ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 20Д от 06.11.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

УИД 22RS0-20 Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд .... края в составе

председательствующего ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... об устранении препятствий в пользовании жилым домом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... с иском об устранении препятствий в пользовании жилым домом и земельным участком.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: .... городок ..... В летний период 2020 года Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... (далее – Комитет) осуществлялся ремонт дороги по ...., проходящей вдоль принадлежащего истцу земельного участка. Работы выполнялись на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом и ООО «Алтайдорстрой», а также договора субподряда от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Алтайдорстрой» и ООО «Сибинвест». В ходе ремонта дороги около дома истца в результате накатки нескольких слоев дорожного покрытия увеличилась высота основной дороги, кроме того, вдоль края проезжей части выложен бордюр (бортовой камень), что сделало небезопасным съезд с автомобильной дороги к принадлежащему истцу земельному участку. В результате таких действий подъехать к дому истца стало невозможно как ему самому, так и специализированному транспорту (автомобилям пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, ассенизаторской машине). По объяснениям работников такая конструкция бордюра была выполнена в соответствии с проектом АО «Алтайкоммунпроект». Автомобильная дорога по .... является муниципальной дорогой, а съезды с неё - частью этой дороги, и должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения. В результате действий Комитета истец лишен возможности проезда с автомобильной дороги к своему дому и земельному участку. Также ограничен доступ пожарной техники к дому истца, что нарушает противопожарные нормы. Установка бордюра на съезде к земельному участку и жилому дому препятствует в случае чрезвычайного происшествия доступу машин спецслужб, увеличивает время для безопасной эвакуации и спасения людей. Согласно градостроительному плану принадлежащего истцу земельного участка, указано на наличие технического проезда к дому, в связи с чем при разработке проектной документации на строительство дороги наличие данного проезда должно было быть учтено. Какого-либо иного проезда к земельному участку истца не имеется. В силу ст. 304 ГК РФ собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были связаны с лишением владения.

На основании изложенного, истец просил возложить обязанность на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... устранить препятствия в пользовании жилым домом и участком по адресу: .... городок ...., восстановив безопасный съезд с автомобильной дороги к земельному участку путем обустройства разрыва бордюра.

В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске, просили устранить препятствия в пользовании земельным участком путем обустройства разрыва бордюра и организации съезда с автомобильной дороги в направлении дома истца из асфальтового покрытия протяженностью 10 метров.

Представитель ответчика в суде возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что земельный участок между автомобильной дорогой по .... и домовладением истца не является собственностью муниципального образования, а также элементом автомобильной дороги, в связи с чем организация подъездного пути от проезжей части к дому истца не входит в обязанности Комитета, и истец вправе за свой счет обустроить проезд к своему земельному участку из асфальтового покрытия.

Представитель третьего лица АО «Алтайкоммунпроект» в суде с исковыми требованиями не согласился, указывая, что АО «Алтайкоммунпроект» разрабатывало проектно-сметную документацию на ремонт дороги по .... на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, условиями которого не предусмотрена разработка проектно-сметной документации на обустройство съезда с автомобильной дороги к частным домовладениям. Проезд к участку по .... городок ...., обеспечен двумя техническими проездами с двух других сторон, примыкание которых к .... предусмотрено проектом. Кроме этого, подрядной организацией напротив участка истца выполнено понижение уровня бордюрного камня, проектная высота которого над уровнем асфальтового покрытия составляет 15 мм, что не создает препятствий к пользованию неузаконенным съездом к дому истца, проезду автомобилей экстренных служб. Тем самым права истца не нарушены.

Представитель третьего лица ООО «Сибинвест» в суде возражал против иска, пояснил, что ООО «Сибинвест» выполнялись работы по ремонту автомобильной дороги по .... от .... городок до .... в .... на основании договора субподряда, заключенного с ООО «Алтайдорстрой», в соответствии с проектно-сметной документацией, которой не предусмотрено устранение разницы в высотах основной дороги и дороги к участку истца. Истцом представлены фото, которые были сделаны до момента окончания работ. На момент рассмотрения дела прокатан верхний слой, высота составила 1,5-2 см. Кроме того, въезд на участок истца возможен не только с ...., но и с другой стороны.

Представитель третьего лица ООО «Алтайдорстрой» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: .... городок .....

Из обстоятельств дела следует, что данный участок расположен на пересечении .... и .... городок. К домовладению фактически организован проход и проезд как с ...., так и с .....

В летний период 2020 года произведен ремонт автомобильной дороги по .... городок, в результате которого, по мнению истца, затруднен проезд к его земельному участку.

Согласно ч. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В силу ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

В соответствии с п.2.4 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. ФИО6 52398-2005" (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 296-ст) доступ на автомобильную дорогу: возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера (п.3 ст. 20 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст. 17 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст. 13 Устава городского округа - .... края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 71) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 67 Устава городского округа - .... края Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере организации дорожного движения, исполнения полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, который, в том числе, осуществляет полномочия муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов благоустройства, городских лесов и озеленения.

Таким образом, Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... является органом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... и АО «Алтайкоммунпроект» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт дорог ...., в том числе дороги по .... от .... городок до .... техническому заданию исполнитель должен выполнить разработку проектно-сметной документации на ремонт дороги в соответствии с требованиями технических регламентов, и согласовать обустройство дороги и примыканий, организацию дорожного движения на перекрестках с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .....

Как следует из представленной проектной документации, к проезжей части примыкает тротуар, предназначенный для движения пешеходов, отделенный от земельного участка, находящегося за пределами автомобильной дороги, бордюрным камнем, высота которого над уровнем асфальтового покрытия не должна превышать 15мм в местах, расположенных напротив жилых домов. Тем самым предусмотрено понижение бордюрного камня в местах, используемых для проезда к частным домовладениям. Кроме того, проектом предусмотрен разрыв бордюрного камня в местах пересечения и примыкания автомобильных дорог, а также технологических проездов.

Как следует из пояснений представителя АО «Алтайкоммунпроект» в суде, при разработке проектной документации учитывался градостроительный план, на котором отражены все пересечения и примыкания автомобильных дорог, и технологические проезды. Поскольку съезд с проезжей части по .... к дому истца градостроительным планом не предусмотрен, разрыв бордюрного камня в данном месте не запланирован. Между тем, права собственников частных домовладений не нарушены, поскольку в местах расположения жилых домов проектом предусмотрено понижение бордюра до уровня 1,5 см, что не препятствует проезду. Кроме того, основной проезд к дому истца, имеющий твердое покрытие, организован со второй улицы.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... с подрядной организацией ООО «Алтайдорстрой» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в .... в соответствии со сметной документацией, техническим заданием и ведомостями объемов работ. Согласно графику, являющемуся приложением к муниципальному контракту, ремонт дороги по .... от .... городок до .... должен быть выполнен в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что в соответствии с вышеуказанным муниципальным контрактом на основании проектно-сметной документации, разработанной АО ПИ «Алтайкоммунпроект», подрядчиком с привлечением субподрядчика ООО «Сибинвест» выполнены работы по ремонту автомобильной дороги по ...., при этом напротив домовладения истца с .... произведено понижение бордюрного камня, ограждающего тротуар, до 15мм со стороны проезжей части.

Между тем, в результате ремонтных работ ввиду наката асфальтового покрытия увеличилась высота дорожного полотна по отношению к земельному участку, находящемуся за пределами автомобильной дороги (в месте съезда с дороги к дому истца). Согласно произведенным истцом замерам, высота дорожного покрытия над земельным участком составила 6,5 см, что подтверждается фотоснимками, выполненными при замерах с применением измерительной линейки.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в суде.

В обоснование исковых требований истец указывает, что из-за разницы в высоте автомобильной дороги и земельного участка, созданы препятствия для проезда как его личного, так и специализированного транспорта, в связи с чем полагает, что в месте съезда к его земельному участку должен быть оборудован разрыв бордюрного камня и укладка асфальтового покрытия подъездного пути к его дому.

Согласно ответу администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, право муниципальной собственности городского округа .... на земельный участок, расположенный между проезжей частью .... городок и границей земельного участка .... городок не зарегистрировано. Как следует из пояснений представителя Комитета в суде, собственность на указанный земельный участок не разграничена. Основной вход к домовладению истца расположен на .... городок ...., доступ к участку не ограничен. Дополнительный въезд к домовладению истца с .... имеется. Подрядной организацией в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в целях обеспечения доступа автотранспортных средств, в том числе откачивающей техники, были выполнены работы по понижению бордюрного камня тротуарной дорожки, подсыпка щебнем съезда к земельному участку заявителя.

Данные обстоятельства подтверждаются и представленными в суд фотоматериалами, из которых следует, что действительно напротив домовладения истца по .... произведено занижение бордюрного камня, ограничивающего тротуар, в результате которого со стороны проезжей части его высота не превышает 1,5 см, со стороны земельного участка, его высота составила 6,5 см.

Доказательств того, что в результате установления бордюрного камня (при его высоте 6,5 см на съезде с дороги) истцу ограничен доступ к его земельному участку, в том числе созданы препятствия для проезда, не представлено.

Также суд учитывает, что фактически основной проезд к дому истца, в том числе для специализированного транспорта, организован со второй улицы, что подтверждается исследованными в суде и приобщенными к материалам дела видеоматериалами, представленными АО «Алтайкоммунпроект».

В связи с изложенным, нарушений прав истца, как собственника земельного участка в .... городок ...., в ходе судебного разбирательства дела не установлено.

Кроме этого, правовых оснований для возложения обязанности на ответчика произвести работы по организации подъездного пути к дому истца, не имеется.

Земельный участок между автомобильной дорогой и границами домовладения истца не является муниципальной собственностью, не относится к элементам дороги. На данном земельном участке истцом самостоятельно организован подъездной путь к своему дому. При этом данный подъездной путь не является автомобильной дорогой по смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не образует пересечение или примыкание автомобильных дорог, не является съездом или подъездом к дороге (по смыслу названого закона).

Согласно ответу Комитета по строительству, архитектуре и развитию ...., ФИО1, проживающий по адресу: .... городок .... для уточнения местоположения выхода (выезда) с земельного участка в комитет не обращался.

Обязанности осуществлять ремонт и обустройство подъездного пути, соединяющего автомобильную дорогу по .... с домовладением истца, у Комитета не имеется.

Таким образом, поскольку самостоятельно организованный истцом подъездной путь от проезжей части по .... к его земельному участку не относится к автомобильной дороге, не является примыканием или пересечением автомобильных дорог, не предусмотрен градостроительным планом, не находится в муниципальной собственности, а также учитывая, что доступ к земельному участку обеспечен с другой улицы, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести разрыв бордюрного камня и обустроить асфальтовое покрытие подъездного пути к дому истца, не имеется. Данная обязанность ответчика не предусмотрена в силу норм действующего законодательства.

В связи с изложенным, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... об устранении препятствий в пользовании жилым домом путем организации безопасного съезда с автомобильной дороги, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

ФИО7

ФИО7

ФИО7

ФИО7