ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1016/19 от 14.01.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Золотарев В.В. Дело № 21-1016/2019

РЕШЕНИЕ

14 января 2020 года г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 25

Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя службы правовой работы и работы с обращениями граждан инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Х. на решение судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 07 ноября 2019 года, которым отменено постановление руководителя службы правовой работы и работы с обращениями граждан инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от 12 сентября 2019 года *** и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ДЕЗ-2 Ленинского района» г. Барнаула Д.,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, составленному главным специалистом отдела надзора за формированием фондов капремонта и соблюдением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края М., при осуществлении внеплановой документарной проверки законности произведенного управляющей организацией – обществом с ограниченной ответственностью «ДЕЗ-2 Ленинского района» г. Барнаула (далее – ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» г. Барнаула, Общество) в октябре 2018 года перерасчета платы по холодному водоснабжению, водоотведению жильцам многоквартирного дома выявлены нарушения пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, выразившиеся в том, что перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение за период с марта по октябрь 2011 года произведен собственникам квартир №№ 4, 5, 14, 15, 38 многоквартирного дома <адрес> с учетом нормативов потребления, без учета показаний счетчиков, а именно: по квартире № 4 указанного дома в размере 2 907, 64 руб. по холодному водоснабжению и 2 282,31 руб. по водоотведению; по квартире № 5 – 1 144,59 по холодному водоснабжению, 898,42 руб. по водоотведению; по квартире № 14 – 1 738,29 руб. по холодному водоснабжению и 1 364,44 руб. по водоотведению; по квартире № 15 – 725,14 руб. по холодному водоснабжению и 569,2 руб. по водоотведению; по квартире № 38 – 5 812,73 руб. по холодному водоснабжению и 4 562,63 руб. по водоотведению, тогда как в указанный период начисление платы производилось согласно переданным показаниям с индивидуальных приборов учета.

ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» г. Барнаула выдана лицензия *** от ДД.ММ.ГГ, жилой дом <адрес> включен в реестр лицензий Алтайского края.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» г. Барнаула является Д.

Место совершения административного правонарушения: <адрес>, время совершения правонарушения – 00.01 час. 01 ноября 2018 года.

Действия генерального директора ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» г. Барнаула Д. квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением руководителя службы правовой работы и работы с обращениями граждан инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Х. от ДД.ММ.ГГ*** должностное лицо Д. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением должностного лица, Д. обратился с жалобой в суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 07 ноября 2019 года жалоба удовлетворена. Постановление от 12 сентября 2019 года *** отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить решение, ссылаясь на неправомерность вывода судьи о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным лицом; надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела потерпевшей Г., а также отсутствие необходимости извещения защитника П., в связи с тем, что при новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Госинспекции Алтайского края Д. не заявлял о том, что намерен воспользоваться услугами защитника П.

Лица, участвующие в производстве по делу, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи.

Согласно Федеральному закону от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности (пункт 51 части 1 статьи 12). Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 5).

Подпункт «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, к лицензионным требованиям относит соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе должностных лиц, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного Кодекса.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет один год со дня его совершения.

Согласно материалам дела событие вмененного в вину генеральному директору ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» г. Барнаула Д. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имело место ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, срок давности привлечения Д. к административной ответственности истек 01 ноября 2019 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что срок привлечения к административной ответственности истек и указанным выше решением судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 07 ноября 2019 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено, то на основании статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения, в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может. Следовательно, решение судьи не может быть отменено, как об этом ставится вопрос в рассматриваемой жалобе.

Ссылка в жалобе на то, что вопреки выводам судьи постановление по делу об административном правонарушении было рассмотрено уполномоченным должностным лицом подлежит отклонению как несостоятельная в силу следующего.

Согласно статье 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, наряду с прочими рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.3 данного Кодекса (часть 1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; 2) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители (часть 2).

В соответствии с Положением об инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 11 декабря 2018 года № 199, инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – «Инспекция») является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим, в том числе, региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (пункт 1.1). Инспекция осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2.1.6). Инспекцию возглавляет руководитель Инспекции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Алтайского края с учетом мнения заместителя Председателя Правительства Алтайского края, координирующего деятельность Инспекции, по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 3.1). Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Алтайского края по представлению руководителя Инспекции и с учетом мнения заместителя Председателя Правительства Алтайского края, координирующего деятельность Инспекции.

Пунктом 3.47 Административного регламента исполнения Инспекцией строительного и жилищного надзора государственной функции по осуществлению лицензионного контроля, утвержденного приказом Госинспекции Алтайского края от 15 октября 2014 года № 77, также установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ, рассматривает главный государственный жилищный инспектор Алтайского края, его заместитель.

Принимая во внимание положения вышеприведенных правовых норм, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что руководитель инспекции является главным государственным жилищным инспектором субъекта Российской Федерации, имеющим в своем подчинении заместителей, назначаемых в строго установленном порядке, которые наряду с руководителем инспекции обладают полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции, предусмотренной статьей 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, согласно п. 3.3 Положения об инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 N 199, заместители руководителя инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Алтайского края по представлению руководителя Инспекции и с учетом мнения заместителя Председателя Правительства Алтайского края, координирующего деятельность Инспекции.

Согласно представленной должностной инструкции, утвержденной руководителем инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края 02.08.2019, назначение на должность руководителя службы правовой работы и работы с обращениями граждан инспекции осуществляется руководителем инспекции.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Х., будучи руководителем службы правовой работы и работы с обращениями граждан инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении являлась заместителем главного государственного жилищного инспектора, как на то указано в постановлении, тогда как положения подпункта 2 пункта 3.1 должностного регламента руководителя службы правовой работы и работы с обращениями граждан инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, представленного в обоснование изложенной в жалобе позиции, не отвечают вышеприведенным требованиям закона.

Вопреки доводам жалобы оспариваемое решение судьи не содержит указания на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела потерпевшей Г., при этом материалами дела факт неустановления и непривлечения к участию в деле об административном правонарушении в качестве потерпевших собственников/нанимателей квартир №№ 4, 5, 14 и 38 дома <адрес> не опровергается.

То обстоятельство, что после отмены решением судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 08 августа 2019 года постановления должностного лица Госинспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу административного органа Д. не заявлялось ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве его защитника П. не свидетельствует об отсутствии обязанности по извещению названного лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ранее принимавшего участие в указанном статусе в рамках настоящего дела.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 07 ноября 2019 года оставить без изменения, жалобу руководителя службы правовой работы и работы с обращениями граждан инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Х. – без удовлетворения.

Судья А.А. Скляр