Судья Ужицына А.Р. № 21-1010/2023 РЕШЕНИЕ г. Самара 13 декабря 2023 года Судья Самарского областного суда Гулевич М.И., с участием: защитника Блиновой А.А., действующей на основании доверенности, в интересах муниципального предприятия по эксплуатации содержанию общежитий г.о. Самары, представителя ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности Фоваризова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу (с дополнениями) на решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 02.10.2023, которым оставлено без изменения, постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области № от 27.04.2023 о признании МП ЭСО г.о. Самары виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: 27.04.2023 постановлением № заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области, юридическое лицо МП ЭСО г.о. Самары признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. 02.10.2023 судьей Кировского районного суда г. Самары постановлено вышеуказанное решение. В жалобах, поступивших на рассмотрение в Самарский областной суд, директор МП ЭСО просит отменить постановление должностного лица и решение суда, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании защитник Блинова А.А., действующая на основании доверенности, в интересах МП ЭСО г.о. Самары, доводы жалобы и дополнений к жалобе поддержала. В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности Фоваризов М.Н., возражал против доводов жалоб. Исследовав представленные материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ). Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствие с пунктом 27 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты. Как следует из материалов дела, с 27.03.2023 по 07.04.2023 проводилось контрольное (надзорное) мероприятие включенное в план проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении МП ЭСО г.о. Самары по адресу: г.Самара, ул. Кабельная, д. 45А в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: 1. Объект защиты не оборудован автоматической пожарной сигнализацией. Нарушение: статьи 4, части 1 и части 3 статьи 6, статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; таблица № 3 свода правил «СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539; Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021г. N 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» п.3 приложения 2; 2. Объект защиты не оборудован системой оповещения управления эвакуацией при пожаре. Нарушение: статьи 4, части 1 и части 3 статьи 6, статьи 54 ФЗ № 123, раздел 7, таблица № 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173, Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021г. N 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» п.8 приложения 5; 3. Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Нарушение: части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; 4. На объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов, примененных для отделки пола (линолеум). Нарушение: ППР в РФ, пункт 25; статья 78, часть 6 статьи 134, таблица № 28 ФЗ № 123; 5. На объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая показатель пожарной опасности материалов, примененных для отделки стен в общих коридорах этажа (краска). Нарушение: пункта 25 ППР в РФ, статьи 78, части 6, статьи 134, таблица № 28 ФЗ № 123; 6. Отсутствует техническая документация, подтверждающая испытание наружных пожарных лестниц. Нарушение: подпункта «б» пункта 17 ППР в РФ. 7. Отсутствуют указатели направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Нарушение: пункта 48 ППР в РФ. 8. Пожарные шкафы в правом крыле выполнены из горючих материалов. Нарушение: пункта 4 статьи 16 ФЗ № 184, части 1 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 и части 3 статьи 6, части 3 статьи 107 ФЗ № 123; 9. Пожарные шкафы в левом крыле выполнены из горючих материалов. Нарушение: пункта 4 статьи 16 ФЗ № 184, части 1 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 и части 3 статьи 6, части 3 статьи 107 ФЗ № 123; 10. Допускается эксплуатация светильников со снятыми плафонами. Нарушение: подпункта «в», пункта 35 ППР в РФ. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 93/1 от 31.03.2023, согласно договору № 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01.05.2008 и дополнительного соглашения № к договору, возложена на МП ЭСО г.о. Самары. В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении МП ЭСО г.о. Самары госинспектором г.о. Самара по пожарному надзору – инспектор ОНД ПР по г. Самара 31.03.2023 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 27.04.2023 вынесено постановление № о назначении административного наказания МП ЭСО г.о. Самары в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: - копией договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда № от 01.05.2008, с дополнительным соглашением № (л.д. 33-35); - протоколом № 82 об административном правонарушении от 31.03.2023 (л.д. 82,83) - решением о проведении плановой выездной проверки от 02.03.2023 (л.д.88-89); - предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от 31.03.2023 (л.д. 90-91), а также другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопреки доводам жалобы, устранение нарушения указанного в п. 6 постановления от 27.04.2023, а именно отсутствие технической документации, подтверждающей испытание наружных пожарных лестниц, не относится к работам в рамках проведения капитального ремонта здания, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 17 правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением правительства от 16 сентября 2020 г. N 1479, необходимо организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой. По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Согласно частям 2 и 3 статьи 4 названного Закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Вопреки доводам жалобы, вывод должностного лица и суда первой инстанции о наличии в деянии МП ЭСО г.о. Самары состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Действия МП ЭСО г.о.Самара квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области пожарной безопасности. Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, необоснованности привлечения к административной ответственности, так как МП ЭСО г.о. Самары не является субъектом административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям. Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственникам помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. В подпункте "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Обязанность организаций, обслуживающих жилищный фонд, выполнять противопожарные требования, закреплена также в пунктах 1.1, 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N-170. Согласно п. 2 протокола от 28.09.2023 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственники жилых помещений проголосовали против оборудования за счет средств собственников, здания общежития системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре стоимостью <данные изъяты>. (л.д.106). Доводы защитника МП ЭСО г.о. Самары о том, оборудование многоквартирного дома противопожарной сигнализацией и иными не установленными застройщиком при возведении объекта недвижимости после подписания актов приема-передачи жилых помещений является по закону обязанностью собственников, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим. Согласно пункту 16, 42 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Из приведенных норм права следует, что управляющая организация, принимая на себя функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, также принимает на себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно материалам дела следует, что на основании договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда № 1 от 01.05.2008 (далее договор) и дополнительного соглашения №, МП ЭСО г.о.Самара, приняло на себя обязательство по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию, и ремонту объекта муниципального специализированного жилищного фонда с прилегающей территорией, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 3.1.1 договора МП ЭСО имеет право распоряжаться всеми финансовыми ресурсами, поступающими из соответствующих источников для финансирования эксплуатации, содержания и ремонта объектов муниципального специализированного жилищного фонда, переданных по настоящему договору, с учетом ограничений, установленных законодательством и муниципальными правовыми актами. В соответствии с п. 3.2.2 договора МП ЭСО обязуется выполнять работы по технической эксплуатации, содержанию, обслуживанию и ремонту объектов муниципального специализированного жилищного фонда, прилегающей территории с элементами благоустройства в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением государственного жилищного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, а также другими правовыми актами. На основании п. 3.2.3 договора МП ЭСО обязуется производить начисление и сбор платежей за жилые помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги, оказываемые проживающим в муниципальном специализированном жилом фонде, в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовым актами. На основании п. 4 договора эксплуатация, содержание, обслуживание и ремонт муниципального специализированного жилищного фонда по настоящему договору осуществляются МП ЭСО за счет поступающих от проживающих в муниципальном специализированном жилищном фонде платежей за коммунальные и иные бытовые услуги, средств бюджета городского округа Самара, выделяемых в установленном порядке, доходов от иной уставной деятельности. Поскольку МП ЭСО г.о.Самара фактически осуществляет функции по содержанию общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя меры пожарной безопасности, оно относится к субъекту административного правонарушения. Заключив договор по эксплуатации и содержанию муниципального специализированного жилищного фонда, МП ЭСО г.о.Самара обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности объекта специализированного жилищного фонда. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации. Недостаточное бюджетное финансирование для устранения нарушений требований пожарной безопасности не являются основанием для освобождения МП ЭСО г.о.Самара от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности инкриминируемого административного правонарушения. Невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 № 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей. В своем решении суд первой инстанции пришел к верному выводу, что принятие указанных норм не освобождало МП ЭСО г.о.Самара от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара, поскольку данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений. Доводы защитника о том, что здание по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к общежитиям поскольку большая часть жилых помещений находится в частной собственности, здание имеет 9 этажей, высотой менее 28 метров в связи с чем у МП ЭСО г.о.Самара, отсутствует обязанность по соблюдению требований противопожарной безопасности не может быть принят во внимание, поскольку данное здание до настоящего времени не исключено из специализированного жилищного фонда г. Самара и находится на содержании МП ЭСО г.о.Самара в соответствии с положениями договора от 01.05.2008 года и дополнительного соглашения №. Вопреки доводам жалобы какие-либо нарушения при проведении проверки материалами дела не установлены. Довод жалобы о том, что МП ЭСО г.о.Самара не было извещено об отложении судебного заседания на 02.10.2023, опровергается материалами дела. Так судебная повестка об отложении рассмотрении жалобы на 02.10.2023 была направлена на адрес МП ЭСО г.о.Самара и получена 20.09.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании ШПИ № (л.д. 138). Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается. Порядок привлечения МП ЭСО г.о.Самара к административной ответственности соблюден. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Административное наказание в виде административного штрафа назначено учреждению в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса. Оснований для изменения назначенного учреждению административного наказания не имеется. Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены обжалуемого постановления административного органа и решения суда первой инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение или отмену состоявшегося судебного акта при рассмотрении дела не допущено. На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, РЕШИЛ: Решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 02.10.2023, постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области № от 27.04.2023, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении МП ЭСО г.о. Самары, оставить без изменения, жалобу (с дополнениями) без удовлетворения. В соответствии со статьей 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Самарского областного суда (подпись) М.И. Гулевич -----------------------------------------¬ ¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦ ¦подпись судьи _______________________ ¦ ¦ ¦ ¦Наименование должности ¦ ¦уполномоченного работника аппарата ¦ ¦федерального суда общей юрисдикции ¦ ¦ ¦ ¦ ______________ _ ¦ ¦ (Инициалы, фамилия) ¦ ¦"__" _____________ 20__ г. ¦ L----------------------------------------- |