ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-100/2016 от 09.02.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Шестова Т.В. Дело № 7-21-100

Р Е Ш Е Н И Е

9 февраля 2016 года г. Владивосток

Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу Религиозной организации - ... на решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 4 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Советского района г. Владивостока по пожарному надзору ФИО1 от 21 июля 2015 года № 317 юридическое лицо - Религиозная организация ... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Владивостока от 4 декабря 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, Религиозная организация - ... просит решение судьи отменить и изменить постановление должностного лица государственного пожарного надзора в части назначенного наказания.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Религиозной организации - ... ФИО2, представителя ГУ МЧС России по Приморскому краю ФИО3, заключение прокурора Бобылевой О.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 2 июня 2015 года в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Владивостока и отделом надзорной деятельности Советского района г. Владивостока ГУ МЧС России по Приморскому краю совместной проверки противопожарного состояния помещений, занимаемых Религиозной организацией - ... по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

2 июня 2015 года по результатам проведенной проверки и.о. прокурора Советского района г. Владивостока вынесено постановление о возбуждении в отношении Религиозной организации - ... дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в котором в качестве события административного правонарушения указано на следующие нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее – Правила): 1) отсутствует инструкция по мерам пожарной безопасности (пункт 2 Правил); 2) на дверях склада и электрощитовой не указана категория помещения по взрывопожароопасности, класс зоны по ПУЭ (пункт 20 Правил); 3) не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы (пункт 24 Правил); 4) огнетушители не пронумерованы, отсутствует журнал учета огнетушителей (пункты 475, 478 Правил); 5) часть электросветильников эксплуатируется без защитных колпаков (плафонов), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 42-в Правил); 6) помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно установленным нормам (пункты 70, 478 Правил); кроме того склад в цоколе не отделен от остальных помещений противопожарной преградой (дверью), что является нарушением пунктов 5.12. 5.14, 7.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97.

Факт совершения Религиозной организацией - ... административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 2 июня 2015 года, рапортом помощника прокурора Советского района г. Владивостока Бокиевец С.С., актом проверки от 2 июня 2015 года, сообщением начальника ОНД Советского района г. Владивостока ФИО1, договором безвозмездного пользования религиозной организацией помещением, расположенным в <адрес>, от 30 июня 2015 года, оцененными судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Имеющиеся доказательства обоснованно признаны судом допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

Между тем судьей районного суда при рассмотрении жалобы не учтено, что постановлением о назначении административного наказания от 21 июля 2015 года № 317 Религиозной организации - ... помимо нарушений, перечисленных в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, вменены также другие нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что работники организации допускаются к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности и без проведения противопожарного инструктажа (пункт 3 Правил); места размещения огнетушителей, извещателей пожарных ручных (ИПР) не обозначены знаками пожарной безопасности, на путях эвакуации недостаточное количество знаков-указателей направления движения при эвакуации (пункты 33, 43 Правил; нормы пожарной безопасности НПБ 160-97); электрощитовая не отделена от остальных помещений противопожарными преградами, выполнена в объеме лестничной клетки (пункты 5.12, 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97).

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).

Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Поскольку протокол об административном правонарушении или постановление прокурора являются процессуальным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и именно в протоколе (постановлении) определяются все обстоятельства совершенного лицом противоправного действия (бездействия), увеличение объема нарушений помимо тех, что были указаны в протоколе (постановлении), при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания является недопустимым, поскольку это противоречит требованиям части 1 статьи 1.6, статьям 24.1 и 26.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 21 июля 2015 года и решение судьи районного суда от 4 декабря 2015 года подлежат изменению путем исключения из постановления указания на нарушения Религиозной организацией - ... требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что работники организации допускаются к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности и без проведения противопожарного инструктажа (пункт 3 Правил); места размещения огнетушителей, извещателей пожарных ручных (ИПР) не обозначены знаками пожарной безопасности, на путях эвакуации недостаточное количество знаков-указателей направления движения при эвакуации (пункты 33, 43 Правил; нормы пожарной безопасности НПБ 160-97); электрощитовая не отделена от остальных помещений противопожарными преградами, выполнена в объеме лестничной клетки (пункты 5.12, 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97).

Оснований для изменения решения судьи районного суда в остальной части не имеется, поскольку допущенные Религиозной организацией - Пресвитерианская Духовная семинария г. Владивостока нарушения требований пожарной безопасности образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Религиозной организации - ... к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Религиозной организации - ... в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного религиозной организации административного наказания, в том числе предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется. Доказательства затруднительного финансового положения религиозной организации на момент выявления административного правонарушения и рассмотрения дела заявителем не представлены. Бухгалтерская отчетность Религиозной организации - ... за 2014 год таким доказательством не является.
Таким образом, доводы жалобы не содержат правовых оснований для изменения назначенного Религиозной организации - Пресвитерианская Духовная семинария г. Владивостока административного наказания.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора Советского района г. Владивостока по пожарному надзору от 21 июля 2015 года № 317 и решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 4 декабря 2015 года, вынесенные в отношении Религиозной организации - ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Исключить из постановления указание на нарушения Религиозной организацией - ... требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что работники организации допускаются к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности и без проведения противопожарного инструктажа (пункт 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации); места размещения огнетушителей, извещателей пожарных ручных (ИПР) не обозначены знаками пожарной безопасности, на путях эвакуации недостаточное количество знаков-указателей направления движения при эвакуации (пункты 33, 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; нормы пожарной безопасности НПБ 160-97); электрощитовая не отделена от остальных помещений противопожарными преградами, выполнена в объеме лестничной клетки (пункты 5.12, 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97).

В остальной части решение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 4 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья И.К. Зиганшин