Судья: Тимагин Е.А. д. № 21-1000/2020 Р Е Ш Е Н И Е г. Самара 18 июня 2020 года Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «НафтаТранс» ФИО1 на решение Волжского районного суда Самарской области от 04 февраля 2020 года, которым постановление заместителя начальника ОГИБДД О МВД России по Волжскому району Самарской области от 06 декабря 2019 г. №18810063130004726037, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ в отношении ООО «Нафта Транс» оставлено без изменения, установил Постановлением №18810063130004726037 от 06 декабря 2019 г., вынесенным заместителем начальника отдела ОГИБДД О МВД России по Волжскому району Самарской области, юридическое лицо – ООО «НафтаТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Не согласившись с постановлением должностного лица, директор ООО «Нафта Транс» ФИО1 обратился в Волжский районный суд Самарской области с жалобой. Судьей Волжского районного суда Самарской области 04 февраля 2020 года вынесено указанное выше решение. В настоящей жалобе, поступивший на рассмотрение в Самарский областной суд, директор ООО «НафтаТранс» ФИО1, ставит вопрос об отмене состоявшегося решения районного суда с прекращением производства по делу. Проверив материалы дела, выслушав защитника ООО «Нафта Транс» Воропаева С.(по доверенности), прихожу к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ, далее также - Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) и данными Правилами. Согласно п. 9.2.2.8.2 ДОПОГ «Устройство, управляющее выключателем, должно быть расположено в кабине водителя. Оно должно быть защищено от случайного воздействия. Такая защита обеспечивается кожухом, необходимостью двойного нажатия или другими средствами. Могут быть установлены дополнительные управляющие устройства при условие, что они имеют четкую маркировку и защищены от случайного воздействия. Если управляющее устройство имеет электрический привод, то цепи управляющего устройства должны соответствовать требованиям подраздела 9.2.2.9». Согласно п. 8.1.4.3 ДОПОГ огнетушащий состав должен быть пригоден для использования на транспортном средстве и должен соответствовать требованиям стандарта ЕN 3 «Переносные огнетушители», части 1-6 (EN 3-1:1996, EN 3-2:1996, EN 3-3:1994, EN 3-4:1996,EN 3-5:1996, EN 3-6:1995). Согласно Правилам ЕЭК ООН № 89 Единообразные предписания о транспортных средствах в отношении ограничения их максимальной скорости и установки устройств ограничения скорости, транспортное средство должно быть оборудовано табличкой, которая должна устанавливаться в кабине водителя на видном и легкодоступном месте и на которой четко и надежным образом проставляются: отметка «ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ УСТАНОВЛЕН» (или другая отметка подобного содержания); установленная скорость в километрах в час (и милях в час при необходимости), которую используют для калибровки на данном транспортном средстве (пункты 4.9.1, 4.9.4). Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Как усматривается из материалов дела, 16 ноября 2019 г. в 05 часов 55 минут по адресу Самарская область, Волжский район, юридическое лицо ООО «НафтаТранс» осуществляло перевозку опасного груза (нефть) массой 26,637 кб.м на транспортном средстве КамАЗ 5490, государственный регистрационный знак №, в составе полуприцепа-цистерны SF3B28, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя К.В.С. по путевому листу 56/НТ № б/н от 15.11.2019 г., конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, а именно: устройство, управляющее выключателем, расположенным в кабине водителя, неисправно, огнетушитель не пригоден для использования и не удовлетворяет, соответствующим требований стандарта EN 3 «Переносные огнетушители», в кабине водителя на видном и легкодоступном месте не установлена табличка «Ограничитель скорости установлен» и отсутствуют обозначения установленной скорости в км/ч, что является нарушением п.23.5 ПДД РФ, п. 9.2.2.8.2, п. 8.1.4.3 ДОПОГ, п.4.9.1, п.4.9.4 ЕЭК ООН №89, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ. Суд первой инстанции с выводами должностного лица и принятым им решением согласился. Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Поскольку в силу части 2 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, обязаны известить лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела. Согласно статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Как усматривается из материалов дела определение о вызове от 18 ноября 2019 года о вызове для составления протокола на 26 декабря 2019 года, согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru (44301534016982), указанное определение вручено адресату 28 ноября 2019 года. При этом директор ООО «Нафтатаранс» ФИО1 для дачи пояснений и составления протокола был вызван на 26 ноября 2019 года. Извещение, поступившее в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, после составления протокола надлежащим признать нельзя. Следует также отметить, что на момент составления протокола 26 ноября 2019 года сведений об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, у должностного лица не имелось, поскольку согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44301534016982, имеющемуся в материалах настоящего дела, в 13 часов 59 минут 23 ноября 2019 года письмо прибыло в место вручения, а в 10 часов 41 минуту 28 ноября 2019 года состоялось его вручение. Из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку указанный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Сведений о том, что должностным лицом предпринимались попытки выяснить причины неявки, привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и извещении ООО «Нафтатаранс» иными способами в материалах дела не имеется. С учетом данных обстоятельств, административным органом была нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности, в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о заблаговременном извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Таким образом, из материалов дела следует, что директор ООО «Нафтатаранс» ФИО1 о составлении протокола об административном правонарушении 26 ноября 2019 года в нарушение положений ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащим образом не извещен. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ООО «Нафтатаранс», не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлось основанием для возвращения со стадии подготовки дела к рассмотрению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, что судьей сделано не было. В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно. Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов. При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, решил Решение Волжского районного суда Самарской области от 04 февраля 2020 года, которым постановление заместителя начальника ОГИБДД О МВД России по Волжскому району Самарской области от 06 декабря 2019 г. №18810063130004726037, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ в отношении ООО «Нафта Транс» оставлено без изменения, жалоба директора ООО «НафтаТранс» ФИО1 без удовлетворения- отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Жалобу директора ООО «НафтаТранс» ФИО1– удовлетворить. Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова . |