ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-100/19 от 13.02.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

г. Уфа 13 февраля 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,

с участием: лица, привлекаемого к административной ответственности Викторова А.Д., его защитника Сайко Е.В.,

помощника Башкирского межрайонного природоохранного прокурора ФИО9

главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО8.,

рассмотрев жалобу Викторова А.Д. на решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2018 года, которым:

постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО10. № 727 ЖИ от 09 ноября 2018 года о привлечении должностного лица – начальника отдела охраны труда и экологии общества с ограниченной ответственностью «СТС-Автодор» Викторова ФИО11 к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Викторова А.Д. – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Минэкология РБ) ФИО12. № 727 ЖИ от 09 ноября 2018 года должностное лицо – начальник отдела охраны труда и экологии общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «СТС-Автодор» Викторов А.Д. привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 83 – 85).

Судьей Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 18 декабря 2018 года вынесено вышеприведенное решение (л.д. 210 – 215).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Викторов А.Д. просит отменить постановление должностного лица от 09 ноября 2018 года и решение судьи от 18 декабря 2018 года в связи с незаконностью и необоснованностью (л.д. 217 – 222).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа в том числе на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 14 указанного закона предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую, среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения ОАО «СТС-Автодор» законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что по информации администрации городского округа г. Уфа, Общество выступает генеральным подрядчиком ремонта дорог в г. Уфе по контрактам от 24 апреля 2018 года № 0301300247618000146-303085 (Уфимское шоссе от ул. Российская до ул. Трамвайная), № 0301300247618000140-303085 (Индустриальное шоссе от ул. Цветочная до ул. Сельская Богородская), от 25 апреля 2018 года № 0301300247618000174-303085 (ул. Российская от Уфимского шоссе до ул. Трамвайная), № 0301300247618000175-303085 (ул. Революционная от проспекта Салавата Юлаева до ул. Айская), № 0301300247618000180-303085 (ул. Степана Кувыкина от ул. С. Перовской до ул. Менделеева), в рамках выполнения которых предприятием для доставки материалов и проведения ремонтных работ использовались большегрузные машины, катки дорожные самоходные, укладчик асфальтобетона, фреза дорожная и другая спецтехника. При этом при укладке асфальтобетонной смеси, эмульсии битумно-дорожной в атмосферный воздух происходит выброс предельных углеводородов С12-С19. При выгрузке и укладке песчано-гравийной смеси происходит выброс в атмосферный воздух пыли неограниченной 70/20% SiO2. Таким образом установлено, что при проведении ОАО «СТС-Автодор» ремонтных работ происходит выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Установленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Башкирским природоохранным межрайонным прокурором дела об административном правонарушении в отношении ОАО «СТС-Автодор».

Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО13. № 727 ЖИ от 09 ноября 2018 года должностное лицо – начальник отдела охраны труда и экологии ООО «СТС-Автодор» Викторов А.Д. привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и вина Викторова А.Д. подтверждается материалами дела, а именно:

- постановлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 сентября 2018 года (л.д. 112 – 115);

- решением о проведении проверки от 20 августа 2018 года (л.д. 116);

- актом проверки от 12 сентября 2018 года (л.д. 117);

- копией муниципального контракта, заключенного между администрацией городского округа г. Уфа и ОАО «СТС-Автодор» (л.д. 87 – 91);

- должностной инструкцией начальника отдела охраны труда и экологии ОАО «СТС-Автодор» (л.д. 92 – 93) и иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, совершенное должностным лицом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу, что при ремонте дорог Обществом производятся работы, связанные с неизбежными выбросами вредных веществ в атмосферу, в связи с чем, ОАО «СТС-Автодор» должно было получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Поскольку разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на момент выявления административного правонарушения отсутствовало, должностным лицом и судьей обоснованно указано, что соответствующие выбросы загрязняющих веществ осуществлялись Обществом неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из должностной инструкции, на начальника отдела охраны труда и экологии ОАО «СТС-Автодор» возложено осуществление контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства на территории.

Согласно приказу от 01 октября 2013 года, на вышеуказанную должность принят Викторов А.Д., который в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей допустил нарушение ОАО «СТС-Автодор» ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ, выразившееся в осуществлении выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Доказательств того, что Викторовым А.Д. своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований норм действующего законодательства, суду не представлено. Доказательств отсутствия у должностного лица возможности соблюдения требований законодательства в материалах дела также не имеется.

При этом доводы жалобы о том, что получение соответствующего разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух является длительной процедурой, осуществить которое невозможно вследствие того, что Общество заранее до начала выполнения работ не владеет информацией о том, какая работа и в каком объеме будет выполняться, не могут быть приняты во внимание, поскольку выполнение положения контракта о необходимости немедленно приступить с определенной даты к ремонтным работам не освобождает от ответственности выполнения подрядчиком положения контракта о том, что именно на подрядчика возлагается обязанность соблюдения законодательства об охране окружающей среды на месте проведения работ. Кроме того, начало ремонтных работ в апреле 2018 года не мешало Обществу начинать выполнение определенных мероприятий по устранению нарушения и согласования проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до начала проверки в августе 2018 года.

Также являются несостоятельным довод жалобы о том, участок дороги, где ведутся ремонтные работы не является стационарным источником загрязнения окружающей среды.

На основании ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Согласно п. 2 ч. 1.1 раздела 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

К неорганизованным источникам относятся открытое хранение сырья и материалов, отвалы горных пород, погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты и перемещения сыпучих материалов, открытые поверхности испарения и др.

В ходе проведенной проверки установлено, что на каждом этапе ремонта дорог производятся работы, связанные с неизбежными выбросами вредных веществ в атмосферу. При укладке асфальтобетонной смеси на дорожное полотно в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества, а именно: углеводороды предельные С 12-С 19 (IV класс опасности), при выгрузке и укладке песчано-гравийной смеси и щебня и грунтов в атмосферный воздух выделяются взвешенные вещества (III класс опасности), пыль неорганическая, с содержанием 70-20% двуокиси кремния (III класс опасности). Старое дорожное покрытие удаляется при помощи дорожной фрезы, в результате работы фрезы в атмосферный воздух выбрасывается пыль неорганическая и взвешенные вещества (III класс опасности). Ремонт дорожных покрытий осуществляется спецтехникой, в результате чего в атмосферный воздух выделяются азота диоксид (III класс опасности), азота оксид (III класс опасности), сажа (III класс опасности), серы диоксид (III класс опасности), углерода оксид (IV Класс опасности).

Таким образом на момент проверки неорганизованные стационарные источники выбросов эксплуатировались, а следовательно, осуществлялся выброс различных веществ в атмосферный воздух.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены судьей на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых постановления надзорного органа и судебного акта не имеется.

Административное наказание назначено Викторову А.Д. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Викторова А.Д. допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника отдела охраны труда и экологии ООО «СТС-Автодор» Викторова ФИО14 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М.Рахматуллина

Справка: Фархутдинова Ф.Ф.

Дело № 33А-21-100/2019