ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2011-2013 от 09.03.2011 Бабаевского районного суда (Вологодская область)

                                                                                    Бабаевский районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бабаевский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-90/2011 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Бабаево 09 марта 2011 года.

Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Обымахо В.И.,

при секретаре Николаевой И.А.,

с участием:

заместителя прокурора Бабаевской районной прокуратуры Вологодской области Трошковой Т.Н.,

представителя Бабаевского муниципального района ФИО1, действующего на основании доверенности от 01 марта 2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по заявлению прокурора, в интересах неопределенного круга лиц о признании постановления администрации Бабаевского муниципального района от 22 декабря 2010 г. № 929 «Об утверждении программы развития муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района на 2011-2013 годы» недействующим.

установил:

Прокурор Бабаевского района Вологодской области Еронен С.М., действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании постановления администрации Бабаевского муниципального района от 22 декабря 2010 г. № 929 «Об утверждении программы развития муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района на 2011-2013 годы» недействующим, указав в заявлении, что 22.12.2010 года администрацией Бабаевского муниципального района принято постановление № 929 «Об утверждении программы развития муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района на 2011-2013 годы».

Принятый нормативный акт реально участвует в процессе правового регулирования, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, соответственно он является нормативным правовым актом.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ч.2 ст.47 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ч. 7 ст. 44 Устава Бабаевского муниципального района муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным считается опубликование в районной газете «».

Вместе с тем, в постановлении отсутствует указание на опубликование постановления в официальном печатном издании.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные КонституциейРоссийской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Таким образом, изложенные факты являются недопустимыми, создают предпосылки возникновения и развития коррупционных проявлений, что нарушает принципы Национального плана по противодействию коррупции, государственной политики в данной сфере, противоречат требованиям статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающей основные принципы такой работы и статье 6 данного Закона, предписывающей необходимость профилактики коррупции.

В связи с изложенным, прокурор просит признать постановление администрации Бабаевского муниципального района от 22 декабря 2010 г. № 929 «Об утверждении программы развития муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района на 2011-2013 годы» недействующим.

В судебном заседании заместитель прокурора Трошкова Т.Н. поддержала требования прокурора, пояснила как изложенное в заявлении, так и то, что в связи с выявленными нарушениями главе администрации был направлен протест прокурора. Однако, меры по устранению нарушений не были приняты.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 в удовлетворении требования, заявленного прокурором, просил отказать и дал суду пояснения, аналогичные отзыву, представленного суду, из которого следует, что вышеназванное постановление администрации района принято в целях повышения эффективности муниципального управления и результатов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в целях реализации мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих администрации района.

Данное постановление является правовым актом в силу отсутствия публичности регулируемых отношений, правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, и рассчитано на однократное применение конкретными исполнителями (органами местного самоуправления и должностными лицами) и не направлено на регулирование общественных отношений, а направлено на реализацию конкретных плановых мероприятий, а также не устанавливает прав и обязанностей сторон, участников общественных правоотношений, что является обязательным основанием для признания правового акта нормативным.

Следует учитывать, что целью официального опубликования
нормативного правового акта является обеспечение возможности
ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых
он затрагивает, а в данном случае права и свободы других лиц никоим
образом не затрагиваются.

Это обоснование подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Кроме того, данный правовой акт разработан и принят в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 года № 1140 «О долгосрочной целевой программе «Развитие государственной гражданской службы Вологодской области в 2011- 2013 годах», которое также не было опубликовано, и вступление их в силу не связано с его опубликованием.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления муниципальной службы в Российской Федерации» предусмотрено правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Также в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты. И в свою очередь статьей 35 вышеназванного закона развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами, утвержденными правовыми актами администрации района, и, следовательно, постановление администрации района не является нормативным правовым актом.

В силу статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), а само постановление администрации района и утвержденная им программа развития муниципальной службы никоим образом не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, а определяет направление деятельности администрации района по совершенствованию муниципальной службы, и, следовательно, данное постановление не подлежит официальному опубликованию.

В связи с изложенным, ФИО1 считает требования прокурора района необоснованными, а заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав представителей сторон и, исследовав материалы гражданского дела, суд пришёл к выводу об удовлетворении требования прокурора, исходя из следующего.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта установлено Федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», при этом от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда № 48 от 29 ноября 2007 года О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части).

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления муниципальной службы в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Виды, порядок принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов Бабаевского муниципального района установлены статьями 43,44 Устава Бабаевского муниципального района, в соответствии с которыми муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом.

Так, муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального района; муниципальные правовые акты муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступлению в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным считается опубликование в районной газете "". Муниципальные правовые акты муниципального района могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях или доведены до всеобщего сведения (обнародованы) через иные средства массовой информации, разосланы органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципального района, должностным лицам, организациям.

В соответствии с частью 3 статьи 15Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ст. 24 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13) установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Пунктом 21 указанного Постановления предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Материалами гражданского дела и в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что постановление администрации Бабаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении программы развития муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района на 2011-2013 годы» до настоящего времени не опубликовано в районной газете «», также не была обеспечена иная возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Пунктом 7 статьи 36 Устава Бабаевского муниципального района к полномочию администрации района отнесено утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местного бюджета.

Программа развития муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района на 2011-2013 годы является долгосрочной и рассчитана на неоднократное ее применение. Указанная программа содержит ряд положений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, поскольку мероприятия по реализации программы развития муниципальной службы в Бабаевском муниципальном районе на 2011-2013 года включают интересы не только уже работающих муниципальных служащих, но и других граждан, претендующих на замещение должности муниципальной службы, а право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию гарантировано статьей 37 Конституции Российской Федерации.

Поскольку статья 15 (часть 3) Конституции требует опубликования любого нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, то неопубликование таких актов означает недопустимость их применения.

В соответствии ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд вправе признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части, в том числе, со времени, указанного судом.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 15,24,37 Конституции РФ, Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления муниципальной службы в Российской Федерации», Постановлением Пленума Верховного Суда № 48 от 29 ноября 2007 года, Уставом Бабаевского муниципального района, ст.ст. 251,253, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Бабаевской районной прокуратуры Вологодской области С.М. Еронен, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации Бабаевского муниципального района от 22 декабря 2010 г. № 929 «Об утверждении программы развития муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района на 2011-2013 годы»со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд, с подачей жалобы через Бабаевский районный суд, в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Бабаевского районного суда

Вологодской области В.И. Обымахо Справка: Решение не вступило в законную силу. Судья В.И. Обымахо