифровкой расходов по видам деятельности, а также с разделением расходов на расходы, финансируемые за счет надбавок к тарифам, и расходы, финансируемые за счет платы за подключение; расчет надбавок к тарифам и тарифов на подключение по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за два предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее двух лет; отчет о доходах, возникших в результате применения надбавок к тарифам и тарифов на подключение, и расходах на реализацию инвестиционной программы за два предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее двух лет (по видам деятельности). Инвестиционная программа должна содержать, в том числе, сведения: наименование и местонахождение каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры, сооружение (реконструкция) которого предусмотрено инвестиционной программой (далее объект системы коммунальной инфраструктуры); обоснование необходимости сооружения каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры; проектная стоимость каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры или прогнозная стоимость такого объекта (при отсутствииутвержденной проектной документации); источники финансирования сооружения каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры; параметры экономической эффективности каждого объекта системы коммунальной инфраструктуры, в том числе период возврата инвестиций, доходность.

Исходя из п.п. 14, 17 Правил процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей. По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок. В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.

ЗАО «Карелтеплоэнерго» не осуществляло разработку собственной инвестиционной программы в порядке, определенном вышеуказанными Правилами, технического задания на разработку инвестиционной программы данной организации не выдавалось, в орган регулирования муниципального образования проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей в порядке, определенном Правилами, не направлялся и не рассматривался. Органом регулирования муниципального образования анализ доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса не проводился. Предложения по частичному обеспечению финансовых потребностей организации за счет средств местного бюджета, проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и соответствующие расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации не направлялись.

Исходя из положений ФЗ «Об основах регулирования…» инвестиционная программа конкретной организации коммунального комплекса, а также надбавки к тарифам на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, в силу закона, носят индивидуальный правовой характер и внесение изменений в соответствующие правовые акты, в части изменения наименования организации, возможны только в отношении организации-правопреемника. Инвестиционная программа ЗАО «Карелтеплоэнерго» Советом Сортавальского городского поселения не рассматривалась и не утверждалась, не утверждалась и надбавка к ценам (тарифам) для потребителей.

Таким образом, Решение 23 сессии 2 созыва Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.», согласно которому Инвестиционная программа МУП «Теплоснабжение» фактически была переутверждена для ЗАО «Карелтеплоэнерго», не соответствует вышеуказанным требованиям закона.

Фактически внесенными Решением № 136 изменениями осуществлена передача инвестиционной надбавки к тарифу теплоснабжения, установленной Решением от 24.11.2009 г. № 18, от МУП «Теплоснабжения» к ЗАО «Карелтеплоэнерго» без учета экономической обоснованности данной надбавки, в нарушение установленного ФЗ «Об основах регулирования…» порядка, то есть в нарушение принципов регулирования тарифов и надбавок, установленных пунктами 1-3 ч. 1 ст. 3 данного закона.

Статья 12 указанного Федерального закона определяет, что период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа).

Следовательно, при прекращении МУП «Теплоснабжение» деятельности по реализации мероприятий своей инвестиционной программы, оказания услуг как организации коммунального комплекса в муниципальном образовании, Решение Совета Сортавальского городского поселения от 24.11.2009 г. № 18 со всеми внесенными в него изменениями, в том числе с измененным наименованием Программы, утрачивали юридическую значимость и не могли применяться на практике.

В материалы дела представлены учредительные документы МУП «Теплоснабжение», МУП «Теплоснабжение города Сортавала» Сортавальского городского поселения, ЗАО «Карелтеплоэнерго», исходя из которых указанное Общество не является правопреемником муниципального предприятия. Несмотря на отсутствие правопреемства между МУП «Теплоснабжение» и ЗАО «Карелтеплоэнерго», в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, Решением Совета Сортавальского городского поселения от 27.12.2010 г. № 136 были внесены изменения в Инвестиционную программу, которая, несмотря на изменение наименования, остается индивидуальной инвестиционной программой МУП «Теплоснабжение». Надбавка к тарифу теплоснабжения, утвержденная для МУП «Теплоснабжение», не может распространяться на деятельность ЗАО «Карелтеплоэнерго». Данной организации необходимо в установленном законом порядке разработать свою инвестиционную программу организации коммунального комплекса, а затем обосновать необходимость надбавки к тарифу, получив соответствующие решения на уровне региональных органов исполнительной власти.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что вышеуказанное Решение № 136 не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права неопределенного круга лиц - граждан, являющихся потребителями услуги теплоснабжения, поскольку на основании указанного Решения для граждан возникает обязанность по оплате услуги теплоснабжения в более высоком размере.

Пунктом 2 Решения № 136 предусмотрено, что оно вступает в силу с 01.12.2010 г., что также является нарушением ст. 13 ФЗ «Об основах регулирования…», согласно которой тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный акт недействующим со дня его принятия или иного времени. Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором г. Сортавала требований. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В связи с чем указанное Решение подлежит признанию недействующими со времени, как они вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Оспариваемое Решение было опубликовано в газете «Вестник. Ладожский край» № 52 от 30.12.2010 г.. То есть, после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем подлежит опубликованию в газете г. Сортавала «Вестник. Ладожский край».

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора гор. Сортавала удовлетворить.

Признать недействующим Решение от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» со дня его издания.

Обязать совет муниципального образования «Сортавальское городское поселение» опубликовать решение Сортавальского городского суда о признании недействующим Решения от 27.12.2010 г. № 136 «О внесении изменений в Инвестиционную программу по строительству и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения Сортавальского городского поселения на 2010-2012 гг.» после вступления решения в законную силу в печатном издании – газета «Вестник. Ладожский край».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней через Сортавальский городской суд.

Судья Вакуленко Л.П.