Воскресенский районный суд Нижегородской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Воскресенский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Воскресенское 10 января 2012 года
Воскресенский районный суд Нижегородской области
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Т.Н.,
с участием помощника прокурора Горячкиной М.А.
при секретаре Маловой С.К.
с участием представителя Администрации Воскресенского муниципального района Ульмова Н.И.
представителя Земского собрания Воскресенского муниципального района Махотиной С.Н.
представителя ГБУЗ НО Воскресенская ЦРБ Горюнова В.Б.
представителя Отдела МВД России по Воскресенскому району Бовыриной Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Воскресенского района Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации, о признании недействующим решения Земского собрания Воскресенского муниципального района от 25.06.2010 № 49 «Об утверждении долгосрочной целевой программы « Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Воскресенского района Нижегородской области на 2010-2014 годы» и о признании недействующим решения Земского собрания Воскресенского муниципального района от 20.08.2010 № 77 «Об утверждении муниципальной целевой программы « Социально-экономическая поддержка сотрудников милиции отдела внутренних дел по Воскресенскому району на 2011-2012 годы»
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Воскресенского района Нижегородской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлениями о признании недействующим решения Земского собрания Воскресенского муниципального района от 25.06.2010 № 49 «Об утверждении долгосрочной целевой программы « Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Воскресенского района Нижегородской области на 2010-2014 годы» и с заявлением о признании недействующим решения Земского собрания Воскресенского муниципального района от 20.08.2010 № 77 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Социально-экономическая поддержка сотрудников милиции отделавнутренних дел по Воскресенскому району на 2011-2012 годы», сославшись на то, что в порядке осуществления надзора за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного законодательства, было выявлено, что оспариваемые нормативные правовые акты были приняты Земским собранием с нарушением действующего федерального законодательства, а именно противоречат ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежат отмене, так как приняты за пределами компетенции представительного органа местного самоуправления, что является недопустимым в силу установленных антикоррупционным законодательством запретов.
Определением судьи от 26 декабря 2011 года гражданские дела по заявлениям прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании помощник прокурора района Горячкина М.А. просила заявления удовлетворить по тем же основаниям.
Представитель заинтересованного лица Администрации Воскресенского муниципального района Ульмов Н.И. просил в удовлетворении заявлений прокурора отказать, ссылаясь на то, что Земское собрание, утверждая долгосрочные целевые программы, действовало в соответствии с полномочиями, наделенными ст. 35 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что к исключительной компетенции Земского собрания относится, в том числе принятие планов и программ развития муниципального образования. Статья 20 п.4 Устава Воскресенского муниципального района, разработанного в соответствии с указанным Федеральным законом, закрепляет за Земским собранием принятие программ экономического развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
Представитель заинтересованного лица Земского собрания Махотина С.Н. также просила в удовлетворении заявлений прокурора отказать, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ социально-экономическая поддержка сотрудников отдела внутренних дел относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно информации, поступившей на имя главы местного самоуправления из государственно-правового департамента, решение Земского собрания «Об утверждении муниципальной целевой программы « Социально-экономическая поддержка сотрудников милиции отдела внутренних дел по Воскресенскому району на 2011-2012 годы» прошло юридическую экспертизу, по результатам которой сделан вывод о том, что указанный акт принят уполномоченным органом. Представителем в подтверждении этого было представлено письмо государственно-правового департамента Нижегородской области от 21.12.2010 г. №408-4-1183. А также представитель Махотина С.Н., ссылаясь на Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Нижегородской области от 22.07.2003 № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области», Устав Воскресенского муниципального района указала, что принятие программ социального и экономического развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. А поэтому вышеназванные муниципальные правовые акты не подпадают под действие ст.179 Бюджетного Кодекса РФ, соответствуют действующему законодательству и приняты в рамках компетенции представительного органа- Земского собрания Воскресенского муниципального района.
Представитель заинтересованного лица Отдела МВД России по Воскресенскому району Бовырина Н.Л. также считает заявление прокурора в части признания недействующим решения Земского собрания «Об утверждении муниципальной целевой программы « Социально-экономическая поддержка сотрудников милиции отдела внутренних дел по Воскресенскому району на 2011-2012 годы» не подлежащим удовлетворению, так как данная программа направлена на реализацию комплекса мер по улучшению мер социальной защищенности сотрудников полиции. Согласно ст.35 ч.10 п.4 ФЗ от 6.10. 2003 №131 принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении отнесено к компетенции Земского собрания. Данные решения были приняты Земским собранием правомерно и признании недействующими не подлежат.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ НО « Воскресенская ЦРБ» - Горюнов В.Б. считает заявление прокурора в части признания недействующим решения Земского собрания «Об утверждении долгосрочной целевой программы« Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Воскресенского района Нижегородской области на 2010-2014 годы» не подлежащим удовлетворению и считает, что указанное решение принято компетентным органом.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Решением Земского собрания Воскресенского муниципального района от 25 июня 2010 года №49 утверждена долгосрочная целевая программа
« Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Воскресенского района Нижегородской области на 2010-2014 годы».
Указанное решение Земского собрания было обнародовано путем вывешивания на информационном стенде на первом этаже здания администрации района.
Решением Земского собрания Воскресенского муниципального района от 20 августа 2010 года № 77 утверждена муниципальная целевая программа « Социально-экономическая поддержка сотрудников милиции отдела внутренних дел по Воскресенскому району на 2011-2012 годы».
Указанное решение было опубликовано в районной газете «Воскресенская жизнь» от 18.02.2011 №8 (9416).
28 июля 2011 года прокурором Воскресенского района принесены протесты на указанные решения Земского собрания с требованием их отменить, так как решения Земского собрания Воскресенского муниципального района не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации ввиду принятия за пределами компетенции.
Решением Земского собрания № 81 от 19 августа 2011 года протесты прокуратуры по указанным программам были отклонены.
Вышеприведенные решения, утвержденные Земским собранием, являются нормативными правовыми актами.
Согласно п. 4 ст. 3Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы местного самоуправления должны принимать муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Статьей 179 БК РФ установлено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждается местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования( п.1 ст.179 БК в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию, начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. (п.2 ст. 179 БК РФ)
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении. ( п.3 ст.179 БК РФ)
Таким образом, п. 1 статьи 179 БК РФ закрепляет полномочия по утверждению долгосрочных целевых программ, установлению порядка определения сроков их реализации, а также установлению порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации за исполнительными органами соответствующего уровня власти: в отношении федеральных долгосрочных целевых программ такими полномочиями обладает Правительство РФ, региональных долгосрочных целевых программ - высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, местных долгосрочных целевых программ - местная администрация муниципального образования.
Статья 179 БК РФ в новой редакции вступила в силу с 1 января 2009 г. При этом Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что Правительство РФ, высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, местная администрация утверждают порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации до 1 декабря 2007 г., а также определяют переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2008 и 2009 гг.
Аналогичные нормы предусмотрены ст. 11 Положения о бюджетном процессе в Воскресенском муниципальном районе, утвержденном постановлением Земского собрания Воскресенского района от 24.10.2008 года № 85 в которой указано, что участники бюджетного процесса, к которым относятся, в том числе глава местного самоуправления Воскресенского района, Земское собрание Воскресенского района, администрация Воскресенского района, обладают бюджетными полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также постановлением о бюджетном процессе и иными постановлениями Земского собрания Воскресенского района.
В ст.12 Положения о бюджетном процессе Воскресенского муниципального района к бюджетным полномочиям Земского собрания Воскресенского района отнесено: рассмотрение и утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении, осуществлении последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органа, осуществляющего контроль за исполнением бюджета, осуществление других полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением о бюджетном процессе и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Заинтересованные лица Администрация Воскресенского муниципального района и Земское собрание Воскресенского района, представляя возражения на заявления прокурора, ссылаются на ст. 35 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где к полномочиям Земского собрания отнесено, в том числе и принятие планов и программ развития муниципального образования, а также на ст.10.1 Закона Нижегородской области от 22.07.2003 № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области, где принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Однако как следует из Закона Нижегородской области от 22.07.2003 №66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области» в редакции Закона №193-З от 30.09.2009 г. программа социально экономического развития области» утверждается Законодательным собранием области, а долгосрочные областные целевые программы утверждаются в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ.
Статьей 3.10 « Порядка разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ в Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года № 203, в редакции от 29.07.2008 г.№313 и редакции постановления Правительства Нижегородской области от 26.01.2009 г. №15 также закрепляется утверждение долгосрочных областных целевых программ Правительством Нижегородской области, что соответствует новой редакции ст.179 БК РФ.
Понятие программы социально-экономического развития Российской Федерации раскрыто в статье 1 Федерального Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятого Государственной Думой 23 июня 1995 года, и определяет как комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
В Законе Нижегородской области № 66-З в статье 2 также дано понятие программы социально-экономического развития области как основного механизма реализации стратегического плана, представляющего собой систему мероприятий федеральных и областных целевых программ и проектов, реализуемых на территории области. А также дано понятие областной целевой программы как увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских,опытно-конструкторских,производственных,социально- экономических,
организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития области.
И та и другая программа могут быть долгосрочными, что указано в статье 9 вышеприведенного Закона Нижегородской области. Долгосрочные программы (социально-экономического развития области, областные целевые и межмуниципальные - это программы, реализация которых планируется в течении периода более пяти лет.
Представителем администрации Воскресенского муниципального района и представителем Земского собрания не приведены нормы положений, устанавливающих на местном уровне, понятие долгосрочных целевых программ и каков может быть установлен минимальный срок для долгосрочных целевых программ.
На федеральном уровне минимальный срок долгосрочных целевых программ может быть как два года, так и более пяти лет. Примером этого являются приложение 22 к Закону о федеральном бюджете на 2008-2010 г.г., которым утверждено распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных долгосрочных целевых программ, из которого следует, что например федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» рассчитана на 2008-2010 годы», то есть на три года.
Согласно выписке из реестра долгосрочных целевых программ Воскресенского муниципального района Нижегородской области, предоставленного Управлением финансов Воскресенского муниципального района, муниципальная целевая программа « Социально-экономическая поддержка сотрудников милиции отдела внутренних дел по Воскресенскому району на 2011-2012 годы» зарегистрирована в реестре под номером 11 от 25 августа 2010 года, долгосрочная целевая программа
« Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Воскресенского района Нижегородской области на 2010-2014 годы» зарегистрирована в реестре под номером 15 от 6 июля 2010 года.
Таким образом, указанные программы Управлением финансов Администрации Воскресенского муниципального района отнесены к долгосрочным целевым программам. Обе программы рассчитаны не на один год, а на несколько лет, в программах содержатся технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программ, наименование заказчика указанных программ, сведения о распределение объемов и источников финансирования по годам, что отвечает требованиям, предъявляемым к понятию долгосрочных целевых программ.
Представители Администрации Воскресенского муниципального района и Земского собрания не оспаривают отнесение указанных программ к долгосрочным целевым программам.
Как следует из программ, затрагивающих прокурором в заявлениях, источниками финансирования по обеим программам является бюджет района.
В силу положений Конституции РФ, правом федерального законодательства является распределение и перераспределение государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой государственной власти в РФ (определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 г. N 452-О-О). В соответствии с данным положением ФЗ от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ и новой редакцией ст. 179 БК РФ изменена процедура утверждения именно долгосрочных целевых программ. Статьей 2 указанного ФЗ установлено, что федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с изменением федерального законодательства (ст. 179 БК РФ) в части передачи функции утверждения долгосрочных целевых программ от органа законодательной власти к органу исполнительной власти, положения прежней редакции указанной выше нормы на момент утверждения программ Земским собранием не подлежали применению, а следовательно имеются основания для удовлетворения заявлений прокурора о признании недействующими решений Земского собрания со дня вступления в силу решения суда, поскольку после утверждения Земским собранием программ были проведены запланированные мероприятия с их финансированием из бюджета района.
Органы местного самоуправления в силу ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявления прокурора удовлетворить.
Признать недействующими в силу противоречия федеральному закону решение Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области от 25.06.2010 № 49 «Об утверждении долгосрочной целевой программы» «Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Воскресенского района Нижегородской области на 2010-2014 годы» и решение Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области от 20.08.2010 № 77 «Об утверждении муниципальной целевой программы « Социально-экономическая поддержка сотрудников милиции отдела внутренних дел по Воскресенскому району на 2011-2012 годы» со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней.
Судья: