ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-101/19 от 12.03.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Аникина Н.С. Дело № 21-101/2019

РЕШЕНИЕ

12 марта 2019 года пр. Ленина, 25, г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Романютенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Раздолье» на решение судьи Бийского районного суда Алтайского края от 25 января 2019 года по делу по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Раздолье» на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России «Бийское» подполковника полиции Н.И.Г. от ДД.ММ.ГГ***, которым

общество с ограниченной ответственностью «Раздолье» (далее – ООО «Раздолье», Общество), ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<адрес>, составленному инспектором ГИБДД МУ МВД России «Бийское» лейтенантом полиции Ш.М.Е., ДД.ММ.ГГ в 14 часов 00 минут по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, ООО «Раздолье»о), являясь грузоотправителем, осуществило погрузку транспортного средства КАМАЗ 65117-62, государственный регистрационный знак ***, принадлежащего на праве собственности Т.А.С., с прицепом «BOESELER», государственный регистрационный знак ***, принадлежащего на праве собственности М.А.В., под управлением водителя Ш.С.Н., груза – пшеница, без специального разрешения на перевозку тяжеловесного и крупногабаритного груза, допустив при этом превышение допустимых нагрузок на оси транспортного средства, значения которых определены Приложением №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272: первая ось – 9,0 тонн, вторая ось – 10,0 тонн, третья ось – 10,0 тонн, четвертая ось – 9,0 тонн, пятая ось – 9,0 тонн, шестая ось – 9,0 тонн.

Согласно акту результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 13 сентября ***, фактические нагрузки на оси с учетом погрешности весов ВА-20П заводской ***, составили: первая ось – 8,55 тонн (0,0%), вторая ось – 5,80 тонн (0,0%), третья ось – 5,5 тонн (0,0%), четвертая ось – 9,27 (2,99%), пятая ось – 9,48 тонн (5,33%), шестая ось – 2,82 тонны (0,0%), чем нарушена часть 12 статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Действия ООО «Раздолье» квалифицированы по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела вынесено вышеназванное постановление.

В жалобе, поданной в Бийский районный суд Алтайского края, ООО «Раздолье» просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу на основании статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО «Раздолье» не является лицом, осуществившим погрузку. По договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГ, заключенному между ООО «Раздолье» и М.В.Н., последний обязался осуществлять погрузочно-разгрузочные работы собственными силами и техникой. Из акта *** от ДД.ММ.ГГ, позиция ***, усматривается оказание услуг М.В.Н. по загрузке грузового автомобиля КАМАЗ с прицепом. Транспорт для перевозки груза предоставлен покупателем, погрузочные работы осуществляло привлеченное на основании договора оказания услуг стороннее лицо, техникой стороннего лица.

Решением судьи Бийского районного суда Алтайского края от 25 января 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ООО «Раздолье» Ж.А.Г. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу. Ссылается на те же доводы, что и в жалобе в районный суд, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Также указывает, что при погрузке сыпучего груза в транспортное средство исполнителем М.В.Н. перегруза по общей массе не допущено. Перегруз по осям произошел в результате поломки прицепа автомобиля, в связи с чем произошло смещение груза и перегруз на 4 и 5 оси.

В судебное заседание законный представитель ООО «Раздолье» Ж.А.Г. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просила, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника ООО «Раздолье» Е.Д.С., не нахожу оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года №272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом).

Пунктом 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом установлено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением № 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением № 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<адрес>ДД.ММ.ГГ в 14 часов 00 минут на территории ООО «Раздолье» по адресу: <адрес>, на территории мехтока <адрес>, <адрес>, являясь грузоотправителем, ООО «Раздолье» осуществило погрузку транспортного средства КАМАЗ 65117-62, государственный регистрационный знак ***, с прицепом «BOESELER», государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя Ш.С.Н., загрузив его делимым грузом – пшеницей в количестве 25,200 тонн.

ДД.ММ.ГГ в 21 час 33 минуты при получении весовых параметров на стационарном оборудовании на посту весового контроля в <адрес><адрес>, км 12+500 автодороги К-01, зафиксирован факт превышения нагрузки на четвертую и пятую оси указанного транспортного средства, загруженного делимым грузом – пшеницей, в количестве 25,200 тонн. Фактическая нагрузка на оси транспортного средства составила: на четвертую ось – 9,27 тонн, что на 0,27 тонны (2,99%) превышает допустимую 9 тонн; на пятую ось – 9,48 тонн, что на 0,48 тонны (5,33%) превышает допустимую 9 тонн.

Результаты контрольного взвешивания транспортного средства зафиксированы с помощью средства измерения на стационарном оборудовании – весах автомобильных, модели ВА-20П, заводской *** (поверка действительна до ДД.ММ.ГГ).

Погрузка груза в указанное транспортное средство с превышением допустимой нагрузки на четвертую и пятую оси осуществлена ООО «Раздолье».

Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<адрес>; актом *** от ДД.ММ.ГГ результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства; свидетельством о поверке весов автомобильных ВА-20П, заводской ***, действительным до ДД.ММ.ГГ; товарной накладной от ДД.ММ.ГГ***, в которой ООО «Раздолье» указано в качестве организации-грузоотправителя; объяснениями водителя Ш.С.Н. от ДД.ММ.ГГ о том, что погрузка груза осуществлялась на территории ООО «Раздолье» силами данной организации.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Раздолье» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом доводы о том, что погрузку груза осуществляло иное лицо в рамках договора оказания услуг от 01 августа 2018 года были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно не приняты во внимание в силу следующего.

Исходя из положений части 8 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

В представленной в материалы дела транспортной накладной от ДД.ММ.ГГ*** грузоотправителем указано ООО «Раздолье». Исходя из изложенных выше положений Правил перевозок, лицом, осуществившим погрузку груза в транспортное средство, является грузоотправитель ООО "Раздолье". Наличие договора с иным лицом, якобы непосредственно выполняющим работы по погрузке, для разрешения данного дела правового значения не имеет.

Доводы жалобы о том, что перегруз транспортного средства по осевым параметрам произошел не по вине грузоотправителя, а в результате поломки прицепа с изменением распределения нагрузок по осям, не являются правовым основанием к отмене принятых по делу актов, поскольку именно на грузоотправителе лежит обязанность контролировать распределение груза таким образом, чтобы исключить нарушение вышеуказанных требований закона.

Обществом не представлено доказательств того, что им были предприняты все возможные меры по соблюдению требований для осуществления перевозки.

По настоящему делу установлено превышение юридическим лицом, осуществившим погрузку в транспортное средство, допустимых нагрузок на оси, в связи с чем действия ООО «Раздолье» правильно квалифицированы по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи, предусмотренной для юридических лиц.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих отмену решения судьи и постановления должностного лица, не допущено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Бийского районного суда Алтайского края от 25 января 2019 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Раздолье» - без удовлетворения.

Судья Н.В. Романютенко