ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2011-2012 от 31.12.9999 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Гражданское дело №.

Заочное решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд  в составе председательствующего судьи Ермолаевой А.В.,

с участием помощника военного прокурора Екатеринбургского гарнизона ФИО2,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Красноярского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному учреждению «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности создать и поддерживать в течение отопительного периода 2011-2012 годов на прикотельных площадках котельных воинских частей и учреждений Красноярского, Канского, Ачинского и Енисейского гарнизонов общий нормативный запас топлива,

Установил:

Военный прокурор Красноярского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее ОАО «РЭУ») на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р ОАО «РЭУ» переданы в безвозмездное пользование на срок действия государственных контрактов объекты теплоснабжения, сети и иное имущество Министерства обороны Российской Федерации, необходимое для осуществления функций поставщика тепловой энергии, в том числе котельные воинских частей и учреждений. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт №-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны и подведомственных ему организаций. По условиям данного контракта ОАО «РЭУ» обязалось в отопительный перио годов оказать услуги теплоснабжения (поставки тепловой энергии, отопления, горячего водоснабжения и т.д.) в объеме и на условиях, предусмотренных контрактом. Функции контроля за качеством исполнения ОАО «РЭУ» государственного контракта возложены на ФГУ «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации». По результатам проведенной военной прокуратурой Красноярского гарнизона проверки соблюдения должностными лицами Центрального филиала ФГУ «Управления эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» и филиала «Иркутский» ОАО «РЭУ» требований законодательства при эксплуатации объектов Министерства обороны Российской Федерации установлено, что на котельных воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории Красноярского, Канского, Ачинского и Енисейского гарнизонов, общий нормативный запас топлива не создан. Указанное бездействие ответчика нарушает жилищные права граждан, проживающих на территории военных городков указанных гарнизонов, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. На основании изложенного просит обязать ФГУ «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации», ОАО «РЭУ» и Министерство обороны Российской Федерации создать и поддерживать в течение отопительного периода 2011-2012 годов на прикотельных площадках котельных воинских частей и учреждений Красноярского, Канского, Ачинского и Енисейского гарнизонов общий нормативный запас топлива.

В судебном заседании помощник военного прокурора Екатеринбургского гарнизона ФИО2 заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям. Пояснил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий нормативный запас топлива на прикотельных площадках котельных воинских частей и учреждений Красноярского, Канского, Ачинского и Енисейского гарнизонов по-прежнему не обеспечен.

В судебное заседание представители ответчиков не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства.

Заслушав объяснения помощника военного прокурора Екатеринбургского гарнизона ФИО2, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий, помимо прочих, для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления, охрану их жизни и здоровья.

На основании ст. 6 Федерального закона «Об обороне» Правительство Российской Федерации организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р в соответствии с п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны России и подведомственных ему организаций.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» указанное министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт №-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пп. 12.1, 12.2 государственного контракта).

К правоотношениям, возникающим между Министерством обороны РФ и ОАО РЭУ в связи с исполнением указанного контракта, необходимо применять положения законодательства о поставках товаров для государственных нужд, Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

По условиям п. 1.8, 2.1 государственного контракта ОАО «РЭУ» обязалось в обусловленный контрактом срок оказать Услуги теплоснабжения Потребителю (воинским частям, учреждениям, организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, потребляющие тепловую энергию) в объеме и на условиях, предусмотренных контрактом (п. 1.8, 2.1).

Под услугой теплоснабжения в соответствии с п. 1.3 контракта понимается обеспечение Потребителей Министерства обороны Российской Федерации тепловой энергией, отоплением, горячим водоснабжением, пароснабжением и обеспечение технологических процессов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р ОАО «РЭУ» переданы объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество Министерства обороны России, необходимые для осуществления функций поставщика тепловой энергии.

В соответствии с Инструкцией об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № N 66 для тепловых электростанций и котельных устанавливается общий нормативный запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ), который определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ) (п. 2).

ННЗТ создается на электростанциях и котельных организаций электроэнергетики для поддержания плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива (п. 3, 4).

ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трех суток (п. 11).

НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии (п. 13).

Как следует из справок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на расположенных на территории Красноярского, Ачинского, Канского и Енисейского гарнизонов котельных воинских частей и учреждений при утвержденных нормативных запасах топлива фактически указанные нормативы не обеспечены:

котельная № ** на территории военного городка № * **** ******* ***** в/ч *****, дислоцированной в г. ***********, нормативный запас угля – 228 т, фактически – 49, 5 т;

котельная № *** на территории автопарка ФГУ «*****************************» в г. *********** (военный городок № *), нормативный запас угля – 230 т, фактически – 42,4 т;

котельная № * на территории топливного склада ФГУ «************************* **» в г. *********** (военный городок № *), нормативный запас угля – 32 т, фактически – 27 т;

котельная № ** на территории военного городка № * в/ч *****, дислоцированной в пгт. ******** , нормативный запас угля – 492 т, фактически – 558,9 т;

котельная № * на территории военного городка № ** **************в/ч *****в п. ********* ******** района ************* края, нормативный запас угля – 962 т, фактически (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) – 710 т;

котельная № * на территории военного городка № ** в/ч ******в п. ******** ************** района ************* края, нормативный запас угля – 260 т, фактически – 60 т;

котельная № ** на территории военного городка № * в/ч ***** в п. ****** *********** района  нормативный запас угля – 1566 т, фактически – 282 т;

котельная № * на территории отдела военного комиссариата  по ******** району, дислоцированного в с. ****************** района  (военный городок № **), нормативный запас угля – 30 т, фактически – 12,08 т;

котельные № ** и № ** на территории военного городка № * в/ч ***** в г. *********** , нормативный запас угля котельной № ** – 12655 т, котельной № ** – 61 т, фактически на котельной № ** – 1745,15 кв.м, на котельной № ** – 39, 57 т;

котельная № *** на территории военного городка № * в/ч ***** в г. *********** , нормативный запас угля – 600 т, фактически – 469,9 т;

котельная № * на территории военного городка № * в/ч ***** в г. ********* ; общий нормативный запас угля – 230 т, фактически – 103,9 т;

котельная № * на территории военного городка № * в/ч ******* в г. ******* , общий нормативный запас угля – 1246 т, фактически – 30, 49;

котельная № * на территории военного городка №** в/ч ***** в п. ******* ********* района , общий нормативный запас угля – 3219 т, фактически – 227,58 т;

котельная № * на территории военного городка № * подразделения в/ч ***** в г. ******** , общий нормативный запас угля – 142,2 т, фактически – 16,2 кв.м;

котельная № * на территории военного городка № * подразделения в/ч ***** в п. ********** *************** района , общий нормативный запас угля – 270,7 т, фактически – 8, 14 т;

котельная № ** на территории военного городка № * в/ч ***** в г. ******* , общий нормативный запас угля - 25 т, фактически – 6,56 т;

котельные № *** и № *** на территории военного городка № * в/ч ***** в п. ****** ******* , общий нормативный запас угля – 2408 т, фактически на котельной № *** – 1206,7 т, на котельной № *** – 394 т;

котельная № ** на территории военного городка № * в/ч ***** в г. ****** , нормативный запас угля – 96 т, фактически – 91,3 т;

котельные № *********** на территории аэродрома «*************» в/ч ******* в г. ****** , общий нормативный запас топлива – 670 т, фактически – 603 т;

котельные № ******* на территории отдела военного комиссариата  по ********* району (военный городок № **) в п. **** ********* района , общий нормативный запас топлива – 45 т, фактически (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) – 8,7 т.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ОАО «РЭУ» обязательств по государственному контракту в части требований к поставке необходимого для нужд Министерства обороны России и подведомственных ему организаций количества поставляемой тепловой энергии. Доказательств надлежащего исполнения указанных обязательств либо отсутствия вины в их неисполнении ОАО «РЭУ» не представлено.

Ненадлежащее исполнение ОАО «РЭУ» обязательств по государственному контракту влечет нарушение жилищных прав лиц, проживающих на территории военных городков, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, препятствует нормальной деятельности административно-хозяйственных объектов воинских частей, создает угрозу создания чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования военного прокурора Красноярского гарнизона к ОАО «РЭУ» о возложении обязанности создать и поддерживать в течение отопительного периода 2011-2012 годов на прикотельных площадках указанных выше котельных воинских частей и учреждений Красноярского, Каннского, Ачинского и Енисейского гарнизонов общий нормативный запас топлива.

Оснований для удовлетворения требований прокурора об обеспечении общего нормативного запаса топлива на котельной № *** на территории военного городка № * в/ч ******* в г. ********  не имеется, поскольку из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при нормативе топлива 2976 т фактическое количество угля на котельной составляет 3624,4 т. Следовательно, обязанность по обеспечению указанного норматива топлива на данном объекте ОАО «РЭУ» исполнена.

В удовлетворении требований прокурора к иным ответчикам суд находит необходимым отказать.

Суд полагает, что заключив государственный на поставку тепловой энергии с ОАО «РЭУ», Министерство обороны Российской Федерации исполнило возложенные на него обязанности по организации обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации необходимыми тепловыми ресурсами. Доказательств неисполнения им обязательств по государственному контракту не представлено.

На ФГУ «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» обязанность по поставке тепловой энергии законом либо договором не возложена. Из государственного контракта №-ТХ от ДД.ММ.ГГГГ следует лишь обязанность указанного лица планировать мероприятия по учету и контролю за качеством и объемами оказываемых услуг теплоснабжения (п. 1.4). Указание в уставе данного юридического лица одной из задач деятельности по обеспечению органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации тепловой энергией не означает возложение на указанный орган прямой обязанности по фактическому ее осуществлению. Иное будет противоречить распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р и условиям государственного контракта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 223 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования военного прокурора Красноярского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление» о возложении обязанности создать и поддерживать в течение отопительного периода 2011-2012 годов на прикотельных площадках котельных воинских частей и учреждений Красноярского, Канского, Ачинского и Енисейского гарнизонов общий нормативный запас топлива – удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление создать и поддерживать в течение отопительного периода 2011-2012 годов общий нормативный запас топлива на прикотельных площадках котельных следующих воинских частей и учреждений Красноярского, Канского, Ачинского и Енисейского гарнизонов:

котельной № ** на территории военного городка № ******************** в/ч *****, дислоцированной в г. ***********; котельной № *** на территории автопарка ФГУ «***************************** в г. *********** (военный городок № *); котельной № * на территории топливного склада ФГУ «****************************» в  (военный городок № *); котельной № ** на территории военного городка № * в/ч *****, дислоцированной в пгт. ******** ; котельной № * на территории военного городка № ** ************* в/ч ***** в п. ********* ******** района ; котельной № * на территории военного городка № ** в/ч ***** в п. *********************** района ; котельной № ** на территории военного городка № * в/ч ***** в п. ****** *********** района ; котельной № * на территории отдела военного комиссариата  по ******** району, дислоцированного в с. ****************** района  (военный городок № **); котельной № ** и № ** на территории военного городка № * в/ч ***** в г. *********** ; котельной № *** на территории военного городка № * в/ч ***** в г. *********** ; котельной № * на территории военного городка № * в/ч ***** в г. ********* ; котельной № * на территории военного городка № * в/ч ******* в г. ******* ; котельной № * на территории военного городка №** в/ч ***** в п. ******* ********* района ; котельной № * на территории военного городка № * подразделения в/ч ****** в г. ******** ; котельной №* на территории военного городка № * подразделения в/ч ***** в п. ********** *************** района ; котельной № ** на территории военного городка № * в/ч ******в г. ******* ; котельных № *** и № *** на территории военного городка № * в/ч ***** в п.******* ******* ; котельной № ** на территории военного городка № * в/ч *****в г. ****** ; котельных № *********** на территории аэродрома «*************» в/ч ******* в г. ****** ; котельных № ******* на территории отдела военного комиссариата  по ********* району (военный городок № **) в п. ************** района .

В удовлетворении исковых требований военного прокурора Красноярского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному учреждению «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации отказать.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Ермолаева А.В.