ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2022-005790 от 19.09.2022 Кизилюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Гр. дело № 2- 855 /2022

УИД050022- 01- 2022- 005790 - 61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кизилюрт 19 сентября 2022 года

Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Муталимовой К.Ш., при секретаре судебного заседания Абдулатиповой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизилюрте к СПОК «Народный», о признании противоправными действия юридического лица Сельскохозяйственного потребительского кооператива «Народный» (ОГРН 1140546000484, ИНН 0546023168), расположенного по адресу: <адрес> осуществляющего производство масла сливочного традиционного «Колос» в\с мдж 82,5 % с признаками фальсификации с нарушением технического регламента и санитарно – эпидемиологического законодательства» и понуждения к устранению нарушений

УСТАНОВИЛ:

Врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РД Арбуханова Р.А. обратилась в Кизилюртовский городской суд с исковым заявлением о признании противоправными действия юридического лица Сельскохозяйственного потребительского кооператива «Народный».

В обоснование исковых требованийистец указал, что при проведении плановой выездной проверки по Решению №248 от 28.04.2022г. в отношении: МКОУ «Тухчарская COШ» Новолакского района Республики Дагестан, по адресу: <адрес>, выявлено несоответствие отобранной пробы масла сливочного традиционного «Колос» в/с мдж 82,5%, дата изготовления продукции: 25.04.2022г. (изготовитель: СПоК «Народный», <адрес>) на основании результатов лабораторно-инструментальных исследований пробы (экспертное заключение ФБУЗ «ЦГиЭ в РД» от 23.05.2022г. № 10-13-2105-2022, протокола лабораторных исследований от 23.05.2022г. № 08749), по определяемым физико-химическим показателям: массовая доля жира составила 61,5±0,7%, при гигиеническом нормативе не менее 82,5%, что не соответствует требованиям п. 36 раздела 7 TP ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан на судебное заседание не явился, о причине уважительности причины неявки суду не сообщил.

Ответчик Таймазов Д.М. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования оставил на усмотрение суда.

Суд, в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекс РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что СПоК «Народный» осуществляет поставку масла сливочного традиционного «Колос» в/с мдж 82,5% в МКОУ «Тухчарская СОШ» Новолакского района Республики Дагестан не соответствующего требованиям п. 36 раздела 7 TP ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (массовая доля жира ниже допустимой нормы на 21 %).

В соответствии с нормой п. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.12.200г. № 184 «О техническом регулировании», а именно:

- при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

На основании нормы абзаца 2 п. 2, п. 3 ст. 38 Федерального закона от 27.12.200г. № 184 «О техническом регулировании», а именно:

программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции;

в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции, незамедлительно прекратить действие декларации о соответствии на продукцию.

Согласно нормам п. 1 ст. 40 Федерального закона от 27.12.200г. № 184 «О техническом регулировании», а именно: в случае невыполнения предписания, предусмотренного пунктом 2 статьи 39 настоящего Федерального закона, или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения РФ», а именно:

-индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения РФ», а именно:

пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

- юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

- не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.

- снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

В соответствии с требованиями ст.З Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а именно:

1.В обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.

2.Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации;

3.Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

4. Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, признаются некачественными и подлежат экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании п.115 раздела XVI TP ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", а именно:

- уполномоченные органы государств-членов обязаны предпринять все меры для ограничения и запрета выпуска в обращение на таможенную территорию Таможенного союза молока и молочной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, а также для их изъятия из обращения.

Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют, что при производстве юридическим лицом Сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Народный» (ОГРН 1140546000484, ИНН 0546023168), расположенного по адресу: <адрес> масла сливочного традиционного «Колос» в/с мдж 82,5% с признаками фальсификации, что является нарушением требований

Технического регламента и саниатрно - эпидемиологического законодательства.

По результатам контрольно - надзорных мероприятий в отношений изготовителя продукции: СПоК «<данные изъяты> дата присвоения ОГРН: 12.08.2014) было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 31.05.2022г. № 5-22, однако ответ в установленные сроки в предписании не был направлен, программа мероприятий по предотвращению причинения вреда не разработана и не направлена в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан.

В соответствии с нормами ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.

Согласно п.2.ч.1.ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости признать действия юридического лица Сельскохозяйственнго потребительского кооператива «Народный» (ОГРН 1140546000484, ИНН 0546023168), расположенного по адресу: <адрес> осуществляющим производство масла сливочного традиционного «Колос» в/с мдж 82,5% с признаки фальсификации с нарушением технического регламента и санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными и обязании Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Народный» (ОГРН 1140546000484, ИНН 0546023168), изъять из оборота: масло сливочное традиционное «Колос» в/с мдж 82,5%, дата изготовления продукции: 25.04.2022г., с фактическим содержание массовой доли жира 61,5±0,7%, при гигиеническом нормативе не менее 82,5%.

Провести исследования выпускаемого масла сливочного традиционного «Колос» в/с мдж 82,5% по содержанию массовой доли жира и о результатах сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республики Дагестан, по адресу: <адрес>

Не допускать изготовление фальсифицированного масла сливочного традиционного «Колос» ниже мдж 82,5%.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковыетребования Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан – удовлетворить.

Признать действия юридического лица Сельскохозяйственного потребительского кооператива «Народный» (ОГРН 1140546000484, ИНН 0546023168), расположенного по адресу: <адрес> осуществляющего производство масла сливочного традиционного «Колос» в\с мдж 82,5 % с признаками фальсификации с нарушением технического регламента и санитарно – эпидимиологического законодательства, противоправными.

Обязать Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Народный» (ОГРН 1140546000484 ИНН 0546023168) изъять из оборота:

масло сливочное традиционное «Колос» в/с мдж 82,5%, дата изготовления продукции: 25.04.2022г., с фактическим содержание массовой доли жира 61,5±0,7%, при гигиеническом нормативе не менее 82,5%.

Провести исследования выпускаемого масла сливочного традиционного «Колос» в/с мдж 82,5% по содержанию массовой доли жира и о результатах сообщить в Управление <адрес>

Не допускать изготовление фальсифицированного масла сливочного традиционного «Колос» ниже мдж 82,5%.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: