ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1018/20 от 28.10.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

№ 21-1018/2020

г. Уфа 28 октября 2020 г.

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,

при секретаре Ганиевой С.Р.,

рассмотрев жалобу председателя административной комиссии администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан на решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Вагаповой АА,

установил:

постановлением административной комиссии администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан № 376 от 13 мая 2020 г. индивидуальный предприниматель (далее – ИП) Вагапова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее также – КоАП РБ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2020 г. постановление административной комиссии администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее – административная комиссия) № 376 от 13 мая 2020 г. отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением судьи городского суда, председатель административной комиссии Байрамгулов Н.И. подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит судебный акт отменить, приводя доводы об его незаконности.

В судебном заседании представитель административной комиссии Гизатуллин И.К. жалобу поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании ИП Вагапова А.А. просила жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 6.3 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий городов, выразившееся в нарушении порядка комплексного благоустройства и внешнего оформления городских территорий (в неоформлении или несогласовании проекта благоустройства) или в ненадлежащем содержании или очистке закрепленной территории, зданий и их конструктивных элементов, в том числе неустранении в установленные сроки повреждений зданий и их конструктивных элементов, или требований по уборке дорог общего пользования, мойке дорожных покрытий, уборке закрепленных территорий, установке и содержанию урн, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ИП Вагаповой А.А. к административной к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, а именно то, что 27 марта 2020 г. в 16 час. 16 мин. административной комиссией на территории магазина «...» по адрес, было выявлено нарушение, выразившееся в непринятии мер ИП Вагаповой А.А. по содержанию объектов капитального строительства, а именно, бетонные ступени находятся в неисправном состоянии, местами разрушена облицовка и кирпичная кладка, что является нарушением ст. 56 п. 1 пп. а, пп. в, ст. 69 п. 1 пп. а «Правил благоустройства городского поселения г. Ишимбай», утвержденных Решением Совета № 35/377 от 31 июля 2019 г.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст. 14.2. КоАП РБ административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, ст. 6.3 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ членами административных комиссий, членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченных в соответствии со статьями 14.2, 14.3 настоящего Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях, составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в пределах компетенции указанных комиссий.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Как установлено судьей городского суда, протокол об административном правонарушении от 30 марта 2020 г. по ч. 1 чт. 6.3 КоАП РБ в отношении ИП Вагаповой А.А. составлен неуполномоченным должностным лицом - ответственным секретарем административной комиссии ФИО, которая согласно представленным суду постановлениям главы администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее – глава администрации МР Ишимбайский район РБ) №... от 10 марта 2020 г., №... от 31 декабря 2019 г., №... от 01 апреля 2020 г. входит в состав административной комиссии как секретарь, но не является членом административной комиссии. Согласно должностной инструкции ответственного секретаря административной комиссии (утв. главой администрации МР Ишимбайский район РБ 02 сентября 2019 г.) он не вправе составлять протокол об административном правонарушении. В его функции входит ведение учета таких протоколов, поступающих от должностных лиц, уполномоченных их составлять; представлять протоколы на рассмотрение административной комиссии; надлежащим образом оформлять протоколы рассмотрения дел, постановления и определения комиссии и обращать их к исполнению; извещать участников производства по делам об административных правонарушениях и т.д. (техническая и организующая работа).

Согласно ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (ч. 2 данной нормы). Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (ч. 3 этой же статьи).

Как установил судья городского суда, протокол заседания административной комиссии от 13 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении в отношении ИП Вагаповой А.А., в нарушение вышеуказанных требований, не подписан председательствующим, только секретарем заседания. Указанное свидетельствует о ненадлежащем оформлении протокола заседания коллегиального органа при обязательности его составления.

Акт выявленного административного правонарушения от 27 марта 2020 г. содержит незаверенные исправления, в нем не указаны полные данные 2 понятых (свидетелей), отсутствует информация о разъяснении им прав и обязанностей, что также указывает на недопустимость такого доказательства.

Отменяя постановление коллегиального органа, судья городского суда указал на существенные процессуальные нарушения, допущенные в ходе составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, и прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, обнаружены 27 марта 2020 г.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РБ, составляет 2 месяца.

Следовательно, срок давности привлечения лица к административной ответственности истек 27 мая 2020 г.

По смыслу ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, поскольку это ведет к ухудшению положения этого лица, за исключением случая принятия такого решения в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания, и срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Также п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается вынесение решения об изменении постановления, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Приведенные нормы корреспондируют требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г., в соответствии с которыми, произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре постановления, как правило, не допустим.

Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, за пределами срока давности вина лица в совершении вмененного административного правонарушения обсуждению не подлежит, то решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2020 г. подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Вагаповой АА оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Байрамгулова Н.И. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан М.Ф. Ахметов

Справка:

судья Шагизиганова Х.Н.