Дело №21-102
Судья Макарова И.С.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 22 февраля 2022 года
Судья Мурманского областного суда Мильшин С.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 отделения отдела РКМ Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2131-21 от 09 сентября 2021 года капитан судна * «*» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 ноября 2021 года постановление должностного лица от 09 сентября 2021 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманской областной суд, ФИО1 просит оспариваемые акты отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что промысловый журнал велся в соответствии с утвержденной формой, при его заполнении им не было допущено каких – либо нарушений. Вся информация о добыче (вылове) водных биологических ресурсов вносилась в журнал в полном объеме и без искажений по видам водных биологических ресурсов и по их количеству.
Ссылаясь на положения пунктов 9.1, 9.3, 14.3, 14.4.8, 28 Правил рыболовства, отмечает, что им надлежащим образом организован и обеспечен учет ВБР, обеспечена передача данных в строгом соответствии с промысловым и технологическим журналами, неучтенной продукции на борту не имелось, вышеуказанных требований закона не допускалось.
Указывает на необоснованное вменение должностным лицом административного органа нарушений пунктов 18.5 и 18.12 Порядка передачи данных, поскольку осуществлялась исключительно добыча донных видов рыб и не была направлена на добычу любых видов краба, что не требует специального списания ВБР.
Отмечает, что судьей районного суда не дана надлежащая оценка его доводам о том, что его действия не принесли вреда ни водным биологическим ресурсам, ни охраняемым общественным интересам, и не причинили ущерба государству.
В судебное заседание ФИО1, представитель административного органа не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
В силу частей 1 и 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
На момент совершения вмененного административного правонарушения в Баренцевом море действовали Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 (далее – Правила рыболовства).
Согласно пункту 9.1 Правил рыболовства юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают раздельный учет улова водных биоресурсов и приемки по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах
В силу пункта 9.3 Правил рыболовства капитан судна с главным двигателем мощностью более 55 кВт и валовой вместимостью более 80 тонн, оборудованного ТСК при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации: ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения); а также обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».
Согласно пункту 14.3 Правил рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:
принимать (сдавать), иметь на борту судна или рыболовном (рыбопромысловом) участке или в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыболовных (рыбопромысловых) участков уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале или технологическом журнале видового состава улова водных биоресурсов;
вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова водных биоресурсов, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района (места) добычи (вылова).
В соответствии со статьей 42 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Порядок осуществления государственного мониторинга водных биоресурсов и применения его данных для целей, указанных в части 3 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года №994 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных (далее - Положение), согласно пункту 13 которого порядок передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов осуществляется согласно приложению к приказу Минсельхоза России от 26 декабря 2019 года №721 «Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов» (далее – Порядок передачи данных).
Пунктом 15 Порядка передачи данных установлено, что капитан судна должен обеспечивать ежедневную передачу судовых суточных донесений в отраслевую систему мониторинга (далее – ОСМ) о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов (далее - ССД).
ССД в виде формализованных сообщений формируются в виде блоков информации, представляемых в порядке возрастания номеров блоков, отражающих определенный показатель (часть показателя) и обозначаемых буквой "Ш" и номером блока (пункт 16 Порядка передачи данных).
Согласно пункту 17 Порядка передачи данных, в целях составления ССД в виде формализованных сообщений применяются условные коды ОСМ, размещенные на официальном сайте «Центра системы мониторинга рыболовства и связи».
Из разъяснения к приказу Минсельхоза России № 721 от 26.12.2019 следует, что ССД в виде формализованных сообщений формируются в виде блоков информации, представляемых в порядке возрастания номеров блоков, отражающих определенных показатель (часть показателя) и обозначаемых буквой «Ш».
В соответствии с пунктом 18.5 Порядка передачи данных блок Ш7 «Операции по добыче (вылову) водных биоресурсов» заполняется на основании записей в промысловом журнале за отчетные сутки, в блоке Ш7 – «Операции по добыче (вылову) ВБР» в позиции 12 блока Ш 7 указывается код вида ВБР, в позиции 13 указанного блока, указывается масса добытого (выловленного) ВБР по указанному виду ВБР (в центнерах). Если масса добычи (вылова) ВБР содержит дробную часть, то она указывается после точки (например, указывается "3.1267" для массы 312,67 килограмм).
Реквизиты кода вида водных биоресурсов (позиция 12), масса добытого (выловленного) водного биоресурса (позиция 13) указываются n раз по количеству видов водных биоресурсов, добытых (выловленных) за операцию (при отсутствии вылова позиции не заполняется).
На каждую завершенную промысловую операцию заполняется отдельный блок Ш7 (в общем случае k раз) независимо от наличия улова за операцию. Орудие лова указывается для каждой операции.
На каждую завершенную промысловую операцию заполняется отдельный блок Ш7 (в общем случае k раз) независимо от наличия улова за операцию. Орудие лова указывается для каждой операции.
Согласно пункту 18.12 Порядка передачи данных, блок Ш14 – «Списание рыбной и иной продукции из ВБР».
Блок включается в ССД в случае, если рыбная и иная продукция из ВБР была списана по причинам, перечисленным согласно кодам ОСМ.
В позиции 1 блока Ш 14 указывается код признака списания рыбной и иной продукции из ВБР.
В позиции 2 блока Ш14 указывается номер акта (квитанции) списания рыбной и иной продукции из ВБР.
В позиции 3 блока Ш14 указывается код признака происхождения сырья и назначения рыбной и иной продукции из ВБР.
В позиции 4 блока Ш14 указывается код рыбной и иной продукции из ВБР согласно кодам ОСМ.
В позиции 5 блока Ш14 указывается масса списанной продукции (в центнерах с четырьмя знаками после запятой или в сотнях условных банок для консервов (пресервов).
Реквизиты кода рыбной и иной продукции из ВБР (позиция 4), кода и признака происхождения сырья и назначения (позиция 3), масса (количество) рыбной и иной продукции из ВБР (позиция 5) указываются n раз по числу видов продукции и признаков сырья и назначения продукции.
Согласно справочнику РОСМ блок Ш 14 «Списание» от 07.05.2020 (коды видов списания для передачи ССД) в блоке Ш-14 при списании выпущенных в естественную среду обитания при добыче (вылове) запрещенных видов ВБР указываются код 9.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191 – ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Разделом 1. Положения к приказу Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 24 августа 2016 года № 375 «Об утверждении формы промыслового журнала» при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов активными орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием в столбце:
Вес добытых (выловленных) водных биоресурсов по видам (кг) (добыто/выловлено)/возвращено в среду обитания
Виды добытых (выловленных) водных биоресурсов указываются в столбцах, расположение которых сохраняется при переходе на новые страницы в течение всего времени добычи (вылова).
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела, судно рыбопромыслового флота * «*», ИМО – *, принадлежащее ООО «Нордфлот», под управлением должностного лица капитана судна ФИО1, в период времени с 17 по 27 апреля 2021 года в исключительной экономической зоне Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, района Баренцева моря осуществляло добычу (вылов) водных биологических ресурсов в целях осуществления промышленного рыболовства по разрешению № 512021010031 НМ, выданному пользователю ВБР ООО «Нордфлот» 29 декабря 2020 года Североморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
При осуществлении промышленного рыболовства в ИЭЗ и ТМ РФ района Баренцева моря посредством судна, капитан судна ФИО1 в период с 21 по 25 апреля 2021 года при ведении промыслового журнала не обеспечил раздельный учет улова ВБР по видам ВБР и указании весового соотношения видов в улове водных биологических ресурсов, чем нарушил пункт 9.1 Правил рыболовства; по результатам прилова крабов в количестве 46 штук не указал в ССД в позиции 12 блока Ш7 факт их добычи, в позиции 13 блока Ш 7 их массу, чем нарушил требования пункта 18.5 Порядка передачи данных. Кроме того, после выпуска крабов в естественную среду обитания, капитан судна ФИО1 не отразил свои действия в ССД, то есть при подачи в ФГБУ «ЦСМС» не включал блок Ш 14 в ССД данных за период добычи с 21 по 25 апреля 2021 года, чем нарушил пункт 18.12 Порядка передачи данных; не отразил факт добычи крабов в указанном количестве в ССД, то есть ССД переданные им в ФГБУ ЦСМС за вышеуказанный период добычи, не соответствовали данным Промыслового журнала в части прилова крабов, чем нарушил пункт 9.3 Правил рыболовства; имел на борту судна уловы ВБР без указания в промысловом журнале судна видового состава улова ВБР, а именно по окончанию промысловых операций имел прилов ВБР в количестве 46 штук крабов при этом не указал в промысловом журнале их вид, чем нарушил пункт 14.3 Правил рыболовства.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 24 августа 2021 года уполномоченным должностным лицом в отношении капитана судна * «*» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и привлечения его 09 сентября 2021 года к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 2109/2131-21 от 24 августа 2021 года и постановлением по делу об административном правонарушении № 2109/2131-21 от 09 сентября 2021 года; рапортом сотрудника административного органа от 24 августа 2021 года; актом осмотра судна от 24 августа 2021 года; промысловым журналом; ССД; трудовым договором ФИО1; разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 512021010031 НМ, и иными доказательствами, которым была дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приходя к выводу о наличии в действиях должностного лица - капитана судна ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно применили Правила рыболовства и иные нормативно-правовые акты, в соответствии с требованиями статьи 24.1 названного Кодекса и установили все обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса.
Вопрос о вине капитана судна ФИО1 обсуждался применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом судья правильно исходил из положений пункта 2 статьи 44 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27 июля 2020 года № 421, согласно которому капитан судна обязан обеспечить соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства.
Учитывая, что должностное лицо - капитан судна ФИО1 при осуществлении в период с 17 по 25 апреля 2021 года промышленного рыболовства подавал ССД с нарушением установленного Порядка передачи данных, чем нарушил пункты 18.5 и 18.12 Порядка передачи данных, пункты 9.1, 9.3, 14.3 Правил рыболовства, его действия образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным довод в жалобе о том, что в действиях капитана судна ФИО1 отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, несостоятелен, поскольку событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьи районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и вывод о виновности капитана судна ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемых актов не ставят.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей допущены существенные нарушения норм административного законодательства, в том числе предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа ФИО1 назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 названного Кодекса, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность, отвечает принципам справедливости и соразмерности. Законные основания для его смягчения отсутствуют. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены при его назначении, не имеется.
Постановление о назначении капитану судна ФИО1 административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо сомнений в доказанности вины ФИО1 в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, которые в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в его пользу, не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу об административном правонарушении и при его рассмотрении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району №2109/2131-21 от 09 сентября 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 ноября 2021 года в отношении капитана судна * «*» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья С.А. Мильшин