ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-101/19 от 16.09.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Лиджаева Д.Х. 7-130/2019

Р Е Ш Е Н И Е

16 сентября 2019 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,

при секретаре Пичко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (далее - ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», общество) ФИО1 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство»,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 от 19 июля 2019 г. ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2019 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, защитник ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 просит решение судьи отменить ввиду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения. Указывает, что в соответствии с положениями пункта 6 и 7 статьи 11 вступившего в законную силу с 1 января 2019 г. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» получение ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» комплексного экологического разрешения, предусматривающего в том числе нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, возможно до 1 января 2025 г. До указанной даты обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» отсутствует.

В судебном заседании защитник ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьёй 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия от 21 июня 2019 г. № 146 в период со 2 по 15 июля 2019 г. в ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», осуществляющем деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.

По результатам проверки установлено, что ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» имеет бессрочную лицензию от 21 февраля 2017 г. № (08)-2993-СТОР на осуществление деятельности по сбору отходов I - IV класса опасности, транспортированию отходов I - IV класса опасности, обработке отходов III - IV класса опасности, размещению отходов IV класса опасности; эксплуатирует единственный в Республике Калмыкия полигон г. Элисты, расположенный в 800 м. к северо-востоку от Астраханского поста ГАИ и в 600 м. от автодороги Элиста-Астрахань, кадастровый номер земельного участка 08:14:020205:45.

На основании приказа Росприроднадзора от 7 июля 2015 г. № 552 полигон г. Элисты внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под № 08-0001-3-00552-070715, код - 85-0108-001181-П, категория негативного воздействия на окружающую среду -1.

Согласно представленной характеристике от 18 марта 2019 г., объект размещения отходов - полигон г. Элисты занимает площадь - 30000 кв. м, имеет назначение - захоронение отходов; вид - полигон захоронения твердых коммунальных отходов; введен в эксплуатацию 28 августа 1997 г.; имеет вместимость (при плотности отходов 0,7 т/м3) - 1608750 м3 (1125000 т); размещено всего (при плотности отходов 0,7 т/м3) - 1412784 м3 (988949,4 т); системы защиты окружающей среды - экран грунтовый, обваловка, отвод ливневых и дренажных вод; виды мониторинга окружающей среды - мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг почвенного покрова.

В ходе проведения проверки выявлено, что указанная деятельность осуществляется ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» без разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Результаты проверки зафиксированы 17 июля 2019 г. в акте № П-11/07-2019.

В этот же день по факту выявленного нарушения в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, и в последующем общество привлечено должностным лицом к административной ответственности по указанной норме.

Факт совершения ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия от 21 июня 2019 г. № 146, актом проверки № П-11/07-2019 от 17 июля 2019 г., предписанием об устранении выявленных нарушений № П-11.1/07-2019 от 17 июля 2019 г., протоколом об административном правонарушении № П-11.1/07-2019 от 17 июля 2019 г., представлением № 11.1/07-2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 19 июля 2019 г., лицензией (08)-2993-СЧТОР от 21 февраля 2017 г., характеристикой объекта размещения отходов - (ОРО) полигон г. Элисты по результатам инвентаризации, проведенной в 2019 г.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии у ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до получения им комплексного экологического разрешения является несостоятельным.

Положениями подпункта «в» пункта 16 статьи 33 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке и утверждению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29 июня 2009 г.

С этой даты хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, к которым относилось и общество, не обязаны были разрабатывать и утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Однако с 1 января 2019 г. статья 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции и предусматривает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 и с 1 января 2019 г. применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

С этой же даты положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным к I, II, III и IV категорий.

Пунктом 16 статьи 1 указанного Федерального закона установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также определен перечень необходимой информации, прилагаемой к заявке на получение комплексного экологического разрешения, направляемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно (пункт 6 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 г. и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ.

Таким образом, учитывая, что с 1 января 2019 г. статья 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит исключения в части обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ, вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии у ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», осуществляющего эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в период с 1 января 2019 г. и до дня получения комплексного экологического разрешения является правильным, как и то, что невыполнение этой обязанности образует состав административного правонарушения.

В этой связи утверждение защитника об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения со ссылкой на пункты 6 и 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ основано на ошибочном толковании закона.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, по делу не установлено.

При назначении административного наказания учтены обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.

При таких данных решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Калмыкия

р е ш и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Г.В. Панасенко