ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-101/2022 от 12.05.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Борисова О.В. Дело № 21-101/2022

УИД 37RS0010-01-2022-000085-37

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 12 мая 2022 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Ганичевой Ю.В., поданной в интересах ФИО1, на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 04 марта 2022 г.,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением заместителя начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба финансового контроля) ФИО6 от 20 декабря 2021 г. (дата вынесения постановления в полном объеме) начальник Управления капитального строительства Администрации г. Иваново (далее - Управление) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 04 марта 2022 г. указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, защитник Ганичева Ю.В., полагая вынесенные в отношении ФИО1 процессуальные акты незаконными и необоснованными, просит их отменить. В обоснование жалобы указывает, что правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение составляет два месяца и с момента вменяемых ФИО1 в вину событий, имевших место 29 сентября 2020 г., до момента вынесения постановления от 20 декабря 2021 г. истек, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Кроме того, в действиях ФИО1 отсутствует состав указанного административного правонарушения, поскольку бюджетные средства использованы получателем бюджетных средств (Управлением) на цели, соответствующие условиям их получения, определенным в Соглашении о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского округа Иваново на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках стимулирования программ развития жилищного строительства в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области в 2020 году» от 11 марта 2020 г. , заключенного между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией г. Иваново. Денежные средства, выделенные на оплату работ по контракту, были израсходованы Управлением именно на оплату работ, определенных его условиями, в соответствии с поступившей первичной документацией (счету-фактуре, акту выполненных работ, КС-2, КС-3, акту о приемке выполненных работ), принятой должностными лицами Управления и финансово-казначейским Управлением Администрации г. Иваново, что свидетельствует в отсутствии объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, которая выражается в нецелевом использовании бюджетных средств. Кроме того, субъективная сторона вменяемого общественно опасного деяния характеризуется только умышленной формой вины. В данном случае доказательств, подтверждающих наличие в действиях ФИО1 умысла на совершение правонарушения, не представлено.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы ФИО1 и прокурор прокуратуры Ленинского района г. Иваново в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили, ФИО1 поручил представительство своих интересов защитнику. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Явившейся в судебное заседание защитнику Ганичевой Ю.В. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.

Защитник Ганичева Ю.В. доводы жалобы поддержала, пояснила, что приказом от 22 июня 2020 г. был назначен уполномоченный представитель заказчика по рассматриваемому объекту строительства ФИО5 Кроме того, строительный контроль осуществляла специально привлеченная организация. Документ по форме КС-2 был подписан уполномоченными на это лицами, в связи с чем, у ФИО1 не было оснований не подписывать платежный документ по форме КС-3. При этом КБК и КВР при оплате работ соответствовали условиям выделения денежных средств. Все данные по контракту были размещены в Единой информационной системе. Никакого умысла на нецелевое использование выделенных денежных средств у ФИО1 не было.

В возражениях на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО6 указала, что Управление в лице уполномоченных должностных лиц обязано было до направления бюджетных средств удостовериться в наличии факта выполнения работ, принятых по акту формы КС-2 от 23 сентября 2020 г. . Приемка невыполненных работ законом и условиями контракта не предусмотрена. Вина ФИО1 в совершении правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ подтверждается совокупностью представленных доказательств. При этом он является надлежащим субъектом данного правонарушения. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ФИО1 требований бюджетного законодательства, по делу не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ составляет два года.

Оценив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ установлена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из представленных материалов дела следует, что приложением 10 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2020 год» к Закону Ивановской области от 16 декабря 2019 г. № 75-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Закон об областном бюджете на 2020 г.) Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области утверждены на 2020 год бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 011 «Департамент строительства и архитектуры Ивановской области», разделу, подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», целевой статье 235F150212 «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)», виду расхода 500 «Межбюджетные трансферты» (далее - КБК 011 0409 235F150212 500) в сумме 212599404,70 рублей.

Постановлением Правительства Ивановской области от 06 декабря 2017 г. № 460-п утверждена Государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», приложением 5 к которой утверждена подпрограмма «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее - Подпрограмма № 460-п).

Пунктом 2.3 раздела 2 «Характеристика основных мероприятий подпрограммы государственной программы Ивановской области» Подпрограммы № 460-п в рамках регионального проекта «Жилье» предусмотрена реализация мероприятия «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)», предусматривающего предоставление и распределение субсидий на стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог) в соответствии с Порядком, установленным приложением 2 к Подпрограмме № 460-п (далее - Порядок № 460-п), исполнителем данного мероприятия является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент строительства).

В соответствии с п. 1.1 Порядка № 460-п (в редакции от 13 августа 2020 г.) порядок определяет цель, условия, порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мероприятий по строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры, автомобильных дорог и инженерной инфраструктуры в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья, в рамках стимулирования программ развития жилищного строительства, включая проекты жилищного строительства, отобранные в 2015 году в рамках программы «Жилье для российской семьи» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323.

Постановлением Правительства Ивановской области от 28 февраля 2020 г. № 81-п (далее - Постановление № 81-п) в рамках мероприятия «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)» городскому округу Иваново в 2020 году предусмотрены средства субсидии на реализацию инвестиционных проектов «Строительство автодороги вдоль ул. Профсоюзной и ул. Наумова на отрезке от пр. Ф. Энгельса до нового направления ул. Бубнова», «Улично-дорожная сеть, расположенная от ул. П. Большевикова до ул. Соликамской, в рамках 1 очереди освоения микрорайона «Видный», на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. Б. Воробьевская по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново» в общей сумме 38839671,46 рублей, в том числе средства областного бюджета - 369161,46 рублей.

Департаментом строительства и Администрацией г. Иваново заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского округа Иваново на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках стимулирования программ развития жилищного строительства в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2020 году» от 11 марта 2020 г. № 24701000-1-2020-003 (далее - Соглашение от 11 марта 2020 г.).

Пунктом 1.1 Соглашения от 11 марта 2020 г. определено, что предметом соглашения является предоставление из бюджета Ивановской области в 2020 году бюджету городского округа Иваново субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог) в связи с реализацией, в том числе, инвестиционного проекта «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. Б. Воробьевская по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Департаменту строительства как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по КБК 011 0409 235F150212 522 в рамках регионального проекта «Жилье (Ивановская область)» Подпрограммы № 460-п.

Средства субсидии Управлению были перечислены в размере 8021 695,53 рублей платежным поручением от 29 сентября 2020 г. № 669661.

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Иваново проверки исполнения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что Управлением и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт от 14 мая 2020 г.Сна выполнение работ согласно ведомости объемов работ (приложение № 1 к контракту) в рамках проектной и сметной документации «Реконструкция автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. Б. Воробьевская по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново».

Оплата работ в рамках исполнения указанного муниципального контракта осуществлена Управлением в 2020 г. на основании 8 платежных поручений.

В результате проведенного контрольного обмера отдельных объемов работ, отраженных в актах приемки выполненных работ формы КС-2, установлен факт невыполнения работ по устройству бортового камня БР 100.20.8/бетон В 22,5 (М300) в количестве 510 штук, принятых Управлением по акту формы КС-2 от 23 сентября 2020 г. (позиция 62) и оплаченных на основании подписанного начальником Управления ФИО1 с применением электронной подписи платежного поручения от 29 сентября 2020 г. на сумму 4 393 235,94 рублей, из которых объем невыполненных работ составил сумму 193801,62 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 постановлением должностного лица Службы финансового контроля от 20 декабря 2021 г. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за то, что он направил средства субсидии, предоставленной из областного бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги, на оплату невыполненных работ в сумме 193801,62 рублей по устройству бортового камня БР 100.20.8/бетон В 22,5 (М300) в количестве 510 штук, то есть на цель, не соответствующую цели, установленной Законом об областном бюджете на 2020 г., п. 1.1 Порядка № 460-п, Постановлением № 81-п и п. 1.1 Соглашения от 11 марта 2020 г.

С данными выводами согласилась судья районного суда.

Вместе с тем при принятии решения должностным лицом и судьей районного суда не учтено следующее.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В данном случае цель предоставления Управлению средств субсидии на реконструкцию автомобильной дороги, включающей в себя ливневую канализацию, к микрорайону «Новая Ильинка», проходящую от ул. Б. Воробьевская по ул. Володиной и Дальнему тупику в г. Иваново, определена Законом об областном бюджете на 2020 г. (целевая статья 235F150212 «Стимулирование программ развития жилищного строительства (Строительство (реконструкция) автомобильных дорог)», п. 1.1 Порядка № 460-п, Постановлением № 81-п и п. 1.1 Соглашения от 11 марта 2020 г.

Из представленных материалов дела следует, что перечисленные Управлению средства субсидии, предусмотренные на реконструкцию вышеуказанной автомобильной дороги, направлены на выполнение именно этих работ в рамках проектной и сметной документации (п. 1.1 муниципального контракта от 14 мая 2020 г. № 4-С).

Таким образом, несмотря на то, что имела место переплата за фактически невыполненные работы, бюджетные средства были использованы и направлены начальником Управления ФИО1 на цели, соответствующие условиям их получения, определенные в документах, явившихся правовым основанием предоставления указанных средств, и в соответствии с бюджетной классификацией, то есть израсходованы по целевому назначению, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы Службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО6 от 20 декабря 2021 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 04 марта 2022 г. необходимо отменить, а производство по делу - прекратить.

С учетом приведенного основания отмены принятых в отношении ФИО1 процессуальных актов иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Жалобу защитника Ганичевой Ю.В. удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области, начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы Службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО6 от 20 декабря 2021 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 04 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении начальника Управления капитального строительства Администрации г. Иваново ФИО1 отменить, производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Ивановского областного суда Н.С. Круглова