ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1015/2016 от 01.08.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Палтусова Е.С. Дело № 7-21-1015/16

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 10 марта 2016 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 07 июля 2015 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Спасского районного суда Приморского края от 10 марта 2016 года по жалобе ФИО1 постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, ФИО1 подана жалоба, в которой она просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что она не была извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и рассмотрения дела. Осмотр земельного участка и фотосъемка не могут быть надлежащими доказательствами, так как получены с нарушением процедуры получения доказательств.

В судебное заседание ФИО1 не прибыла, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявила, в связи с чем, учитывая её надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, контроля за административным производством Управления Россельхознадзора ФИО2, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены, или изменения постановления должностного лица и решения судьи.

За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Из материалов дела следует, что ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ за совершение административного правонарушения выразившегося в нарушении требований п. 3 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ, ГОСТ № 26640-85, в невыполнении обязательных агротехнических и фитосанитарных мероприятий, направленных на улучшение и защиту почв на земельном участке с кадастровым номером 25:16:010901:182.

Основанием привлечения к административной ответственности явилось то, что 02.06.2015 в 12 часов 00 минут в рамках проведения административного расследования по делу об административном правонарушении от 13.05.2015, возбужденного на основании сообщения главы администрации Спасского муниципального района Приморского края от 27.04.2015, должностным лицом в присутствии понятых, при проведении осмотра земельного участка площадью 1500000 кв. м. с кадастровым номером выявлено нарушение требований земельного законодательства, в частности: на земельном участке, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного <адрес>, в координатах установленных при помощи навигатора принадлежащей ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ не ведется сельскохозяйственное производство. На всей площади земельного участка произрастают сорные растения, полынь горькая, лисовхост, тростник, высота сорных растений составляет от 0,2 м до 1,2 м, что указывает на тот факт, что работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся, агротехнические, агрохимические, фитосанитарные мероприятия также не проводятся. На земельном участке произрастают как новые молодые сорняки, так и находятся старые, высохшие растения полыни горькой – 15 штук, лисохвоста – 4, тростника -5, и содержание сорных растений в травостое составляет 75%, процент содержания сорных растений определен методом наложения рамки размером 1м х 1м и подсчетом сорняков и культурных растений.

С учетом указанного ФИО1 не выполняет требования земельного законодательства РФ по предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, не проводит обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению зарастания земельных участков сорной растительностью, других процессов и иных негативных воздействий на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт ненадлежащего исполнения ФИО1 и, как следствие, совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: актом осмотра земельного участка Администрации Спасского муниципального района , где установлено, что на земельном участке ФИО1 работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы собственником не проводятся, происходит зарастание земельного участка сорной растительностью, обязательные агротехнические и фитосанитарные мероприятия не проводятся, заготовка кормов не осуществляется; определением от 13.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФИО1; определением от 13.05.2015 об истребовании сведений, вызове лица, для проведения осмотра территории земельного участка, которое направлено ФИО1 по месту её регистрации заказным письмом с уведомлением от 14.05.2015; телеграммой от 22.05.2015 в адрес ФИО1 о проводимых вышеуказанных мероприятий; протоколом осмотра от 02.06.2015 земельного участка принадлежащего на праве собственности ФИО1 из которого следует, что земельный участок не используется по целевому назначению для выращивания сельхозкультур, обязательные фитосанитарные мероприятия по борьбе с сорной растительностью не проведены, на участке произрастают как новые молодые сорняки, так и находятся старые, высохшие растения полыни горькой – 15 штук, лисохвоста – 4, тростника -5, и содержание сорных растений в травостое составляет 75%, процент содержания сорных растений определен методом наложения рамки размером 1м х 1м и подсчетом сорняков и культурных растений; фототаблицей, приложение к осмотру земельного участка; протоколом об административном правонарушении от 15 июня 2015

Вопреки доводам заявительницы указанные доказательства соответствуют требованиям частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, получены надлежащим образом.

Давая оценку обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, судья пришёл к правильному выводу об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешёнными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.

ГОСТ 26640-85 установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас скота и другие мероприятия.

ГОСТ 16265-89 определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.

То есть, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на владельцев сельскохозяйственных земель.

Как установлено в ходе административного расследования и судьей при рассмотрении дела, на земельном участке с кадастровым номером ФИО1 не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой растительностью и по сохранению плодородия почв.

Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что бездействие ФИО1 образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правомерным.

Существенных нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

В процессе производства по делу об административном правонарушении использовались фотоаппарат, рамка размером 1 м х 1 м, и GPS-навигатор.

Под специальными техническими средствами в статье 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях понимаются измерительные приборы, утверждённые в установленном порядке в качестве средств РФ измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

В пункте 21 статьи 2 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» определено, что средством измерений является техническое средство, предназначенное для измерений.

Ни фотоаппарат, ни GPS-навигатор, а также рамка такими средствами не являются, поскольку предназначены не для измерений, а для фиксации изображения (фотоаппарат), для фиксации процента содержания сорных растений (рамка), а для формирования, передачи, приёма, обработки, хранения и визуализации навигационной информации (навигатор).

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Доводы жалобы не опровергают выводы судьи и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта.

Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции части 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 15 июня 2015 года следует, что он был составлен без участия ФИО1

В материалах дела имеются сведения о том, что должностным лицом копия протокола об административном правонарушении направлена ФИО1

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении являются необоснованными. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и о рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 была извещена надлежащим образом, поскольку извещение было направлено заблаговременно по месту жительства ФИО1, и по тому адресу, который содержится в её жалобе, которая от получения заказных почтовых отправлений, телеграммы уклонилась.

Извещение о времени и месте рассмотрения районным судом жалобы также является надлежащим.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления административного органа и решения судьи районного суда не имеется.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Имеющиеся доказательства обоснованно признаны судом допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 10 марта 2016 года являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 10 марта 2016 года, и постановление заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Рсссельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 07 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья А.М. Тымченко