Дело № 21-100 Судья – Репина В.Л. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск | 11 апреля 2018 года |
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 08 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску * о назначении административного наказания от 22 декабря 2017 года должностное лицо – ведущий бухгалтер Акционерного общества «Арктикморнефтегазразведка» (далее АО «АМНГР») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
Данное постановление обжаловано ФИО1 в судебном порядке.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 08 февраля 2018 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, и дополнениях к ней ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить.
Ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку движение валютных средств по счету отсутствовало, остаток валютных денежных средств в сумме 391,19 долларов США был неизменным как на начало, так и на конец квартала, в связи с чем отчет может предоставляться без подтверждающих документов, которые налоговый орган вправе запросить в целях осуществления валютного контроля.
Приводит довод о том, что банковские выписки в соответствии с положениями пунктов 1.3, 1.5 Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И не являются подтверждающими документами, полагая, что только справка о подтверждающих документах отнесена к форме учета по валютным операциям, о чем также свидетельствует Указание Банка России от 10.12.2007 № 1950-У.
Находит, что в соответствии с пунктом 3.1 Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И должностное лицо не несет административной ответственности, если сумма обязательств не превышает в эквиваленте 1 тысячу долларов США, при этом справка о валютных операциях или справка о подтверждающих документах представляется только, если сумма обязательств по договору равна или не превышает в эквиваленте 1 тысячу долларов и если произошло зачисление или списание валютной выручки.
Отмечает, что в отношении организации и ее должностного лица составлен один протокол и вынесено одно постановление по составам двух правонарушений, а именно: нарушение Правил, выразившееся в нарушении обязанности по представлению подтверждающих банковских документов и нарушение установленного порядка предоставления отчета по счету *.
Полагает, что судьей не в полной мере дана оценка представленным доказательствам, характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершения правонарушения, которое не носило умышленного характера, обращает внимание на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Указывает, что Арбитражным судом Мурманской области признано незаконным и отменено постановление от 22.12.2017 *, которым АО «АМНГР» привлечено к административной ответственности за те же нарушения.
Считает ошибочной квалификацию административного правонарушения, поскольку отчет представлен в срок, а выписки с банка с нарушением 10-дневного срока, что составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В судебное заседание не явилась ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ФИО1 - Базылеву Т.А., поддержавшую жалобу, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску ФИО2, полагавшую жалобу, не подлежащей удовлетворению, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 утверждены Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В соответствии с пунктом 5 Правил подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов (пункт 10 Правил)
Как следует из материалов дела, 26.10.2017 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Мурманской области поступил отчет АО «АМНГР» о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2017 года, представленный по счету *, открытому во *** БАНКЕ, с приложением нотариально заверенных копий банковских документов и их переводов на русский язык.
При проверке указанного отчета установлено, что к отчету приложены надлежащим образом заверенные банковские документы по вышеуказанному счету в банке за пределами территории Российской Федерации только за период по 31.07.2017.
30.10.2017 налоговый орган направил в адрес АО «АМНГР» уведомление * о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов, которое было получено Обществом 07.11.2017.
10.11.2017 Общество представило в налоговый орган нотариально заверенные копии банковских выписок по счету * за периоды по 31.08.2017 и по 30.09.2017 с переводом на русский язык.
Исполнителем по представленным в налоговый орган документам значится ведущий бухгалтер ФИО1, согласно должностной инструкции являющаяся лицом, ответственным за составление и предоставление отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка представления отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2017 года, выразившееся в непредставлении к отчету от 26.10.2017 подтверждающих банковских документов за период с 01.08.2017 по 30.09.2017, послужили основанием для составления в отношении должностного лица – ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к административной ответственности, установленной данной нормой.
Проверяя законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания, судья правильно установил все фактические обстоятельства дела, верно, применил нормы материального и процессуального права, и пришел к обоснованному выводу о виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения ФИО1 валютного законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: копией отчета о движении средств юридического лица-резидента по счету в банке за пределами РФ, копиями выписок банка с переводом, должностной инструкцией ведущего бухгалтера общей группы бухгалтерии АО «АМНГР», протоколом об административном правонарушении от 06.12.2017 и иными материалами дела.
Вопрос о вине ФИО1 обсуждался применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
ФИО1 являясь ведущим бухгалтером, обязана своевременно и в полном объеме формировать и предоставлять в налоговую инспекцию отчет о движении денежных средств по счетам в банках за пределами РФ (пункт 4.14 должностной инструкции).
Исходя из совокупности возложенных на ФИО1 обязанностей она является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями, в связи с чем правомерно признана субъектом инкриминированного административного правонарушения.
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 31.05.2016 N 18-АД16-149.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в том числе в несоблюдении порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.
Поскольку ФИО1 допущено нарушение пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, устанавливающих порядок предоставления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, ее действие (бездействие) правомерно квалифицировано по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обязанность представить подтверждающие банковские документы за период с первого числа по последнее число отчетного квартала вместе с отчетом о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации предусмотрена пунктом 5 Правил.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что к отчету, представленному Обществом в налоговый орган 26.10.2017, в качестве подтверждающего документа была приложена выписка со счета в иностранном банке по состоянию на 31.07.2017. Подтверждающие документы за период с 01.08.2017 по 30.09.2017 Обществом представлены не были, что не соответствует требованиям пункта 5 Правил.
Несоблюдения установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям ФИО1 не вменялось, ссылки на положения Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", недействовавшей на момент совершения правонарушения, несостоятельны.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Признаков малозначительности совершенное ФИО1 правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований валютного законодательства Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением валютного законодательства.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено полномочным органом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции части 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей не допущено.
Обстоятельства, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого постановления до рассмотрения дела в порядке надзора, удовлетворению не подлежит, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность приостановления производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску * о назначении административного наказания от 22 декабря 2017 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 08 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица