ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1001/2015 от 26.10.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 7-1607/2015 (21-1001/2015)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Симонова Т.В., рассмотрев 26 октября 2015 года жалобу ФИО1 на решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 05 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,

У С Т А Н О В И Л:

02 сентября 2015 года государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю М. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3500 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в Большесосновский районный суд Пермского края с жалобой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права при привлечении его к административной ответственности.

Решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 05 октября 2015 года постановление должностного лица было отменено, дело направлено на новое рассмотрение со стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

В жалобе, поданной в краевой суд, ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда в части возвращения дела на новое рассмотрение, полагает, что производство по делу должно быть прекращено за отсутствием события административного правонарушения.

В судебное заседание в краевом суде ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья краевого суда находит решение судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение, в том числе об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении 02.09.2015 года в отношении ФИО1 государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю М. был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, а также постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Отменяя постановление должностного лица и направляя материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, судья районного суда исходил из допущенных должностным лицом при рассмотрении дела нарушений процессуальных норм, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а именно судья исходил из анализа статей 28.8, 29.1, 29.4, 29.9 КоАП РФ, согласно которым составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления одним должностным лицом недопустимо.

Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа только при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

В Обзоре судебной практики за I квартал 2007 г. Верховный Суд РФ указал следующее: по общему правилу согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Указанной нормой установлены максимальные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дела об административных правонарушениях в иные сроки, помимо случаев, указанных выше. Таким образом, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката.

С учетом изложенной правовой позиции, вывод судьи районного суда о нарушении должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении норм процессуального права только в части невозможности составления в один день одним должностным лицом протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении без исследования иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что при принятии данных процессуальных документов были нарушены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а допущенное административным органом нарушение - составление протокола и рассмотрение дела в один день является существенным нарушением процессуальных норм, не основан на положениях КоАП РФ, является преждевременным.

Таким образом, судьей в нарушение статьи 26.11 КоАП РФ не были исследованы и оценены все обстоятельства дела, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет рассматривать принятое решение как законное и обоснованное.

Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности на дату рассмотрения жалобы в краевом суде не истек, дело об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит возвращению на новое рассмотрение судье районного суда.

При новом рассмотрении судье районного суда следует учесть вышеизложенное и установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать и оценить все имеющиеся доказательства в их совокупности, и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Так как судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущие отмену состоявшегося по делу решения и возвращение дела на новое рассмотрение, доводы жалобы относительно отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.21.1 КоАП РФ, проверке и оценке в настоящее время не подлежат.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 05 октября 2015 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступило в законную силу.

Судья Симонова Т.В.