Берёзовский районный суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Берёзовский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-356/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2012 года п.Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Иншакова О.А.,
при секретаре Облаевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-356/2012 по заявлению ФИО1 об обжаловании постановления администрации п.Березовка № 15 от 27 января 2012 года и решения жилищной комиссии администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края от 27 января 2012 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными постановления администрации п.Березовка № 15 от 27 января 2012 года и решения жилищной комиссии администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края от 27 января 2012 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы».
Свои требования заявительница мотивировала тем, что в декабре 2011 года она обратилась в Администрацию поселка Березовка Березовского района Красноярского края с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы.
06 февраля 2012 года ею получены Постановление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы и решение жилищной комиссии поселка Березовка № 2.3.
По условиям долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности в 2012- 2014 годах» ( п.3.1. программы) Участниками программы являются:
гражданин, являющийся членом молодой семьи, - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности,
постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства, либо признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства и не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в случае переезда в эту сельскую местность;
молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства, либо признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства и не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в случае переезда в эту сельскую местность.
К членам молодой семьи по условиям программы относятся совместно проживающие супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные.
Под данные требования заявительница полностью подходит, но в настоящее время ее супруг ФИО2 не проживает с ней и ее ребенком по причине нахождения в учреждении ГУФСИН ФКУ ИК №3 г.Иркутск. Семейные отношения они поддерживают, ежедневно созваниваются и регулярно используют положенные длительные свидания (1 раз в три месяца). Предоставить в администрацию п. Березовка паспорт своего супруга ФИО1 возможности не имеет, т. к. паспорт находится в личном деле по месту его нахождения. До осуждения ее супруга, он был зарегистрирован и проживал совместно, с ней и ребенком по адресу <...>. После его осуждения свекровь не продлила ей временную регистрацию, заставила выписать ребенка и выписала ее супруга на том основании, что он не является собственником квартиры (листок убытия находится в паспортном столе), а она — собственница и в любой момент ей может представиться возможность квартиру продать или обменять по её усмотрению. В настоящее время ФИО3 вместе с ребенком зарегистрирована по месту жительства по адресу Школьная, 15 у друзей, они предоставили ей с ребенком комнату для проживания, но находятся они там преимущественно вечерами, на выходных и каникулах. В будние дни стараются ночевать у свекрови, т. к. все их вещи, мебель и бытовая техника находятся там, от туда удобнее добираться до работы и детского сада.
На праве собственности ФИО3 имеет недвижимое имущество — комнату общей площадью 12.2 кв.м. в г. Красноярске, которая принадлежит ей на основании договора дарения от бабушки ФИО4. Поскольку другого жилья кроме подаренной ей комнаты бабушка не имеет, она является в ней зарегистрированной, продолжает в ней проживать, оплачивать коммунальные услуги. ФИО1 же вместе со своей семьей въехать в эту комнату и стеснить и так очень скромные условия проживания бабушки не может из-за моральных обязательств перед ней. Супруг ФИО3 и ребенок никакого имущества не имеют, что подтверждается выписками из ЕГРП и справками ФГУП «Ростехинвентаризация».
По условиям программы к членам молодой семьи гражданина Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), заключившего брак в установленном законом порядке или воспитывающего своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака, работающего или изъявивши желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, постоянно проживающего или изъявившего желание постоянно проживать в сельской местности относятся совместно проживающие супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные.
ФИО2 не может считаться в настоящее время совместно проживающим с ФИО1 и их ребенком, но она считает, что данный факт не лишает ее и ребенка быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы, т. к. в программе ничего не сказано о том, что семью нельзя поставить на учет в том случае если один её член временно не проживает с семьей по независящим от него обстоятельствам.
Считает, что на момент ее обращения, на основании предоставленных документов Администрация п. Березовка должна была поставить на учет ее и членов ее семьи. Формулировка программы «совместно проживающие супруг (супруга), дети» в настоящий момент могут не подходить к сложившейся ситуации, но вместе с тем ФИО1, ее ребенок и супруг не перестают оставаться семьей. Они проживали совместно до осуждения супруга, так и собираются проживать и совместно воспитывать ребенка после его освобождения.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Считает, что Решением жилищной комиссии № 2.3. от 27.01.2012 года, и соответственно вынесенными на основании Решения Постановлениями главы Администрации поселка Березовка №15, от 27.01.2012 года нарушаются ее жилищные права, гарантированные ей ст. 40 Конституции РФ и другими федеральными нормативно-правовыми актами РФ, позволяющими ей улучшить свои жилищные условия как молодому специалисту, желающему проживать и работать в сельской местности.
Восстановление нарушенных прав возможно произвести только в судебном порядке.
В судебном заседании заявительница ФИО1 заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края, действующая на основании доверенности № 636 от 16 мая 2011 года, в судебном заседании требования заявительницы не признала, пояснив, что ФИО3 не представлен паспорт ее супруга, а также имеются основания полагать, что ФИО1 и члены ее семьи не проживают совместно.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также дела, возникающие из публичных правоотношений, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
На основании части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 заключила брак с ФИО2 14.10.2005 года, о чем составлена актовая запись № 639, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии <...>.
От данного брака супруги ФИО2 и ФИО3 имеют ребенка ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем составлена актовая запись № 234, что подтверждается свидетельством о рождении.
Согласно материалов дела ФИО1 является собственницей одной комнаты общей площадью 12,20 кв.м в <...> ком. 1 на основании договора дарения квартиры от 27.11.2006 года, который зарегистрирован 11.12.2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 24 ЕЗ № 408360.
Из представленных выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений ФГУП «Ростехинвентаризации» ФИО1 иного имущества в собственности не имеет, за членами ее семьи супругом ФИО2 и сыном ФИО5 прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Согласно справки УК-272/3 г. Иркутска ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден Березовским районным судом Красноярского края 06.09.2009 года по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228-1, п. «г» ч.3 ст. 228-1, ст. 69 ч. 3 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы строгого режима, срок освобождения 07.10.2017 года.
Заявительница ФИО1 в 2009 году окончила Сибирский Федеральный университет, ей присуждена квалификация менеджер социально-культурной деятельности по специальности «социально-культурная деятельность», что подтверждается копией диплома представленной в материалы дела.
Согласно трудового договора с 17 марта 2008 года ФИО1 работает в МУ Березовского района «Комплексный центр социального обслуживания населения» в должности специалист по соц.работе.
В настоящее время ФИО1 зарегистрирована по ул. Школьная, 15 в п. Березовка, что подтверждается копией представленного паспорта гражданина РФ на ее имя серии <...>.
26 декабря 2011 года ФИО1 обратилась в администрацию п.Березовка с заявлением о признании ее и членов ее семьи мужа ФИО2, сына ФИО5 нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы.
Решением жилищной комиссии администрации п.Березовка № 2.3 от 27 января 2012 года и постановлением администрации п.Березовка № 15 от 27 января 2012 года, ФИО1 отказано в признании ее и членов ее семьи мужа ФИО2, сына ФИО5 нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы.
Вместе с тем, судом установлено, что супруг ФИО6, ФИО2 находится в местах лишения свободы, в связи с чем заявительница не имеет возможности представить паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства.
В соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 (ред. от 04.03.2010 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма на территории края» с заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете:
1) паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета;
2) документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы);
3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном законом края (для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона);
(пп. 3 в ред. Закона Красноярского края от 04.03.2010 N 10-4448)
3.1) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категорий граждан);
(пп. 3.1 введен Законом Красноярского края от 04.03.2010 N 10-4448)
4) выписка из домовой книги (финансового лицевого счета);
5) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;
(пп. 5 в ред. Закона Красноярского края от 06.03.2008 N 4-1351)
6) утратил силу. - Закон Красноярского края от 06.03.2008 N 4-1351;
7) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи:
а) наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены его семьи представляют договор социального найма, а в случае его отсутствия иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях социального найма (ордер, решение о предоставлении жилого помещения и др.);
б) гражданин, являющийся собственником жилого помещения, представляет свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной документ, подтверждающий регистрацию права собственности на жилое помещение.
Однако, в уголовно-исполнительном законодательстве помещение рассматривается как место принудительного содержания (пребывания) человека, отбывающего наказание, а не местом постоянного жительства. Порядок и правила пребывания которого ограничивает лицо в правах.
Кроме того, согласно Постановления Правительства Красноярского края от 13.10.2011 года № 586-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы» Участниками программы являются:
гражданин, являющийся членом молодой семьи, - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства либо признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства и не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в случае переезда в эту сельскую местность;
молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства либо признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту постоянного жительства и не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в случае переезда в эту сельскую местность.
К членам молодой семьи по условиям программы относятся совместно проживающие супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются … являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы…
В соответствии со статьей 5 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете.
Частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При таких обстоятельствах, ФИО1 и члены ее семьи должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы.
Доводы представителя администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края о том, что заявительница ФИО3 не представила паспорт супруга и наличие факта их не проживания совместно не могут послужить основаниями для отказа в постановке на учет.
Суд считает ошибочным вывод жилищной комиссии администрации п.Березовка от 27 января 2012 года № 2.3 об отказе в признании ФИО1 и членов ее семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Каких-либо препятствий для признания заявителя ФИО1 и членов ее семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, не имеется.
Таким образом, установленные судом факты свидетельствуют о необходимости в признании ФИО3 и ее семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», в связи с чем решение жилищной комиссии администрации п.Березовка № 2.3 от 27 января 2012 года и постановление администрации п.Березовка № 15 от 27 января 2012 года, которыми ФИО1 отказано в признании в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», не соответствуют требованиям действующего законодательства и не могут быть признаны законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными постановление администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края № 15 от 27 января 2012 года и решение жилищной комиссии администрации п.Березовка Березовского района Красноярского края от 27 января 2012 года об отказе ФИО3 и членам ее семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы.
Обязать Администрацию п.Березовка Березовского района Красноярского края в срок не позднее одного месяца после вступления решения в законную силу поставить ФИО1 и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Судья Березовского районного суда О.А. Иншаков