ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2011-2015 от 31.03.2011 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Лесосибирский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Лесосибирский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бурдуковской Л.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-469 по заявлению прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим бюджетному кодексу РФ и недействующим полностью решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 27 января 2011 г. № 111 «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Лесосибирска на период 2011-2015 годов»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим бюджетному кодексу РФ и недействующим полностью решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 27 января 2011 г. № 111 «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Лесосибирска на период 2011-2015 годов».

Свои требования мотивирует тем, что при изучении программных мероприятий установлено, что реализация мероприятий предусматривается в период времени 2011-2015 годы за счет средств местного бюджета, бюджета Красноярского края, средств МУП «ЖКХ г. Лесосибирска», потребителей. Финансирование за счет средств краевого бюджета предусмотрено с разбивкой по годам с указанием конкретных сумм. При этом не учитывается, что по состоянию на 09 марта 2011 г. в бюджет края на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов изменения в части выделения бюджету г. Лесосибирска финансирования на реализацию программы комплексного развития систем коммунальной инфрастуктуры г. Лесосибирска на 2011-2015 годы не вносились, в рамках данного периода (2011-2015 годы) внесены быть не могут, так как краевой бюджет принят на текущий год - 2011 и плановый период 2012-2013 годы. На аналогичный период времени принят бюджет г. Лесосибирска. В связи с установлением в решении от 27 января 2011 г. № 111 объема финансирования за счет краевых средств в период 2011-2015 годы нарушается принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. Предусмотрев в решении объем финансирования за счет средств местного, краевого бюджета, городской Совет фактически принимает новые для местного и краевого бюджета расходные обязательства без наличия на то соответствующего закона, иного нормативного правового акта, что противоречит ст. 83 БК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В. на исковых требованиях настаивает, доводы искового заявления подтвердила.

Представитель Лесосибирского городского Совета депутатов по доверенности Петров А.С. с заявленными требованиями не согласен. Суду показал, что Решение городского Совета «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов» не противоречит нормам Бюджетного Кодекса РФ. Статья 179 БК РФ регламентирует принятие долгосрочных целевых программ, к которым программа комплексного развития, определяющая стратегию развития систем коммунальной инфраструктуры города, не относится. Нигде в оспариваемой программе не указано, что она является долгосрочной целевой программой. Программа комплексного развития в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» утверждена представительным органом, а не администрацией города, как требуется для долгосрочных целевых программ в соответствии с ч.1 ст. 179 БК РФ. Приложением № 9 к Решению городского Совета № 100 от 16.12.2010 «О бюджете города Лесосибирска на 2011год и плановый период 2012-2013 годов» утверждён перечень муниципальных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счёт средств местного бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012-2013 годов. Комплексной программы развития в перечне не имеется, как нет и бюджетных ассигнований на реализацию комплексной программы в составе ведомственной структуры расходов бюджета (приложения №№ 6,7 к Решению о бюджете города). Цели и задачи реализации программы, указанные в п.6 Паспорта программы, п.6 подраздела 2.2. «2.2. Основные понятия и принципы формирования, цели и задачи Программы» - это «Создание основы для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих поставку товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, утилизации твердых бытовых отходов.». В подразделе 2.2 указывается также, что «Программа является базовым документом для разработки инвестиционных и производственных Программ организаций коммунального комплекса города. Программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления перечень мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования «город Лесосибирск». Все суммы финансирования, указанные в программе для реализации её мероприятий,носят прогнозный, ориентировочный характер и не предусматривают увеличения расходных обязательств бюджета для реализации программы. Бюджетные ассигнования из местного бюджета на реализацию комплексной программы развития не выделялись и выделяться не будут, соответственно комплексная программа развития не подпадает под регулирование нормами Бюджетного Кодекса. Городской Совет принятием Программы не принял новые расходные обязательства для краевого бюджета, как указывает прокуратура в своём заявлении. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов принята в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства, методическими рекомендациями органов государственной власти Красноярского края. Наличие муниципальной Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является необходимым условием получения средств краевого бюджета по краевой Долгосрочной целевой программе «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов комму3нальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края на 2010-2012 года», утверждённой Постановлением Правительства края от 20.11.2009 № 596-п. Во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ 23 ноября 2010 года пункта 4 а «разработать и принять программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры» и решения Протокола заседания президиума Губернаторского Совета Красноярского края от 15.12.2010 № 17 п.5.1 министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края направило главам городов и районов рекомендации по формированию программ и макет программы.

В рекомендациях определено, что основной целью программы является разработка и реализация стратегических задач комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края. В макете программы указан рекомендуемый срок действия программы -5-6 лет, в паспорте программы должны указываться объём и источники финансирования, определено также, что комплексная программа развития является основой для разработки инвестиционных программ коммунального комплекса.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Полномочия органов местного самоуправления, а также должностных лиц органов местного самоуправления закреплены в Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставе г. Лесосибирска.

В соответствии с подпунктом 4.1 п. 1 ст. 17 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В силу требований ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно ст. 21 Устава г. Лесосибирска к компетенции городского Совета относится принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов о их исполнении.

В соответствии со ст. 25 Устава г. Лесосибирска городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении Главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городского Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, Уставом г. Лесосибирска. Решения городского Совета в течение 10 дней со дня их принятия подписывает Глава города.

Оспариваемым решением от 27 января 2011 г. № 111 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов.

Суд приходит к выводу, что решение от 27 января 2011 г. № 111 принято Лесосибирским городским Советом депутатов в пределах его компетенции и полномочий, подписано Главой г. Лесосибирска.

Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издано управомоченным должностным лицом органа местного самоуправления, опубликовано в установленном законом порядке, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Данное решение является действующим, что не спаривалось в судебном заседании сторонами.

В статье 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ закреплено понятие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а именно: программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования (далее - программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры).

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.

Распоряжением Правительства РФ от 02 февраля 2010 г. № 102-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» в целях обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

Указанная Концепция содержит обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом; характеристику и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода; возможные варианты решения проблем, оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы; сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом; цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы; объемы и источники финансирования Программы; предложения по участию федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за формирование и реализацию Программы; предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы; предложения по механизмам формирования и реализации мероприятий Программы.

Постановлением Правительства Красноярского края от 20 ноября 2009 г. № 596-п утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» на 2010 - 2012 годы.

Согласно п. 2.3.1 указанной целевой программы средства краевого бюджета на финансирование мероприятий программы выделяются на:

1) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию неотложных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края;

2) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) увеличение уставного фонда государственного предприятия Красноярского края "Центр развития коммунального комплекса" (далее - Государственное предприятие) и включение в план финансово-хозяйственной деятельности Государственного предприятия на очередной финансовый год мероприятий по строительству объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях края (далее - мероприятия по строительству объектов коммунальной инфраструктуры);

4) предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на разработку проектной документации и строительство полигонов твердых бытовых отходов.

Пунктом 2.3.4 краевой программы установлено, что объем средств краевого бюджета на реализацию мероприятий программы распределяется:

1) в 2010 году: 30% - на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию неотложных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края;70% - на мероприятия по строительству объектов коммунальной инфраструктуры;

2) в 2011 - 2012 годах: не менее 25% - на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию неотложных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края; не более 5% - на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; не более 4% - на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на разработку проектной документации и строительство полигонов твердых бытовых отходов;не более 66% - на мероприятия по строительству объектов коммунальной инфраструктуры.

В силу требований подпункта 2 пункта 2.3.5 краевой программы для участия в программе муниципальные образования края (городской округ, муниципальный район в отношении поселений, входящих в состав муниципального района) до 1 декабря текущего года (при подаче заявки на 2010 год - до 1 марта 2010 года) направляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства края заявку на очередной финансовый год и сведения, подтверждающие выполнение следующих условий: для софинансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры необходимо наличие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования края.

Таким образом, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов разработана и утверждена в целях реализации Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы», а также долгосрочной краевой целевой программы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» на 2010 - 2012 годы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ.

Согласно пункта 2.2. целью разработки Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов является обеспечение развития коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества и надежности производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации в городе. Основными задачами Программы являются, в том числе, определение необходимого объема финансовых средств для реализации Программы; создание основы для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих поставку товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, утилизации твердых бытовых отходов.

Указанной программой определен предполагаемый объем и источники финансирования, в число которых входят средства краевого и местного бюджетов, указаны исполнители программы и ожидаемые результаты ее реализации.

Суд соглашается с доводами представителя Лесосибирского городского Совета депутатов о том, что все суммы финансирования, указанные в программе, носят ориентировочный характер, на момент утверждения программы не предусматривалось увеличение расходных обязательств местного и краевого бюджетов.

Как следует из таблицы программы 7.8 -затраты на модернизацию системы водоотведения и очистки сточных вод, таблицы 9.1-затраты на модернизацию электроснабжения, таблицы 10.1- затраты на поддержание устойчивого развития коммунальных систем города, планируемые затраты по годам отражены единой суммой по различным источникам финансирования, без указаний конкретных сумм финансирования за счет краевого и местного бюджетов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 27 января 2011 г. № 111 «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Лесосибирска на период 2011-2015 годов» не порождает финансовых обязательств для местного и краевого бюджетов, в связи с чем не может противоречить нормам бюджетного законодательства, регламентирующим принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ), а также порядок осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом (ст. 83 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.» Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Программа комплексного развития в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» утверждена представительным органом, а не администрацией города, как требуется для долгосрочных целевых программ в соответствии с ч.1 ст. 179 БК РФ. Данная Программа не является долгосрочной целевой программой и не подпадает под действие ст. 179 Бюджетного кодекса РФ.

С учетом вышеприведенного суд считает исковые требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора г. Лесосибирска о признании противоречащим бюджетному кодексу РФ и недействующим полностью решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 27 января 2011 г. № 111 «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Лесосибирска на период 2011-2015 годов» отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения 05 апреля 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья Л.А. Бурдуковская.