ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2046/13 от 18.06.2013 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

  Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 18 июня 2013 года дело № 2046/13

 Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:

 Председательствующего судьи Сахаповой Л.Н.

 При секретаре Максиной Е.В.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиганшиной А.Т.  к исполнительному комитету города Нижнекамска о признании отказа в получении квартиры по программе социальной ипотеки незаконным

 у с т а н о в и л:

 Истица Зиганшина А.Т. обратилась в суд с иском к ответчику о признании отказа в получении квартиры по программе социальной ипотеки незаконным.

 В обоснование иска указано, что ... года ею и членами ее семьи был подписан предварительный протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки № ... от ... года в отношении квартиры ..., расположенной по адресу: .... ... года ею в отдел жилищной политики исполнительного комитета г. Нижнекамска Нижнекамского муниципального района РТ были сданы все необходимые документы для прохождения перерегистрации по программе социальной ипотеки после выбора квартиры и получения предварительного протокола. ... года ответчиком в ее адрес направлен отказ в получении квартиры по программе социальной ипотеки. Данный отказ мотивирован тем, что с ... года по ... года у нее отсутствовала постоянная регистрация по месту жительства, а также на момент выбора квартиры (на ... года) не осуществляла трудовую деятельность в бюджетной организации. Отказ считает незаконным. В период с ... года по ... года она была временно зарегистрирована по адресу: ..., а с ... года по настоящее время – по адресу: .... Несмотря на вынужденное отсутствие постоянной регистрации по месту жительства, ее семья продолжала проживать в г. Нижнекамске, ее семья также, как и прежде нуждалась в улучшении жилищных условий. Уволившись из одной бюджетной организации, она в кратчайшие сроки, т.е. в ... года устроилась на работу в детский сад № ..., где и работает в настоящее время. Ее увольнение с прежнего места работы носило вынужденный характер, поскольку не могла водить ее в детский сад из-за дальности расстояния, а также в этот период времени она находилась в отпуске по уходу за ребенком. Считает, что вышеуказанные обстоятельства являются незначительными и не могли являться основанием для отказа в получении квартиры.

 В судебном заседании истица Зиганшина А.Т. на исковых требованиях настаивала по указанным в иске основаниям.

 В судебное заседание представитель ответчика не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном суду отзыве указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, т.к. с ... года по ... года у семьи Зиганшиных отсутствовала постоянная регистрация по месту жительства. ... года семья зарегистрировалась по месту своего жительства в .... На момент выбора квартиры – ... года Зиганшина А.Т. не осуществляла трудовую деятельность, так как ... года по своей инициативе уволилась из бюджетной организации, послужившей основанием постановки семьи на учет.

 Выслушав истицу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Возможность применения управомоченным лицом различных мер защиты нарушенных прав и законных интересов служит одной из гарантий осуществления субъективных гражданских прав. Право каждого лица защищаться всеми не запрещенными законом способами, право на судебную защиту гарантированы ст. 46 Конституции. Способы защиты гражданских прав в ряде случаев предопределены правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение. Субъект права может выбрать один из них или использовать одновременно несколько способов. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять лишь этот способ.

 Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

 Статья 67 ГПК РФ предусматривает, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

 В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Согласно статье 28 Правил, Государственный заказчик подпрограммы после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год в сроки, установленные государственным заказником подпрограммы по согласованию с государственным заказчиком – координатором федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утверждает в пределах средств, предусмотренных на реализацию программы, и с учетом определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил предварительных контрольных цифр распределение средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации доводит эти сведения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п.21 Правил формирование списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представление этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится органом местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (п.23 Правил). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и доводит до органов местного самоуправления выписку из списка молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в планируемом году (п.п.26,27 Правил).

 Согласно п. 1.10 Порядка предоставления жилья гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ № 366 от 02.08.2007 года, граждане, постановленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны после предварительного выбора квартиры и до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой, пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

 Судом установлено, что согласно заявлению руководителю исполнительного комитета города Нижнекамска РТ Зиганшина А.Т. с членами своей семьи (супругом и сыном) была поставлена на учет для улучшения своих жилищных условий по социальной ипотеке.

 ... года истцом и членами ее семьи был подписан предварительный протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки № ... от ... года в отношении ..., расположенной по адресу: ....

 ... года истицей в отдел жилищной политики исполнительного комитета г. Нижнекамска были сданы документы на перерегистрацию по социальной ипотеке, так как ее семя выбрала квартиру и получила предварительный договор.

 Письмом от ... года истице в получении квартиры по программе социальной ипотеке было отказано на основании того, что ... года по ... года у семьи Зиганшиных отсутствовала постоянная регистрация по месту жительства. ... года семья зарегистрировалась по месту своего жительства в .... На момент выбора квартиры – ... года Зиганшина А.Т. не осуществляла трудовую деятельность, так как ... года по своей инициативе уволилась из бюджетной организации, послужившей основанием постановки семьи на учет.

 Согласно выписке из домовой книги по адресу: ... истица с семьей была зарегистрирована по указанному адресу с ... года по ... года.

 Согласно свидетельств о регистрации по месту пребывания истица с семьей зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... с ... года по ... года.

 Согласно выписке из домовой книги по адресу: ... истица зарегистрирована ... года.

 Из представленного суду акта от ... года, составленного мастером по работе с населением, директором ФИО1, юрисконсультом ФИО2 истица с детьми по адресу: ... не проживает.

 Согласно свидетельств о регистрации по месту пребывания истица с семьей зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... ... по ....

 Согласно приказу истица осуществляет трудовую деятельность в бюджетной организации - ...» с ... года

 Несмотря на регистрацию в ..., семья Зиганшиных продолжала фактически проживать и работать в .... Как усматривается из пояснений истицы и представленных ею документов, регистрация семьи истицы в ... носила вынужденный характер. В настоящее время истица с семьей также проживает в ..., имеет регистрацию в ... по месту пребывания, она супругом продолжают работать в ....

 Отсутствие факта трудоустройства истицы в бюджетной организации на ... года суд считает малозначительным, поскольку, уволившись из бюджетной организации ... года, истица через непродолжительное время – ... года устроилась на работу в бюджетную организацию

 Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике трения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных щипальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (п. 1 Постановления). Определением Верховного Суда РФ от 02.07.2008 N 53-Г08-13 установлено, что молодые не могут быть ограничены законом субъекта в получении компенсаций (субсидий) на строительство или покупку жилья путем введения дополнительных критериев на участие в программе, по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения.

 По мнению суда, с учетом всех выявленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие, несоответствие жизненных обстоятельств истицы и ее семьи, необходимых для получения жилья по программе социальной ипотеки – по состоянию на ... года носят вынужденный характер и не должны являться основанием для отказа в получении жилья по программе социальной ипотеке, поскольку истица с семьей до настоящего времени не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий.

 При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования истицы подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 исковые требования удовлетворить.

 Признать отказ исполнительного комитета города Нижнекамска Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в получении семье Зиганшиной А.Т.  (с составом семьи Зиганшиной А.Т. , ФИО3, ФИО4, ФИО5) квартиры по программе социальной ипотеки незаконным.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Нижнекамский городской суд РТ.

 Судья Л.Н.Сахапова