ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2011-2015 от 16.02.2012 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-876/2012 г.  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 г., г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием:

старшего помощника прокурора г. Перми Нартымова А.М., на основании служебного удостоверения №,

представителя заинтересованных лиц: Администрации г. Перми и Управления жилищных отношений администрации города Перми ФИО1, на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Перми, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании деятельности по организации приема заявлений граждан – членов молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильем в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Перми на 2011 – 2015 годы»,

заинтересованные лица: Администрация города Перми, Управление жилищных отношений администрации города Перми, Министерство социального развития Пермского края,

У с т а н о в и л:

Прокурор города Перми, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением в порядке Гл. 25 ГПК РФ об оспаривании деятельности по организации приема заявлений граждан – членов молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильем в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Перми на 2011 – 2015 годы», просит:

- признать деятельность Управления жилищных отношений администрации г. Перми, в части организации приёма заявлений от молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, Долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильём в Пермском крае на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п, Ведомственной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей города Перми на 2011-2015 годы», утверждённой распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 19.10.2010 г. № 1527, только в течение одного дня в неделю, незаконной;

- обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми и Администрацию г. Перми, с даты вступления решения суда в силу обеспечить приём заявлений от молодых семей, желающих участвовать в указанных программах, в течение всего рабочего времени Управления жилищных отношений администрации г. Перми и администрации г. Перми;

- признать деятельность Управления жилищных отношений администрации г. Перми, в части организации приёма заявлений от молодых семей, желающих участвовать в указанных программах, вследствие которой образовались очереди на сдачу документов более чем на один год, незаконной;

- обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми и Администрацию г. Перми в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять всех представителей молодых семей, желающих участвовать в указанных программах и записавшихся в очередь на подачу документов на момент вступления решения суда в силу;

- обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми и Администрацию г. Перми, с даты вступления решения суда в силу, обеспечить приём заявлений от желающих участвовать в указанных программах молодых семей в день обращения.

Свои требования обосновывает тем, что согласно п.п. 15, 17, 20 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», являющихся приложением к Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, п.п. 4.1., 8.1.2. Долгосрочной целевой программы «Обеспечение молодых семей жильём в Пермском крае на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 № 1119-п, орган местного самоуправления осуществляет приём документов от молодых семей, желающих участвовать в соответствующей программе, организует работу по проверке сведений и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Приложением 1 к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» органы местного самоуправления обязаны постоянно осуществлять учёт молодых семей, участвующих в подпрограмме.

В силу Раздела VI Долгосрочной целевой программы «Обеспечение молодых семей жильём в Пермском крае на 2011-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п, организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают непрерывный прием заявлений на участие в Программе в течение всего срока действия Программы.

Согласно Паспорту Ведомственной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Перми на 2011-2015 годы», утверждённой распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 19.10.2010 г. № 1527, исполнителем данной Программы, которая реализуется в рамках соответствующих федеральной и краевой программ, является Управление жилищных отношений администрации города Перми.

По информации Управления жилищных отношений администрации города Перми от 09.08.2011 № СЭД-11-01-22-175, приём заявлений на участие в Программе ведётся либо лично специалистами Управления жилищных отношений администрации города Перми в администрациях районов г. Перми по месту регистрации членов молодой семьи по вторникам по предварительной записи, либо регистрация производится, посредством почтовой связи через канцелярию Управления жилищных отношений администрации города Перми.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предварительная запись граждан к специалистам осуществляется: для лиц, проживающих в Орджоникидзевском районе г. Перми - на ДД.ММ.ГГГГ; в Индустриальном районе - ДД.ММ.ГГГГ; в Мотовилихинском районе - на ДД.ММ.ГГГГ; в Дзержинском районе - на ДД.ММ.ГГГГ; в Свердловском районе - на ДД.ММ.ГГГГ; в Ленинском и Кировском районах - на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, очередь, создание которой не предусмотрено законодательством, на подачу документов молодыми семьями для участия в программах по обеспечению жильём молодых семей по отдельным районам г. Перми достигает более года.

В соответствии с разделом 2 Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, одним из основных принципов подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» является добровольность участия в подпрограмме молодых семей.

Полагает, что заинтересованными лицами нарушается право молодых семей на включение в список молодых семей, поставленных на учёт для участия в названной программе, поскольку ряд молодых семей ко времени подачи документов на участие в программе могут лишиться права быть участниками указанной программы, достигнув возраста 36 лет.

Считает, что ограничение приёма документов ведёт к искусственному уменьшению количества молодых семей, поставленных на учёт для участия в программе. Список молодых семей, признанных участниками программы в дальнейшем отправляется в соответствующие краевые и федеральные органы. При этом финансовые средства из федерального и краевого бюджетов выделяются с учётом количества молодых семей, находящихся в указанных списках.

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту прокуратурой города Перми Главе администрации г. Перми - внесено представление, об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жильём молодых семей, но меры по устранению нарушений приняты не были.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социального развития Пермского края /л.д.49/.

В судебном заседании представитель заявителя на своих требованиях и приведенных в их обоснование доводах, настаивал в полном объеме. Пояснил, что в связи с образовавшейся очередью на подачу документов молодыми семьями для участия в программе по обеспечению жильем молодых семей, оказание муниципальной услуги является фактически малодоступной, что нарушает права молодых семей в данной части. На основании изложенного, полагал, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Представитель заинтересованных лиц Администрации г. Перми и Управления жилищных отношений администрации города Перми ФИО1 полагала, что заявление не подлежит удовлетворению, по тем основаниям, что право граждан на обращение, в т.ч., личный прием муниципальными служащими, закреплен ст. 33 Конституции РФ, федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данными нормативными правовыми актами конкретный порядок осуществления личного приема граждан не установлен, при этом информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведений граждан. Условия и порядок участия в программе по обеспечению жильем молодых семей регулируются ЖК РФ, Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (ред. от 06.10.2011 г. ) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы»), Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-П. Конкретный порядок осуществления личного приема заявление от молодых семей в целях включения их в списки программы, указанными актами также не установлен. Возникшие вопросы можно задать специалистам по телефону и на личном приеме по вторникам и четвергам. Заявления о включении в число участников программы принимаются с использованием нескольких организационно-управленческих механизмов, в т.ч. специалистами Управления жилищных отношений Администрации г. Перми на личном приеме по предварительной записи; руководителем Управления жилищных отношений Администрации г. Перми на личном приеме (каждый рабочий вторник); в рабочие дни недели в канцелярии Управления жилищных отношений Администрации г. Перми; через почтовый отправления; ООО «Правовая поддержка», на основании муниципального контракта. Способ подачи заявления выбирает сама молодая семья. Установление часов, дней, графика личного приема специалистом Управления жилищных отношений Администрации г. Перми законом не запрещено. Полагает, что в связи с изложенным отсутствуют основания для признания деятельности Управления жилищных отношений Администрации г. Перми в оспариваемой части, незаконной, никаких препятствий для граждан по обращению не создано. По требованию о понуждении Управления жилищных отношений администрации г. Перми и Администрацию г. Перми в срок до 01.04.2012 г. принять всех представителей молодых семей, желающих участвовать в указанных программах и записавшихся в очередь на подачу документов, полагает, что производство по делу подлежит прекращению, т.к. в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, однако лиц, которые записались в очередь на подачу документов возможно установить.

Администрацией города Перми представлен отзыв на заявление, аналогичного содержания /л.д.24-26/.

Представитель заинтересованного лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии, представила отзыв на заявление Прокурора г. Перми /л.д.63-64/, согласно которому Министерство социального развития Пермского края осуществляет общее руководство и контроль реализации Программы; несет ответственность за достижение поставленных целей и задач путем реализации Программы, обеспечение целевых показателей; обеспечивает реализацию Программы в соответствии с перечнем программных мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период; выявляет отклонения фактических результатов от плановых, устанавливает причины отклонений и определяет меры по их устранению; готовит информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.

Заслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованных лиц, изучив материалы настоящего дела, суд находит заявление Прокурора города Перми подлежащим удовлетворении в части, в силу следующего.

В соответствии со ст. 2, ст. 18 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Согласно ст. 32 федерального закона от 06.09.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2, п. 1 и п. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 13 федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ст.2).

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п. 1 ст. 4).

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (п. 3 ст.4).

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (ч. 1 ст. 13).

В соответствии с п.п. 1.1., 3.7.6. Положения об Управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 213, Управление жилищных отношений администрации города Перми (далее - Управление) является функциональным органом администрации города Перми (п.п.1.1.).

Управление выполняет функции, отнесенные законодательством или Уставом города Перми к ведению администрации города Перми и закрепленные за Управлением правовыми актами города Перми, в том числе: ведение приема граждан и организаций по жилищным вопросам. Рассмотрение заявлений, предложений, писем, жалоб от организаций и граждан по жилищным вопросам (п.п. 3.7.6.).

Как установлено в судебном заседании  , в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы», Постановления Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. № 1119-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», в соответствии с распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 19.10.2010 г. № 1527 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2011 – 2015 годы», на Управление жилищных отношений администрации города Перми, как на орган местного самоуправления Пермского городского округа, являющегося муниципальным образованием Пермского края, в пределах его компетенции, возложены функции исполнителя долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», в т.ч. осуществление организационных мероприятий по организации учета молодых семей, участвующих в Программе.

В соответствии с п.п. 4.1. долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», организационные мероприятия на муниципальном уровне Городского округа предусматривают: признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном требованиями Программы; постановка на учет молодых семей для участия в Программе на территории органа местного самоуправления; непрерывный прием заявлений на участие в Программе в течение всего срока действия Программы.

Как следует из материалов дела, приём заявлений на участие в Программе ведётся либо лично специалистами Управления жилищных отношений администрации города Перми в администрациях районов г. Перми по месту регистрации членов молодой семьи по предварительной записи, либо руководителем Управления жилищных отношений администрации города Перми, либо посредством почтовой связи через канцелярию Управления жилищных отношений администрации города Перми, либо посредством работников ООО «Правовая поддержка».

Вместе с тем, преимущественно прием заявлений на участие в Программе ведется в ходе личного приема специалистами Управления жилищных отношений администрации города Перми по предварительной записи, в результате чего, предварительная запись к таким специалистам, как следует из заявления Прокурора г. Перми и не опровергнуто заинтересованными лицами (ст. 56 ГПК РФ), осуществляется для лиц, проживающих в Орджоникидзевском районе г. Перми на ДД.ММ.ГГГГ, в Индустриальном районе г. Перми – на ДД.ММ.ГГГГ, в Мотовилихинском районе г. Перми – на ДД.ММ.ГГГГ, в Дзержинском районе г. Перми – на ДД.ММ.ГГГГ, в Свердловском районе г. Перми – на ДД.ММ.ГГГГ. Бесспорных доказательств того обстоятельства, что на момент рассмотрения дела прием заявлений от лиц, желающих стать участниками долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы» и проживающих на территории Пермского городского округа, заинтересованными лицами не представлено и в судебном заседании не исследовалось (ст. 56 ГПК РФ).

С учетом изложенного, суд считает, что заинтересованным лицом Управлением жилищных отношений администрации города Перми ненадлежащим образом осуществляются организационные мероприятия на муниципальном уровне Городского округа по приему заявлений (обращений) граждан с просьбой включить их в состав долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», что является нарушением положений ст. 2, ч. 1 ст. 13 федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку ставит вопрос об обеспечении гражданам возможности представить заявление о принятии их в состав участников программы, в зависимость от нагрузки и распределения времени приема на будущие периоды времени специалистами Управления жилищных отношений администрации города Перми, а также привлеченными для этих целей работниками подрядных организаций. При названных обстоятельствах, деятельность Управления жилищных отношений администрации города Перми по организации приема заявлений граждан – членов молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильем в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Перми на 2011 – 2015 годы», нельзя признать соответствующей положениям действующего законодательства в сфере организации приема и рассмотрения обращений граждан РФ, а также отвечающей конституционным принципам признания и соблюдения прав человека и гражданина, в т.ч. права на жилище, непосредственного действия прав и свобод, их обеспеченности деятельностью органами государственной власти и местного самоуправления.

Суд считает, что заявление Прокурора г. Перми следует удовлетворить в части, признать незаконной деятельность Управления жилищных отношений администрации города Перми по организации приема заявлений граждан – членов молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильем в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Перми на 2011 – 2015 годы», обязав Управление жилищных отношений администрации города Перми устранить нарушение прав граждан, путем организации приема заявлений граждан членов молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильем в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Перми на 2011 – 2015 годы», в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В оставшейся части требований Прокурора города Перми следует отказать, поскольку вопросы организации приема обращений, в т.ч. установление времени и графика приема, относятся к компетенции органов местного самоуправления, вмешательство в которую, в силу требований действующего законодательства, не допускается.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявление Прокурора города Перми удовлетворить в части:

Признать незаконной деятельность Управления жилищных отношений администрации города Перми по организации приема заявлений граждан – членов молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильем в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Перми на 2011 – 2015 годы».

Обязать Управление жилищных отношений администрации города Перми устранить нарушение прав граждан, путем организации приема заявлений граждан членов молодых семей, желающих участвовать в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы, долгосрочной целевой программе «Обеспечение молодых семей жильем в Пермском крае на 2011 – 2015 годы», ведомственной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Перми на 2011 – 2015 годы», в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В оставшейся части заявления Прокурора города Перми, отказать.

Решение в течение месяца с момента его составления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: